ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи. 9 страница



Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы прежним идеологическим единообразием. Они более объективно раскрывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие мировой цивилизации.

3. Литература, кино, театр. СМИ.

Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:

1) А. С. Петрушевская (новый стиль – «серым по серому»);

2) В. Г. Сорокин (натурализм);

3) В. О. Пелевин (модернизм);

4) Б. Ш. Акунин (детективный жанр).

Российский читатель открывает для себя и перечитывает шедевры мировой литературы – произведения Г. Г. Маркеса, П. Коэльо и др.

В конце 1990-х гг. начинает развиваться отечественный кинематограф. Выгодно отличаются картины Н. С. Михалкова и С. В. Бодрова. Что касается актеров, то многие из них работают на телевидении, в театре. Театральное искусство пользуется сегодня большим спросом. Популярны постановки-мюзиклы. Всемирно известен театр О. Табакова «Табакерка». Постоянно открываются новые театры (только в Москве насчитывается более 200), проводятся художественные выставки, музыкальные фестивали и т. д. Развивается цирковое искусство.

В ином положении находятся архивы и музеи, которые, для того чтобы выжить, предоставляют платные услуги населению и юридическим лицам (например, сдают помещения под презентации и выставки). Среди музеев особой популярностью пользуется Санкт-Петербургский музей восковых фигур. В целом отсутствие средств лишает библиотеки возможности увеличивать свои фонды, музеи – пополнять коллекции, издательства – выпускать серьезную литературу и т. д.

Активно развивается российский шоу-бизнес, стараясь максимально приблизиться к американским и европейским стандартам.

Настоящий бум в 1990-х гг. пережили СМИ – появляется много новых газет, журналов, ТV-каналов. Особое место среди них занимает канал «Культура», знакомящий с явлениями и событиями российской и мировой культуры. Отсутствие рекламы является одним из достоинств этого канала.

Глобально изменяются способы трансляции культуры – появилась и стала массовой всемирная сеть – Интернет.

4. Живопись, архитектура и скульптура.

В непростых условиях сегодня находится российская живопись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В.В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количество портретов Президента, а также деятелей мировой культуры (например, портрет Софи Лорен, стилизованный под «Джоконду» Л. да Винчи). Активно работает портретист А. М. Шилов («Танец с Амуром»). Широко известен в среде художников друг В. Высоцкого, проживающий в Америке, М. М. Шемякин (серия картин «Маскарад», сцен из жизни ХVIII века).

Популярностью во всем мире пользуются скульптурные работы и проекты Зураба Церетели, в том числе памятник Петру Великому (2002 г.).

В области строительства наблюдается подъем. Но на первый план выходит постройка жилых домов по индивидуальным проектам, а также многоквартирных жилых домов по дизайнерским нетиповым проектам.

 

* * *

ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи.

1. Общая характеристика периода.

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

1) язык;

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

6) наука;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Ноmо sарiеnsе (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

2. Материальная культура.

Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита:

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.

3. Появление искусства. Мифология.

С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство.

Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д.

Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире.

На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как:

1) искусство;

2) политическая идеология и др.

В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.

Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания.

Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились:

1) античная;

2) древнеславянская;

3) скандинавская мифология и др.

Ученые выделяют несколько типов мифов:

1) антропогонические;

2) солярные;

3) лунарные;

4) астральные;

5) зооантропоморфные;

6) космогонические;

7) теогонические и др.

Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков – почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм.

Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена – к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. А с появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии.

4. Изобразительное искусство.

В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:

1) графика (рисунки, силуэты);

2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);

3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины);

4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты).

В глубокую древность уходят истоки таких видов художественного творчества, как:

1) музыка;

2) пение;

3) танец;

4) театрализованные представления.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» – изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

В конце ХIХ в. была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал).

Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны:

1) примитивные рисунки;

2) неясные знаки;

3) волнистые линии;

4) отпечатки кисти руки.

К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые начинают заполняться краской. Второй период характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объема и отдельных деталей. В третий период пещерное искусство достигло самых больших высот. Росписи поражают своими:

1) масштабами и реалистичностью;

2) совершенством передачи объемов;

3) пропорциями фигур;

4) перспективой;

5) движением;

6) применением полихромии.

Позднее наблюдается упрощение изображения, фигуры становятся символами.

5. Появление письменности.

Огромное значение имело появление письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых – пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений.

С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др.

В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер.

6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний.

С развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний у человека возникла потребность воплотить в искусстве сложные образы: солнце, землю, огонь, воду. Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п.

В то же время появляется стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек. Орнамент или отдельные символы покрывали древнюю керамику – самый распространенный вид декоративного творчества. Человек украшал и самого себя:

1) раскраской тела;

2) ожерельями;

3) бусами;

4) браслетами.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников-мегалитов:

1) менгиры;

2) дольмены;

3) кромлехи.

Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.

Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества:

1) музыки;

2) танца;

3) театрализованного представления;

4) прикладного искусства.

Найденные трубчатые кости с просверленными отверстиями по бокам, просверленные рога, черепа животных со следами от многочисленных ударов – примеры первых духовых и ударных музыкальных инструментов. Важное место в системе первобытного искусства занимал также танец. Танцы были:

1) ритуальными;

2) военными;

3) охотничьими;

4) мужскими;

5) женскими и т. д.

