ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи. 10 страница



Китайский театр объединял:

1) танец;

2) пение;

3) речь;

4) действие;

5) акробатику.

Уже в Древнем Китае существовали различные виды зрелищ:

1) цирк;

2) акробатические танцы;

3) театры кукол и теней.

В городах средневекового Китая существовали постоянные здания театра. Актеры в Китае считались низшим сословием и должны были соблюдать множество правил и запретов.

Театральное искусство Китая включает в себя:

1) более 300 традиционных жанров;

2) свыше 60 видов теневого и кукольного театров;

3) европейскую оперу;

4) танцевальную драму (балет).

Поскольку на сцене практически отсутствует театральный реквизит, применяется условная жестикуляция. Действие не ограничено ни во времени, ни в пространстве.

6. Танец. Балет. Кинематограф.

Новым видом театрального искусства стал в Китае балет, который имеет глубокие исторические корни в народном танцевальном искусстве. С начала 1950-х до середины 1960-х гг. был создан целый ряд балетных спектаклей на исторические и современные темы, а в 1980-е гг. было уже осуществлено свыше 100 новых постановок. Одна из наиболее известных – балет «Цветы на Шелковом пути», повествующий о дружбе китайского народа эпохи династии Тан с народами других стран. В 1950-е гг. на китайскую сцену проник европейский балет.

Кинематограф в Китае появился в 1920-х гг., но наиболее значительных успехов он достиг после 1949 г. Китайские фильмы в последнее время становятся все более популярными в мире и получают премии на международных кинофестивалях. Помимо художественных фильмов, снимаются:

1) документальные;

2) научно-популярные;

3) мультипликационные фильмы.

7. Живопись.

Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. Мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной тушью различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей.

Главной темой «гохуа» были и остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Например, часто изображаемая на полотнах сосна символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность и утонченность, орхидея – простоту и благородство и т. д.

Для китайских художников не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствовавшие на их картинах, воспринимались как символ.

Буддизм, особенно чань-буддизм, сыграл большую роль в расцвете классической китайской живописи. Прикладные искусства, расцвет живописи и ваяния многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись (тушью на бумаге, шелке), а также искусство фресок.

Буддистские, как и даосские, монастыри долгими веками были одним из центров китайской культуры. Здесь проводили время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей были накоплены бесценные сокровища письменной культуры, работали переводчики, компиляторы, переписчики. Именно китайские буддистские монахи изобрели искусство ксилографии, т. е. книгопечатания – размножения текста с помощью матриц (досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами).

Большое распространение получили в Китае и жанры западного изобразительного искусства:

1) масло;

2) гравюра;

3) акварель.

Одновременно с живописью в Китае развивалась и каллиграфия, считавшаяся вершиной всех искусств. Китайцы ценят в своем письме силу, выразительность и изящество линий, композиционную стройность сочетания графических элементов. Особого расцвета этот вид искусства достиг в IV–V вв., когда были установлены четыре высших качества каллиграфии:

1) стиль, полный энергии и жизненности;

2) строгость, сила;

3) равновесие;

4) эстетическое качество.

8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство.

Уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем», хранящим память о предках. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль золота и серебра – из него готовили монеты, по нему оценивали чистоту золотого песка. Изделия из нефрита производятся главным образом в Пекине и Шанхае. Резьба по слоновой кости развита в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае. Важнейшим центром производства изделий с использованием перегородчатой эмали является Пекин. Вышивальщицы обычно владеют несколькими десятками приемов работы, которые позволяют тонко передавать фактуру предмета, переходы и оттенки цветов, объемность изображаемого объекта, а также пространственную перспективу.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы строили здания в 2–3 и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз – пагоду. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков.

В III в. до н. э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов. Центральный зал одного из них вмещал более 10 000 человек.

Время, когда в стране образовалось единое централизованное государство (221–207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до настоящего времени. Известно, что ее строили более 2 млн. заключенных, многие из которых были наказаны за инакомыслие. Длина стены составляет более чем 4 тыс. км.

ЛЕКЦИЯ № 17. Культура Индии.

1. Особенности индийской культуры.

Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет индуистской культуры приходится на эпоху Средневековья.

2. Литература. Наука. Религия.

