ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи. 5 страница



6. Архитектура и скульптура.

В архитектуре ХIХ в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций; они четко выдерживают такие законы архитектурной композиции, как:

1) симметрия;

2) подчеркивание центра;

3) общая гармония частей и целого.

Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине ХVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова (1761–1811).

Принципиальное значение имело строительство в начале ХIХ в. здания Биржи на трелке Васильевского острова. Новое здание объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля со времени постройки в 1810–1811 гг. Казанского собора. Он был построен по образцу собора св. Петра в Риме зодчим А. Н. Воронихиным (1759–1814). В 1806 г. А. Н. Воронихин получил заказ на перестройку зданий Горного кадетского корпуса (с 1833 г. – Горный институт). Сохранив существующие строения, Воронихин объединил их общим фасадом – строгим, лишенным декоративных деталей. Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты, символизирующих назначение этого учреждения. Их выполнили скульпторы В. И. Демут-Малиновский (1779–1846) и С. Пименов (1784–1833).

Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-й половине ХIХ в. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном (1786–1858).

Триумфальные мотивы Александровской колонны были воплощены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

Завершающие работы по формированию петербургских ансамблей связаны с творчеством К. И. Росси (1775–1849). По его проекту были построены здания.

1. Сената и Синода.

2. Александрийского театра.

3. Михайловского дворца (ныне – Русский музей).

Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что, казалось, Росси был близок к осуществлению своей мечты – сделать целый город произведением искусства. Однако зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации.

Проявления московского классицизма были характерны для отдельных зданий. Даже пожар 1812 г. не устранил разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

В 1813 г. была организована Комиссия по восстановлению Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился О. И. Бове (1784–1834), получивший должность архитектора.

В первые десятилетия ХIХ в. Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове не последнюю роль сыграл Доменико Жилярди (1785–1845). Первой большой работой архитектора стало восстановление Московского университета после пожара 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад.

В это же время продолжал свою деятельность архитектор Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма – Преображенский и Троицкий соборы. Для Преображенского собора (1827–1829 гг.) зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Проектируя Троицкий собор (1828–1835 гг.), мастер не мог отойти от форм старых церквей ХVIII в. В результате он возвел крестообразное здание, завершив каждый из выступов креста 6-колонным портиком и увенчав небольшим куполом на гладком барабане. Стасов занял особое место в русской архитектуре 1-й половины ХIХ столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания.

В 1839–1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

К. А. Тон (1794–1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил 5-главые церкви с узкими закругленными окнами, использовал русский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отказаться. Работы Тона понравились Николаю I. В 1838–1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

Активно развивалась и скульптура. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение И. П. Мартоса (1754–1835). Следуя традициям классицизма, ваятель облачил своих героев в античные одежды.

В 40—50-е гг. ХIХ в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта (1805–1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге также принадлежит Клодту.

ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века.

1. Общая характеристика эпохи.

2-я половина ХIХ в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине ХIХ в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853–1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр //осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Годы правления 1855–1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура, прежде всего литература и музыка, получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

2. Образование.

Существовавшая система народного образования не удовлетворяла социальному и экономическому развитию страны. Низкий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость перемен. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала сильный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.

Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. ХIХ в. доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44 %. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55 %.

По вопросу о среднем образовании велась длительная дискуссия между сторонниками реального и классического направлений. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных, земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения – гимназии – на классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 1890-х гг. – около 600.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. При этом в городе грамотных было в 2 раза, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29,3 %), чем среди женщин (13,1 %).

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. В пореформенный период открылись новые университеты в:

1) Одессе;

2) Варшаве;

3) Томске.

В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как:

1) А. М. Бутлеров;

2) Д. И. Менделеев;

3) И. М. Сеченов;

4) С. М. Соловьев;

5) К. А. Тимирязев и др.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически упразднял автономию университетов.

В 1858 г. появились и женские гимназии. До этого поступать женщинам в университеты запрещалось. В 1860—70-е гг. были организованы первые высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье) и в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

После 1881 г. в сфере просвещения снова произошли изменения. А печально известный циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях») ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п. людей»; плата за обучение была повышена.

После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельности правительства резко возросло число периодических изданий и наименований книг. «Временные правила», утвержденные 12 мая 1862 г., даже разрешили печатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Но т. к. сильное беспокойство обер-прокурора и цензора К. П. Победоносцева вызывали библиотеки и читальни, в 1888 г. каталог книг, разрешенных для выдачи читателям, был пересмотрен.

3. Наука.

2-я половина ХIХ в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки, для развития которой были созданы благоприятные условия. Оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.

