Эпизод четвёртый «Урок физкультуры» 11 страница



38.

...отрывок из пресс-конференции перед премьерой фильма «Юная Вера», которая состоялась 8 августа 2019 года:

- Константин, к вам вопрос. Газета «Московский комсомолец». Скажите, «Юная Вера» очень откровенный фильм, граничащий с порнографией… Как вы, очень уважаемый актер, заслуженный артист России, могли согласится на съемки?

- Да, согласен, фильм содержит много сцен, которые можно отнести к категории двадцать один плюс. И мой герой в кадре изредка появляется в непристойной подаче… Скажу сразу, дублёров у меня не было (смех в зале) и все части тела, продемонстрированные на экране, мои (снова смех в зале). Но я доверяю своему другу Алексею, его таланту режиссера, он бы не снял второсортную ленту. И то, что сценаристом выступил сам великий современный писатель Михаил Аксёнов…

- Константин, позвольте перебить. Вы сказали, что ваш друг Алексей не снял бы плохое кино. Но все мы знаем его прошлые ленты… Взять хотя бы скандальный фильм «Матильда»…

- Знаете, что я отвечу. Пора бы уже прекратить мусолить ту историю, которая была чистой воды политическая акция. Я деятель искусства, а не политик…

- Алексей, тогда вопрос к вам. Несколько лет вы никак не комментируете скандал вокруг фильма «Матильда». Не пора бы уже…

- Нет, не пора…

- Разрешите мне высказать своё мнение. Вы меня знаете, как писателя Михаила Аксёнова, и я в новом фильме Алексея выступил как драматург. В защиту своего друга скажу следующие. Год 2017 был переломным для России, гибель Путина, помешательство Медведева, полная неизвестность, кто же станет президентом, временное правительство Ксении Собчак… Страна погружалась в политический кризис и безмерную тревогу. А мы — не все, но знаем, первейшая защита от тревоги агрессия. Тревоги нужен был лишь повод, чтобы обратиться в агрессию. И некая мадам Полонская нашла повод, усмотрела в невинном фильме угрозу для православных ценностей. И нужно сказать, это очень искусственно созданная конфронтация. Никто не потрудился разобраться даже, а действительно ли Николай второй заслужено был канонизирован, является ли примером святости? В конце восьмидесятых двадцатого века, РПЦ набрало в советском союзе большие силы, чтобы свергнуть коммунистов. Была создано сильное пропагандистское движение, которое втайне занималось провокацией и агитацией население. Незаслуженная канонизация Николая был хитрый шаг, который бы окончательно отвратил приверженцев свержения коммунистического строя от власть имущих. Николай становился примером жертвы сатанизма красных, они же замучили святого! Но повторюсь, это был искусственный святой, который не подает верующими никакого духовного примера. Но видимо настолько сильной козырной картой РПЦ, что и спустя тридцать лет, её снова разыграли… Из всего сказанного, я заключаю, что фильм попал под горячую руку зачинщиков мятежа, и не зависимо от содержания был разыгран провокационный фарс…

- Были погромы, избиение актеров, поджоги кинотеатров… Вы не боитесь, что и «Юную Веру» ждёт подобное?

- В России всё может быть. Русские люди за многовековую историю отучились думать самостоятельно, им необходима система ценностей. Любая — вот что очень печально — лишь бы была. Православие не является идеальной системой ценности, многое за две тысячи лет после пророка Иисуса было введено измышленного. Говорю с уверенностью, ибо сам Он меня учил. Он учил, что Бог один, христианство же после Него, вернулось к многобожию, авторитарности отцов церкви и идолопоклонству, что конечно, пробовал реформировать Мартин Лютер… но не суть. Я отошел от мысли. Да, не идеальная система ценности, но у русских она единственная — единственный ориентир в неизвестности, которая и есть жизнь. Отбери ориентир, и русский опрокинется в хаос тревоги… Тонкость в том, что никто… слышите, никто не старается его отобрать. Иллюзия заключается в том, что систему ценности нельзя обесценить… либо кто ей придерживается сам не доверяет ей. Якобы фильм о Николае способен изменить мнение верующего… интересно спросить, у этого верующего, отчего же так легко изменить его мнение? Ты сомневаешься сам в своих ценностях? Почему мнение другого способно разрушить их?…

- Так что, вы считаете, сейчас ценности это орудие провокаций?