Танец тесно переплетается с театрализованным представлением. С большой долей уверенности можно догадываться и о существовании в эту эпоху самого доступного вида творчества – устного народного:

1) песен;

2) рассказов;

3) сказок;

4) мифов;

5) былин.

Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников первобытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономерности становления и развития всей мировой художественной культуры.

ЛЕКЦИЯ № 16. Культура Китая.

1. Особенности китайской культуры.

Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен некоторый догматизм. Новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов.

Китайская культура сильно повлияла на развитие соседних стран (Япония, Корея и государства Юго-Восточной Азии). Основным достоинством образованного азиата долго считалось знание китайского искусства, литературы и музыки.

2. Образование и наука. Религия. Национальные праздники.

К знанию и учености в Китае относились с большим уважением. Под знанием обычно подразумевались постулаты из сферы гуманитарных дисциплин. Что касается других наук (математики, астрономии, медицины и др.), то накопленные в течение многих сотен лет данные наблюдений обобщались, но теоретически не осмыслялись. Эти сферы знания были не престижны.

С чем же связаны достижения китайцев в области точных и технических наук? Математика зародилась в Китае в глубокой древности. Китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан трактат, суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц – на 4 недели. Китайские врачи внесли большой вклад в мировую медицину. Из технических изобретений следует назвать водяную мельницу.

Знания о письменности основываются на источниках, многие из которых были составлены в ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в ХV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь.

Мифотворчество в Китае относится к древнейшим временам. Место многочисленных почитаемых богов в китайской культуре занимают легендарные мудрецы и культурные герои, подобные Хуанди.

Появившиеся позднее философские учения – конфуцианство, даосизм и буддизм – несомненно обогатили китайскую культуру. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идеи пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли китайскую национальную психологию.

Весьма существенное воздействие на китайскую культуру оказал и буддизм, пришедший в Китай в I–II вв. С буддизмом связано в истории культуры очень многое. Например, легенда о возникновении чая и чаепития. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству, которое ыработало критерии оценки поступков каждого китайца.

Широко известна любовь китайцев к церемониям. В императорском Китае сложным церемониальным ритуалом были обставлены все значимые события в жизни человека, семьи и общества. Среди праздников, имеющих наиболее древнюю историю, выделяются такие, как:

1) праздник весны (Новый год);

2) праздник фонарей;

3) праздник драконовых лодок;

4) праздник середины осени;

3. Литература.

Художественная литература Китая уходит своими корнями в глубокую старину. Древнейшим китайским литературным памятником является поэтическая антология «Шицзин» («Книга песен»).

Литература Китая достаточно необычна и по своему жанровому разнообразию. Известны, например:

1) рифмованная проза «фу»;

2) стихи «ши»;

3) стихи «цы»;

4) романы.

Во времена династии Хань был написан главный китайский исторический труд – «Исторические записки» Сым Цяня. Это произведение содержит детальное описание выдающихся личностей и событий.

Буддизм познакомил Китай с художественной прозой. Апогеем культурного развития страны по праву считаются времена династий Суй, Тан и Сун. Именно в эти годы стихосложение буквально пронизало все образованное китайское общество. Стихи дарили друзьям, родственникам, покровителям.

Во времена династий Мин и Цинн большое распространение получили романы. В эти годы написаны 4 известнейших китайских классических романа:

1) «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна;

2) «Речные заводи» Ши Найаня;

3) «Путешествие на Запад» Чэньэня;

4) «Сон в красном тереме» Цао Сюе-циня.

Эти романы оказали огромное влияние на китайскую культуру и позднее были переведены на многие языки мира.

4. Китайская беллетристика 1920—30-х гг.

Начало ХХ в. ознаменовалось ростом национального самосознания китайцев, способствовавшего свержению императорского строя в стране. Появившийся в эти годы журнал «Новая молодежь» критиковал традиционную китайскую культуру и призывал к скорейшему внедрению западных норм. Китайская беллетристика 1920—30-х гг. характеризуется влиянием социалистических и коммунистических идей, жесткой сатирой на существующие порядки.

Путь китайской литературы после 1949 г. (создание Китайской Народной Республики) связан с развитием таких проблем, как:

1) перемены в деревне;

2) раскрепощение широких масс крестьянства;

3) национально-освободительная борьба китайского народа.

В то же время поступательное движение литературы и искусства в начале 1950-х гг. неоднократно тормозилось различными идеологическими кампаниями коммунистической партии Китая (например, дискуссия по поводу оценки романа «Сон в красном тереме»). Пострадало значительное количество известных литераторов.

Еще больший урон китайской литературе нанесло 10-летие «культурной революции» (1966–1976 гг.). В эти годы полностью прекратилось издание художественной литературы и подавляющего большинства журналов.

5. Театр. Музыка.

Существенна была роль китайского театра, все представления в котором сопровождались музыкой. Еще в I в. до н. э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В процессе длительного развития постепенно сформировалось 5 основных видов традиционной музыки:

1) песни;

2) танцевальная музыка;

3) музыка песенных сказов;

4) музыка местных опер;

5) инструментальная музыка.

Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. В Китае профессиональное занятие музыкой считалось делом, недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты были представителями низших социальных слоев. В начале ХХ в. китайская музыка испытала существенное влияние европейской музыки. Значительные перемены в обществе, влиятельность левых идей способствовали появлению произведений в народном стиле, отражающих народные настроения. В целях обогащения культурной жизни народа во многих городах страны регулярно проводились крупные музыкальные фестивали, такие как «Шанхайская весна».


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!