И. М. Сеченов 1829–1905) заложил основы отечественной физиологии. И. И. Мечников (1845–1916) основал школу микробиологии и сравнительной патологии. К. А. Тимирязев (1843–1920), исследуя процесс фотосинтеза, положил начало русской школе физиологии растений.

60—70-е гг. ХIХ в. называют золотым веком русской химии. Величайшим открытием этого времени стал периодический закон химических элементов (1869 г.), открытый Д. И. Менделеевым (1834–1907) и зафиксированный им в виде таблицы. Разработал фундаментальную теорию химического строения А. М. Бутлеров (1828–1886).

Мировую славу русским ученым принесли открытия в области техники. Это изобретения П. Н. Яблочкова (1847–1894) – дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения; А. Н. Лодыгина (1847–1923) – электрическая лампа накаливания; А. Ф. Можайского (1825–1890) – первый в мире запатентованный самолет (1881 г.). А.Ф. Можайский изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил.

П. Л. Чебышев (1821–1894) сделал крупные открытия в области математического анализа, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов (1839–1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. А. С. Попов (1859–1905), занимавшийся этой проблемой, не смог полностью воплотить свои идеи: попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во 2-й половине ХIХ в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827–1914), руководитель Русского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (Н. М. Пржевальский), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай) и др.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу ХIХ в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея, активное участие в которой приняли русские исследователи, продолжалась в начале ХХ в.

В области исторической науки активно работали С. М. Соловьев (1820–1879) и его ученик В. О. Ключевский (1841–1911). В философии были созданы оригинальные труды:

1) В. С. Соловьева;

2) К. Н. Леонтьева;

3) С. Н. Трубецкого.

Во 2-й половине ХIХ в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.

4. Литература и общественная мысль.

Художественная литература 2-й половины ХIХ в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В 1880-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Тема народа была центральной в творчестве Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

В последней четверти ХIХ в. в России начинают широко распространяться газеты. Но все же основным видом повременных изданий оставались журналы. В конце ХIХ в. газеты появились и в провинции.

Все более развивающейся отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. И. Д. Сытин (1851–1934) начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу – по очень низкой цене, рассчитывая на массовый спрос.

В конце ХIХ в. две издательские фирмы (Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург)) задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии на русском языке с небольшим добавлением нового материала. Однако в результате редакция создала самостоятельную русскую энциклопедию. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, в 82 томах, вышел в свет в 1890–1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией.

5. Музеи. Театр. Музыка.

Государственная Третьяковская галерея в Москве – одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя – московского купца П. М. Третьякова (1832–1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который начали перестраивать под музейное здание. Третьяков хотел создать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». В 1881 г. он открылся для посетителей.

Главными театрами страны во второй половине ХIХ в. по-прежнему оставались Малый и Александрийский. На сцене выступали талантливые актеры и актрисы – П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. В конце 70-х гг. ХIХ в. начинается театральная деятельность режиссера К. С. Станиславского.

Живопись и музыкальная жизнь 2-й половины ХIХ в. отмечена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. На их эстетические воззрения повлияли идеи демократического движения 1850—60-х гг. В 1863 г. группа учеников Академии художеств, покинувших ее стены («бунт 13-ти»), организовала «Артель передвижников». Эти же идеи вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка:

1) М. А. Балакирева;

2) М. П. Мусоргского;

3) Н. А. Римского-Корсакова.

Особое место в русской музыке анимает П. И. Чайковский, автор:

1) опер;

2) балетов;

3) симфонических и камерных произведений.

В 60-е гг. ХIХ в. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии эту группу, по меткому выражению искусствоведа В. В. Стасова, назвали «Могучей кучкой». Ее главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев (1836–1910). В состав «Могучей кучки» кроме него входили:

1) М. П. Мусоргский;

2) Н. А. Римский-Корсаков;

3) А. П. Бородин;

4) Ц. А. Кюи.

Деятельность «Могучей кучки» – настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о нем как о «музыкальной революции» 1860—70-х гг. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русское национальное начало.

П. И. Чайковский (1840–1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя и его творчество несомненно принадлежит к русской школе. Особенно ярко его талант проявился в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря». Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику.

6. Живопись.

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну – «Артель художников», которую возглавил живописец И. Н. Крамской (1837–1887). Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К середине 90-х гг. ХХ в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок; последняя, 48-я, была устроена в 1923 г.

Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834–1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, – «Земство обедает» (1872 г.). Самая известная картина другого передвижника – В. М. Максимова (1844–1911) – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Маковский (1846–1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886–1887), художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846–1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887–1888 гг.).

И. К. Айвазовский (1817–1900), будучи еще студентом, выбрал основной темой своего творчества морской пейзаж. Поселившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое известное – «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского – «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драгоценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!