Индийская литература насчитывает примерно 40 веков существования. Она настолько разнородна и создавалась на таком большом количестве языков, что описать ее крайне сложно. Наиболее древней является Ведийская литература. Веды долгое время носили характер устного творчества.

Эпическая литература возникает в первой половине I тыс. до н. э. Наиболее древним эпическим произведением считается «Махабхарата» («Великая Индия»). Не менее известным является и другой эпос – «Рамаяна» («Странствия Рамы»).

Ярким представителем бенгальской литературы является Рабиндранат Тагор (1861–1941) – поэт и писатель, музыкант и художник. Вершиной признания поэтического творчества Тагора явилось присуждение ему Нобелевской премии по литературе за 1913 г. за сборник стихотворений «Пригоршня песен». Одна из патриотических песен Тагора «Душа народа» стала государственным гимном Индии.

Больших успехов достигла индийская наука. Еще древние индийские ученые разработали десятичную систему счета и ввели понятие нуля. Они с незначительными погрешностями определили расстояние от Земли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли, сделали множество астрономических и научных открытий. Уже во времена Индийской цивилизации (III тысячелетие до н. э.) они планировали города, возводили монументальные сооружения, знали письменность, использовали систему мер и весов.

В Индии представлены все основные религии мира:

1) индуизм;

2) ислам;

3) христианство;

4) буддизм;

5) иудаизм;

6) зороастризм.

Есть в Индии и «свои» (национальные) религии, как, например, джайнизм и сикхизм.

Наиболее распространен в стране индуизм, который исповедует более 80 % населения. За ним идет ислам (около12 %), далее – христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм и др.

Мирное сосуществование различных религий в Индии создало в культуре этой страны неповторимую атмосферу самобытности. Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и емко выражаются в их изобразительном искусстве.

3. Музыка. Танец. Театр. Кино.

Классическая музыка Индии имеет свою специфику. В ней нет европейской гармонии. Индийская религиозная музыка никогда не записывалась нотами. Именно этим и обусловлена бескрайность, предоставляющая исполнителю неповторимую возможность импровизировать. Классическая индийская музыка исполняется на индийских национальных инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситара, а также большое количество различных барабанов.

Индийский классический танец своими корнями уходит в глубокую древность. Он наполнен конкретным содержанием. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому индийский танец можно читать, и он нередко сопровождается танцевальным речитативом.

Индийский театр относится к старейшим театрам мира: его теория и практика были разработаны около II в. до н. э.

Индийское кино представляет собой никальное явление, не имеющее аналогов в мировом кинематографе. Индийское кино самобытно. Оно является естественным продолжением музыкально-танцевальной драмы и требует специальной подготовки актеров, умеющих профессионально танцевать и петь. Оно всегда национально: действие любого фильма всегда связано с Индией и ее народом.

4. Живопись.

Одной из самых блистательных страниц в истории развития индийской культуры является живопись. Живопись как направление искусства оформилась в процессе иллюстрирования индуистского учения. Это в первую очередь иллюстрации к легендам. Особенно много иллюстраций посвящено народному божеству – Кришне, одному из воплощений бога Вишну. В индийских миниатюрах почти всегда просматривается контраст между многокрасочным передним планом и простым одноцветным (красным или голубым) фоном.

Художественная мысль индийцев изображала мифологических существ. Каждый из них сохранялся и растворялся в другом, в результате чего возникало совершенно новое невиданное существо, причудливо сочетавшее в себе элементы своих прародителей. Таков Хануман (получеловек и полуобезьяна). Еще один из наиболее важных персонажей – Ганеша. Изображается он с человеческим туловищем и слоновьей головой.

Самобытность индийского искусства заключается в своеобразии мышления – религиозного и художественного.

5. Архитектура.

Архитектура Древней Индии была преимущественно деревянной и не сохранилась. Разрушая многие древние индуистские и джайнистские храмы, падишахи династии Великих Моголов (ХVI в.) воздвигли мечети, медресе, мавзолеи и крепости, многие из которых по сей день являются шедеврами мировой культуры. Следующим судьбоносным этапом стала начавшаяся в ХVIII в. колонизация Индии Великобританией, которая завершилась полным порабощением страны. В течение более чем 200-летнего британского господства в индийскую жизнь было привнесено множество европейских культурных и политических традиций, которые во многом определяют лицо и сегодняшней Индии. Лишь в январе 1950 г. Индия была провозглашена Республикой и окончательно обрела свободу.

