Jewish Education Committee, 1946. 54 страница
Проблемы трансформации культуры | 113 |
взрослый, имеет свою точку зрения. В Америке взрос лому, путешествующему с ребенком, гораздо реже приходится защищать его от ласк и поцелуев посто ронних людей.
То же самое различие в основополагающих от ношениях между ребенком и обучающим его взрос лым мы можем наблюдать в школах и детских са дах. Тот, кто приехал из Германии, обязательно от метит, как медленно и неохотно воспитательница будет реагировать на сцену яростного спора между двумя мальчиками. На первый взгляд может пока заться, что педагог попросту не проявляет к ситуа ции никакого интереса. Однако в действительности воспитательница просто обучена так реагировать на происходящее. И если педагог хочет прервать какую-то деятельность ребенка, то он делает это осторож но и постепенно. Если существует вероятность того, что ребенок сам справится со стоящей перед ним задачей, воспитательница просто не будет вмешивать ся в процесс. В прогрессивных немецких школах догитлеровского периода идея независимости ребен ка тоже пользовалась популярностью, особенно в детских садах Монтессори. Однако нужно признать, что различие между реально бытовавшими способа ми обращения с детьми было огромно; его нельзя не заметить даже тогда, когда речь идет о самых про двинутых немецких учебных заведениях для воспи тателей детских садов. Подобное яркое различие существует и в отношении второго правила амери канских воспитателей, а именно: быть дружелюбны ми с детьми и разговаривать с ними, не повышая голоса, независимо от того, как настроен и как ре агирует сам ребенок. В Германии вмешательство взрослого в дела ребенка не только более привычно, но и, как правило, происходит внезапно и сопровож дается повышением голоса. Очень часто это втор жение происходит в форме команды, как требова ние подчинения. Мне стало известно, что при нацист ском режиме ведущим учебным заведениям для вое-
|
|
|
|
|
|
|
|
114 Проблемы трансформации культуры
питателей была направлена директива, в которой со держалась следующая рекомендация: даже если ре бенок не может понять причины поступка взросло го, взрослый не должен ничего объяснять. Таким образом детей приучают к слепому и безоговороч ному подчинению, подчинению не вследствие веских причин, а в силу любви или веры. Такой принцип вполне соответствует основному правилу тоталитар ного государства, декларируемому снова и снова, но особенно часто раздававшемуся в первые годы прав ления режима: командуй тем, кто ниже тебя; подчи няйся тому, кто выше тебя. Естественно, что подоб ные советы воспитателям при Гитлере стали гораздо более жесткими, чем это было в донацистский пери од. И тем не менее, такую ситуацию можно рассма тривать как крайнее выражение отношений между взрослым и ребенком, которое в Германии, по срав нению с Соединенными Штатами, всегда было весь ма характерным.
Борьба тоталитарного государства против разума и интеллектуальной дискуссии как проявлений «либе рализма» представляется довольно логичной, посколь ку вдумчивый обмен мнениями предполагает отноше ния равенства. Точно так же и объяснение причин в педагогике считается «демократической процедурой».
Тесно связана с уважением к правам ребенка и тенденция американской образовательной системы всеми возможными способами помогать ребенку как можно раньше стать максимально независимым. Осо бое внимание уделяется тому, чтобы разработать средства и приспособления, которые позволяют ре бенку самостоятельно одеваться, питаться и обслу живать себя, которые дают ему возможность неза висимо от взрослых справляться с требованиями повседневной бытовой жизни. Аналогичный подход разрабатывается в прогрессивных системах обучения во всех странах, однако истинная свобода выбора и реальная степень независимости, предложенная взрос-
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!