- Именно… Кто борется за правду с трибуны — лгун!

- Константин, газета «Спид-Инфо», вернемся к сценам эротического содержания в фильме. Скажите, как вам удавались они?

- Честно? С большим трудом. Я от природы застенчивый человек. Ключевая сцена мне долго не давалась. Мы долго думали, как быть. И решение пришло. Алексей придумал трюк, сцену унижения юной Веры мы снимали молодой актрисой Полиной Гренц сами, без съемочной труппы, поставив стационарные камеры по периметру комнаты… Я очень благодарен Полине, если бы не она, я бы и не смог раскрыться в этом эпизоде…

- Вопрос к Алексею. Алексей, скажите, в начале фильма пятнадцатилетняя Вера встречается за кулисами с лидером группы Rammstein Тиллем Линдеманном и передает ему рукопись переводов его стихов. Насколько известно всем, его все стихи вышли намного позже, когда Вера была уже взрослой женщиной, начиная с 2016 года и автором всех переводов стал Вячеслав Камедин. Не получается ли, что здесь имеет место вымысел?

- Вовсе нет. Вера действительно встречалась с Тиллем, но это встреча была, когда ей было двадцать шесть. Единственный штрих фантазии, мы перенесли эту встречу в фильме на десять лет, остальное всё достоверно… И сам Линдеманн с удовольствием согласился сыграть в русском фильме самого себя...

Юная Вера

фильм основан на реальных событиях, описанных в дневниках Веры Павловны Грибниковой, о юности тверской поэтессы.

В съемках использованы самые ранние записи.

Выражаем искреннею признательность Вере Павловне за разрешение экранизации.

Коллектив фильма «Юная Вера». 2019.

Режиссер-постановщик:

Алексей Учитель

Сценарий:

Михаил Аксёнов

В главных ролях:

отец Веры — Константин Хабенский;

мать Веры — Елена Валюшкина;

Вера — Полина Гренц.

В ролях….

В эпизодах:

Тилль Линдеманн

Пауль Ландерс и др.

В фильме использована музыка группы Rammstein …

Производство кинокомпании «АСТ»…

Эпизод первый «Рок-концерт»

...начальные титры гаснут, погружая зрителя, который пришел на премьеру, в полную темноту. В темноте оглушительно звучит композиция Der Meister. На экране всполохи огней. Прожектор бродит по какому-то помещению. Вскоре понимаешь это концертный зал, заполненный молодыми людьми. Камера берет в фокус то одно лицо фаната рока, то другого. Отъезжает, берет крупный план. Толпа беснуется, давит друг друга, машет руками. Камера снова наезжает, выхватывает лицо девушки. (Кто смотрел сериал на ТНТ «Физрук», сразу узнал героиню Саню Наф-Наф, которую играла Полина Гренц). Лицо девушки радостное, мокрое от пота, волосы налипли на лоб. Она что-то кричит, но её заглушает музыка...

Эпизод второй «Закулисье»

...переходы между эпизодами монтажер сделал оригинально: кадр тускнел и становился серым, а потом и вовсе плёнка словно рвалась. Затем появлялся свет, сквозь который постепенно проявлялись фигуры актёров. В следующем эпизоде зритель увидел огромную фигуру Тилля Линдеманна, который разгоряченный, потный, глотающий глубоко и отрывисто воздух, выбежал со сцены за кулисы. К нему подбежал полный мужичок. Русский. Импресарио или менеджер, концертмейстер или продюсер — среднестатистический зритель редко разбирается в этих эстрадных профессиях. Явно одно, этот мужичок (его играет Алексей Маклаков) представитель организаторов выступления Rammstein в России. Он на ломанном немецком кричит Тиллю, стараясь перекричать музыку со сцены:

- Herr till, mit dir treffen wollen ein Mädchen. Sagt, dass Sie wollen reden mit Ihr. Und Sie hat etwas, was Sie brauchen.

- Gut. Lassen Sie warten in der Garderobe.