Индийские религии создали в искусстве неповторимую атмосферу движения, незавершенности. Ярким примером классического воплощения в искусстве противоречивого взаимодействия конечного и бесконечного, материального и духовного, с явной доминантой бесконечного и духовного, является образец культового буддийского сооружения – ступы.

Все ее компоненты пронизаны этим принципом, начиная от конструкции с квадратным основанием с полусферическим верхом. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символами власти. Ступу украшали рельефы и скульптуры Будды, сцены из жизни святых. Одной из самых древних сохранившихся ступ, сооруженных во времена империи Маурьев, является Ступа в Санчи (III–II вв. до н. э.).

6. Скульптура.

Для архитектурного и скульптурного рельефа в Древней Индии было характерно внимание к деталям. Чтобы сделать изображение более четким и понятным, художник пренебрегал перспективой. Интересно, что скульптура чаще всего полукруглая, т. е. не имеющая спины или врастающая спиной в стену. Изредка встречается в Индии и круглая скульптура.

Еще в I в. до н. э. в скалах начали высекать пещерные храмы. Это буддийские храмы – чайтья.

В раннем буддийском искусстве практически не встречается фигура самого Будды. Его изображение заменяется в зависимости от содержания изображаемого то цветком лотоса, то священным деревом за оградой, то колесом со спицами, то ступой, то ступнями ног (следами Будды). Только после того как буддийское учение получило широкое распространение в народе и священный путь Будды стал хорошо известным каждому, появилась возможность изображать его в человеческом образе.

IV–VI вв. были периодом расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии был объединен в могущественное государство Гуптов. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте. Там было создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой.

Позже появляется тип храма в виде башни. Эти храмы имели удлиненно-овальную форму, на их верхушке располагался зонт в виде лотоса или прямоугольной пирамиды. Основная толпа верующих совершала обход храма снаружи. Во дворе храмов, а также на стенах стояли скульптуры.

Когда знаменитый русский путешественник тверской купец Афанасий Никитин в ХV в. побывал в Индии, он увидел там святилища другой широко распространенной в этой стране религии – ислама: это были мечети, а также мавзолеи, которых в Древней Индии не было. Эта новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию. Однако мусульманское завоевание нанесло серьезный удар развитию индуистской архитектуры. Многие великолепные индуистские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось.

ЛЕКЦИЯ № 18. Культура Древнего Египта.

1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта.

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:

1) додинастический период (IV тыс., 33–30 вв. до н. э.);

2) древнее царство (ХХХ–ХХIII вв. до н. э.);

3) среднее царство (ХХI–ХVIII вв. до н. э.);

4) новое царство (ХVI–ХI вв. до н. э.);

5) позднее время (ХI—332 г. до н. э.).

Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В традиционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения.

Характерными чертами древнеегипетской культуры были сознание силы, желание ее сохранить и преумножить, жажда бессмертия. Искусство в целом имело монументальный характер, подавлявший зрителя.

2. Религия.

Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (ХIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии, и страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве усыпальницы для тела.

3. Образование и наука. Литература.

Возникновение египетской письменности относят к ХХХ в. до н. э. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, но и строители. В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов.

Важной частью египетской культуры являлась наука: без научных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Под влиянием практических потребностей развивалась математика. Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдениях за небесными светилами.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, благодаря которому жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные.

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты. Накапливались и исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религией и непременная традиционность древних сюжетов. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой мифов. Литература выполняла функцию объяснения вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики.

4. Музыка, живопись.

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем и литературой. Ей приписывалась магическая сила. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Играли на:

1) лире;

2) барабане;

3) двойной флейте;

4) арфе.

Весьма распространена в Древнем Египте была и живопись. Большинство росписей древности не сохранилось, зато дошло много образцов Среднего царства. Склепы этого периода разрисовывались фресками внутри. На них изображались сцены из жизни, быта людей, природа на берегах Нила. Слуги изображались очень маленькими. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» – многочисленные статуэтки рабов, музыкантов, поваров в свободных, раскованных позах, отличающихся эмоциональностью и движением.

С течением времени сюжеты становятся более разнообразными, сцены – более динамичными. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Настенные изображения Нового царства претерпели значительные изменения. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тутмоса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи.

5. Архитектура.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!