ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи. 8 страница



В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности – Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944–1946 г.).

Монументальная живопись, конечно, имела мало возможностей для развития в годы войны. Но, несмотря на это, искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование. Так, например, в блокадном Ленинграде набирались мозаики для метро по картонам Дейнеки.

Авторами самых известных плакатов стали художники-карикатуристы Моор (Д. С. Орлов) и Дени (В. Н. Денисов). Героический плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. В первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941 г.).

Если в начальный период войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как, например, на плакате А. А. Кокорекина «За Родину!» (1942 г.), то с наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими уверенность в победе.

Сложно говорить об архитектуре этого периода. Не хватало рабочих рук, материалов. Война несла с собой разруху, особенно в западных районах, близких к границам. Все строительные работы в этот период в основном были связаны с установкой эвакуированного оборудования, созданием зданий для нужд промышленности.

ЛЕКЦИЯ № 13. Советская культура 1950-1980-х гг.

1. Особенности культуры изучаемого периода.

Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. Массовые дискуссии в различных отраслях наук этого времени негативно отражались на их участниках.

После прихода к власти Н. С. Хрущева привычными стали его встречи с интеллигенцией, на которых генсек критиковал «формалистов» и авангардистов за «непонятность». Нужно отметить, что Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, а большинство «прогрессивных» деятелей культуры не могли открыто противостоять ему. Развитие культуры приняло утилитарный характер.

Л. И. Брежнев выступил против двух крайностей культуры: «очернительства» и «приукрашивания действительности». Критике подвергались работы, посвященные злободневным проблемам. Поддерживались произведения в духе неосталинизма. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой.

Развитие культуры в 1960—80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам.

2. Образование и наука.

В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов. Война и репрессии 1930-х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 1940-х – начале 50-х гг. в Советском Союзе был дефицит специалистов с высшим и средним образованием.

В 1940-х – начале 50-х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

Отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жесткому контролю. Показательными в этом отношении стали гонения на кибернетику, которая была объявлена наукой, противоречащей законам материализма. Это негативно отразилось на уровне мирового развития СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, который обещал быстро повысить урожайность сельскохозяйственных культур без серьезных капитальных вложений.

После прихода к власти Н. С. Хрущева произошло некоторое раскрепощение исторической науки. Постепенно наблюдался отход от догм краткого курса истории ВКП(б), пересмотр роли Сталина в истории Советского государства. Возрастал культ личности самого Хрущева.

В годы 7-летки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. В июле 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ—104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин.

В середине 1950-х—начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну.

Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо 7-летнего образования вводилось всеобщее обязательное 8-летнее.

В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков – академиков Л. Д. Ландау, А. Д. Сахарова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники.

Кризисное состояние школьного образования вызвало попытки осуществить реформу школы (1983–1984 гг.). Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от реформы. Уже в 1985–1986 гг. она была свернута.

Такие же проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и университетов, промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были:

1) нерациональное использование выпускников вузов;

2) низкий уровень их подготовки;

3) снижение престижа дипломированного специалиста.

Положение в науке было немного лучше. Советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была в последних рядах. Значительные успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса.

1985–1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются неоднозначно. В области образования изменения стали происходить с 1988 г. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в коммерцию, чтобы обеспечить себе достойный заработок. Резко снизился интерес молодежи к получению образования. Постепенно вводилось альтернативное образование:

1) создавались гимназии;

2) лицеи и колледжи.

В течение 2-й половины 1980-х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и др., с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

3. Литература.

Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Целью ее было:

1) очернить все несоветское, несоциалистическое;

2) поставить барьер между СССР и западными странами.

В 1946–1948 гг. были приняты решения ЦК партии «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“, „О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению“, „О кинофильме „Большая жизнь“, «Об опере В. Мурадели «Великая дружба“. Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. С. Прокофьев, А. Н. Хачатурян, Н. Я. Мясковский, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни советского народа. С 1956 г. был установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16–18 лет. В 1956–1960 гг. закончился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах – на 6-часовой рабочий день.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки таких антисталинских произведений, как романы «Не хлебом единым» Дудинцева, «Рычаги» А. А. Яшина, «Собственное мнение» Д. А. Гранина, а роман «Доктор Живаго», который даже не был опубликован в СССР, стал причиной гонений на Б. Л. Пастернака.

В рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование слоя интеллигенции, оппозиционного существующему режиму – диссидентов. К этому времени относилось и появление «самиздатской» и «тамиздатской» литературы.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Е. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия А.И. Солженицыну присуждена не была, а сам Хрущев к этому вопросу не возвращался.

4. Общественная мысль. Уровень жизни.

Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выразить свои сомнения, становились опасными для руководства страны; очень часто они подвергались тюремному заключению или высылались за пределы СССР. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер Ю. П. Любимов, писатель В. А. Некрасов, поэт И. А. Бродский, виолончелист М. Л. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. П. Астафьева, Б. А. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960—1970-х была т. н. «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Признанными лидерами были барды В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970—1980-е гг. среди писателей следует выделить Ф. А. Искандера, поэтов И. А. Бродского, Н. М. Коржавина, А. А. Галича, режиссеров А. А. Тарковского, Ю. П. Любимова, А. А. Германа, Т. Е. Абуладзе, С. Н. Параджанова, братьев Михалковых и др.

Большие изменения происходили в литературе и искусстве. Знаменательным явлением было возвращение советскому человеку произведений авторов «русского Зарубежья»: философов Н. А. Бердяева и В. Д. Соловьева, писателей Д. С. Мережковского, М. А. Алданова, И. А. Бунина и В. Д. Набокова, поэтов Н. С. Гумилева и И. А. Бродского и многих др. Стали выходить многие работы лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солженицына, прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ» и историческая эпопея «Красное колесо». Стала появляться так называемая «неформальная» пресса.

5. Живопись.

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Свое обучение он заканчивал большой тематической картиной и затем становился членом Союза художников. Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт.

В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. А. Андронова.

Некоторые мастера, в противоположность навязываемой соцреализмом тематике, обратились к иным жанрам:

1) портрету;

2) пейзажу;

3) натюрморту.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе. В историю вошла встреча Э. Н. Неизвестного и Н. С. Хрущева. Художник – боевой командир Отечественной войны – снял свою рубаху перед главой государства, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен и смущен.

6. В кругах творческой интеллигенции.

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. ХХ в. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков.

Владимир Борисович Янкилевский (род. в 1938 г.) окончил художественную студию при Московском полиграфинституте. Его произведения – «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации» (1970-е гг.) и другие – представляют собой ребусы, сложенные из азнообразных значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трехмерные объекты.

Илья Иосифович Кабаков (род. в 1933 г.) выбрал для своих работ иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книжкам, стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.

Сын Е. Л. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) и В. И. Немухин (род. в 1925 г.) использовали в своем творчестве приемы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги. В эти же годы был выслан из страны талантливый художник и друг В. С. Высоцкого М. М. Шемякин.

Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с увлечением предались экспериментам в духе современных западных художественных течений. Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами» (от англ. «несогласные»). На выставке 1962 г. в московском Манеже Н. С. Хрущев подверг «нонконформистов» жесткой критике.

После выставки «нонконформисты» ушли в подполье: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе.

Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.). Городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали ее с помощью бульдозеров (в историю она вошла под названием «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и спустя две недели, уже с разрешения властей, в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор на официальных выставках до середины 1980-х гг. допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

В 1970—80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. А. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

7. Архитектура и скульптура.

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970—80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.

ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991–2003 гг.

1. Общая характеристика периода.

Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:

1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;

2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;

3) снимаются ограничения в науке и преподавании;

4) в культуре рождаются новые мифы;

5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокращается ее финансирование;

6) на первый план выдвигается массовое искусство;

7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен – россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного века (творчество поэтов О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, М.Н. Цветаевой, Н.С. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В.Д. Набоков, М.А. Алланов и др.).

2. Образование и наука.

В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотносимым с мировыми стандартами.

Средняя и высшая школа переживают трудности из-за недостатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспечить ормальное финансирование. Сказалась и неготовность большинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.

Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и активно развивается: открываются вузы, появляются новые перспективные специальности. Так, к середине 2001 г. в России существовало около 600 государственных и 250 негосударственных вузов. Характерной чертой становится платная – коммерческая – форма обучения.

Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж – многие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее, большое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естественных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Большую роль играют фонды-спонсоры (отечественные – например, фонд Потанина, зарубежные – фонд Форда, фонд Сороса).


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!