...меня на премьеру «Юной Веры» пригласил сам Аксёнов. Для меня, начинающего писателя было честью, когда он представил меня Учителю и актёрам, сыгравшим фильме. Было приятным то, что Алексей Учитель говорил, что читал мои рассказы и находит их смелыми и очень откровенными. В будущем возможна экранизация, обнадежил он меня. Я сел в вип-ряду с краю, рядом с Михаилом Николаевичем.

- Ох, Слава, жутко волнуюсь, - признался он шепотом мне.

- Волнуетесь? Вы же великий писатель, - зашептал я в ответ.

- Ага, а волнуюсь как мальчишка, - его быстрое дыхание от беззвучного смеха забилось мне в ухо.

- А Григорий не смог прийти на премьеру?

- К сожалению… Он остался с женой, сегодня она рожает…

- О! Сегодня появятся два ребенка! Ваш внук и ваш фильм…

- Ох, Слава, скорее бы погасили свет и начался показ, - оглядываясь по сторонам нервно сказал Михаил Николаевич. - Я когда так нервничаю… подрачиваю, - он это сказал как можно тихо. - Ну, ты знаешь…

Я учтиво улыбнулся. Я за много лет дружбы уже привык к причудам великого писателя…

Эпизод третий «Гримёрка»

...Вера сидела как струна спиной к зеркалам к гримерной комнате. Лицо было напряженным. Когда вошел Тилль она вскочила и долго не могла поприветствовать, заикалась и дрожала… Кадр временно сменился планом концертного зала, затем сценой, где музыканты играли интро из разных композиций… Камера остановилось на лице Пауля Ландерса, он озадачено быстрым шагом шёл за левую кулису. Он прошелся по длинному коридору, заглядывая в двери… И кадр вернулся зрителя в гримёрку.

- Откуда у вас мои стихи? - закадровый переводчик дублировал речь Линдеманна голосом Алексея Макарова. - Ведь я даже в Германии их пока не печатал. У меня в планах издание…

- Я купила за большие деньги. Вот смотрите, Тилль, вот эта книжечка, тираж тысяча экземпляров. Видимо, они издали книгу без вашего ведома…

- Видимо, да…. Да, это мои стихи… И вы перевели их на русский?

- Да, переводила два года…

- Я еще не думал о издании стихов в России… Чёрт возьми, это было бы круто!

- Это и моя… моя самая заветная мечта…

...Пауль Ландерс увидел Тилля со спины. Он выходил из гримёрной с какой-то русской девочкой. Оператор не приблизил фокус, когда знаменитый музыкант прощался с Верой. Зритель издалека видел, как он слегка нагнулся, и она поцеловала. Потом побежала… Пауль подошел к нему.

- Представляешь, эта девочка знает мои стихи и перевела на русский, - улыбаясь сказал Тилль.

- Не может быть? - Пауля дублировал Сергей Горобченко. - Ты не думал об издании в России..

- Как раз сегодня задумался… А знаешь, русские до сих пор читают книги в метро, когда едут на работу. И меня… ты только задумайся, меня будут читать…

- Ну, дружище, покажи своё новое сокровище…

- Рукопись осталась в гримёрке…

...дверь с надписью «Гримёрная комната». Её толкает рука. В кадре всё объято пламенем…

Эпизод четвёртый «Урок физкультуры»

...на экране появляется лицо отца Веры. Очень скоро зритель догадываться, что он учитель физкультуры. Он стоит перед строем подростков в спортивном костюме, на шее свисток.

- Павел Викторович, отсутствующих нет… - сказал паренек в конце строя.

- Хорошо. Встать в строй. Сегодня первое занятие в этом учебном году, дети… (камера крупным планом взяла глаза Хабенского, затем нос…). В этом году — я правильно понимаю — вы также начнёте изучать и астрономию?

- Да, Павел Викторович, - несколько ребят выкрикнули из строя.

- А что такое астрономия? (камера сместилась на рот физрука…) Астрономия изучает строением космоса. И мы можем провести параллель. Если астрономия изучает строение всего, мы на уроках физкультуры будем изучать строение нашего тела… (в кадре зритель видит кадык, он острый и часто приподымается, когда оратор сглатывает…). Чтобы пользоваться своим телом в совершенстве и развивать его, мы должны знать каждую группу мышц. Вот к примеру, нагнитесь… (камера перешла на грудь. Грудь вздымается, опускается. Свисток раскачивается, бьется и белый бегунок молнии спортивной кофты…). Нагнитесь и потрогайте свои икры. Прощупайте икроножные мышцы, чтобы знать, как они устроены… (внимание оператора сместилось на живот…)… Так, девочки, минуточку внимания. Вы уже взрослые. На следующее занятие, всем надеть бюстгальтер. Все поняли? Продолжаем. Наклонились снова. Теперь прощупайте свои бёдра… (камера остановилась на гульфике…) … Здесь самые большие мышцы это квадрицепсы, двуглавые бедра и ягодичные. Не стесняйтесь, прощупайте… (в кадре гульфик иногда пульсирует, как будто изнутри что-то хочет вырваться…)… Теперь немного раздвиньте ноги и прощупайте мышцы паха. Постарайтесь не возбудиться (по залу прокатился смех)…

...какое-то время зрителю показывают фасад спортзала, на который местами деревья набросили свои ветви с желтой осенней листвой. Камера кружит над территорией школьного двора, снимая его со строительного крана, захватывает корпуса школы. Затем переключение, и мы видим двух школьниц, идущих по тропинке к воротам ограды.

- Шизанутый какой-то он, - говорит одна.

- Озабоченный. Я знаешь, чё про него знаю? Он любит подглядывать в душ и дрочить… - говорит другая.

- Баян. Его бы турнули со школы…

- Он шифруется просто. Карлсона фиолетового строит, а сам изращуга...

Эпизод пятый «Комната Веры»

...лицо Тилля Линдеманна. Он серьезно вглядывается прямо в глаза зрителя. Чувствуется, точно пытается понять, хорош ли ты, достоин ли жить дальше. Лицо застывшее, ни малейшего движения. Лицо оказывается на плакате. Рядом еще плакаты, на них немецкий музыкант на разных концертах. Вот плакат, на котором он держит микрофон у паха… Дальше стена, оклеенная обоями с грязно-розовыми цветочками…

Вера сидит за письменным столом, полная, сутулая. Что-то пишет… Заходит отец. Он по-прежнему в спортивном костюме, держит красную кружку… Камера будто нарочно показывает мокрое пятно у гульфика…

- Не помешаю? - тихо спрашивает Павел Викторович, но Вера всё равно вздрагивает. Она внимательно смотрит на отца.

- Нет, папа…

- Уроки делаешь?

- Я уже сделала… Решила стих исправить, который вчера писала…

- Стихи? Ты мне давно не показывала, - он ставит кружку на стол; оператор показывает его тонкие пальцы руки, ими он поправляет член сквозь трико. Эта же рука треплет волосы девочки, берет за спинку стул. И с другого ракурса мы видим, как отец пододвинул стул и присел…

- Я последнее время недовольная своими стихами… Такое чувство, что я бездарная…

...стоп камера! - кричит Алексей Учитель и встаёт с режиссерского кресла, подходит к актрисе. - Полина, послушай, - говорит он, - каждый настоящий поэт, а Вера Павловна настоящий, считает стихи очень важным продуктом бытия. Не высказать их он не имеет право. Если он их утаит, он пойдет против воли вселенной, против воли Бога. Попытайся сейчас прочувствовать это, насколько юной Вере важно быть талантливой, чтобы выражать волю вселенной. Эта фраза «Такое чувство, что я бездарная...» наносит ей невыносимую боль. Она ей бьет себя, наказывает за то, что неспособна преобразить бытие. Понимаешь?… Окей! Камера мотор!

- Я последнее время недовольная своими стихами… Такое чувство, что я бездарная…

- Тебе просто нужно кому-нибудь показать их. Почему бы тебе не показать маме, когда она вернётся с семинара? Мама же учитель литературы, - говоря, Павел Викторович положил ладонь на бедро Веры. У Веры они округлые, полные. Сама Вера с просторных домашних трусах и несуразной серой футболке, без лифчика.

- Я стесняюсь показывать стихи маме…

- Почему?

- Ну, там много… много…

- Они чувственные, да? Можно сказать... эротические, да? (Вера вздрагивает и спешит отвернуться)

- Немного, - отвечает Вера.

- Это нормально, - говорит отец. Он берет чашку и делает глоток. Ставит чашку на стол, мнет гульфик, потом чешет этой рукой за правым ухом у себя. - Тебе четырнадцать, пора думать о любви, о мальчиках, о… о сексе…

- О сексе? - внимательно смотрит Вера на отца…

...Полина, - говорит режиссер, - нужно сыграть небольшой шок. Понимаешь, они в первый раз с отцом говорят о сексе. Это настолько для нее необычно, что её пугает. И в то же время и возбуждает… Костя, - обратился он к оператору Константину Постникову, - возьмёшь крупный план груди Полины, особенно соски…

- Тебе четырнадцать, пора думать о любви, о мальчиках, о… о сексе…

- О сексе? - внимательно смотрит Вера на отца…

- Ну, чего ты сжалась в комочек? Тебе неприятно говорит о сексе?

- Не знаю, - Вера пожимает плечами и смотрит в сторону.

- Это потому что, мы никогда не говорили об этом. Мы неправильные родители. Совок… Я недавно читал, что об этом нужно говорить. В наше совковское время это было табу… (По сценарию Аксёнова отец Веры, пока она не смотрит, «слегка подрачивал». Хабенский долго спорил об этой сцене, будучи сам хорошо зная психологию, утверждал, что будет более реалистичным показать сублимацию в диалогах, в эмоциях, в дыхании…). А говорить-то надо… Может попробуем?

- Что? - непонимающе смотрит Вера, а в зале где-то засмеялся зритель.

- Поговорить… Или нет?

- Я не знаю просто, что о нём говорить…

- Ну…. Ну… Да, вот кстати. Ты никогда не интересовалась, как у нас с мамой насчет этого… (этот момент отсняли много дублей прежде, чем добиться, когда Полина сыграет смущение так, чтобы «даже неверующий поверил»). А мне бы хотелось рассказать… пожаловаться…

- Пожаловаться? - камера крупно взяла удивленные глаза девочки.

- Знаешь, Вер… а мне мама уже… полгода не давала…

- Что не давала? - Вера не понимала, и по зрительскому залу прокатилась волна смеха.

- Ну, это… - видно, как напряженно думает Павел Викторович, как объяснить, что значит «не давала». - Ну, знаешь… мама… хотя бы раньше брала в рот, теперь совсем никак…

- Что брала в рот? (Полина очень хорошо сыграла непонимание, зал снова засмеялся)

- У меня… - начал отвечать он и запнулся.

- Я не понимаю тебя, пап.

- Ну, это… Ну, понимаешь… я всё же мужчина, и мне… каждый день нужна разрядка. Я еще то есть молодой же мужчина, и… и у меня часто эрекция (Вера снова вздрогнула, камера сфокусировалась на гульфике мужчины…). Да, Вер, у меня встаёт…

- Пап, не надо об этом, - Вера густо краснеет и отворачивается.

- Раньше мне мама помогала, - не смотря на просьбу дочери, продолжил Павел Викторович. - Иногда ртом… Сейчас… уже полгода…

- Пап, зачем ты мне это говоришь?

...Костя, возьми Полину всю в план, как она сжалась, хочет сбежать, но не может, - сказал оператору режиссер.

-Ты же мне друг, Вер, и мне не с кем поговорить об этом… Я думал, ты меня пожалеешь. Мне очень плохо…

Вера смотрит на отца. В глазах сострадание.

- Знаешь, что самое нелепое?

- Что, пап?

- Я сейчас иногда занимаюсь онанизмом.

Вера снова вздрагивает, но продолжает смотреть на отца. Оператор вновь обращает внимание зрителя к гульфику: ткань трико начинает пульсировать, пенис толкает её…

- Я даже боюсь, - продолжал говорить физрук, - что мама или ты заметят, как я это делаю… Ты, наверное, меня сразу возненавидишь..


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!