ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи. 7 страница



Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа «Перевал» была создана при журнале «Красная новь» (М. Пришвин, В. Катаев). Члены группы выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы. В 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ; 1922 г.) входили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х гг. ХХ в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии:

1) литературные вечера;

2) концерты;

3) диспуты.

Появляются и новые повести и романы крупных мастеров прозы – например, А. Н. Толстого («Хождение по мукам» (1921 г.)). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического характера. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план, а на первый вышли проблемы сюжета, формы и стиля. В прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов. Стали появляться книги интимного, детективного содержания, появилась и социальная проза.

Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Широкое распространение получили сатирические романы, построенные на авантюрных социально-утопических сюжетах. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формироваться «советская художественная интеллигенция».

Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения:

1) «Тихий Дон» и 1-я часть «Поднятой целины» М. А. Шолохова;

2) «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова;

3) стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой;

4) романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

Переход к НЭПу вызвал к жизни движение «сменовеховцев», охватившее часть русской интеллигенции (от названия общественно-политического сборника из 6 статей авторов кадетской ориентации – Н. В. Устрялова, Ю. А. Ключникова и др. – «Смена вех»), которая признавала глубоко русский характер революции, отмечала совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства.

Церковь как носительница духовных ценностей народа не могла примириться с большевистским подходом к культуре и воспитанию масс, сопровождавшимся подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Отсюда беспощадная борьба с религией, развернутая советской властью в 1920—1930-е гг. Преследованиям подвергались все религиозные конфессии, распространенные в СССР:

1) православие;

2) протестантизм;

3) католичество;

4) униатство;

5) мусульманство;

6) буддизм;

7) иудаизм;

8) различные формы сектантства.

Важную роль по-прежнему играет кинематограф. Талантливейшие режиссеры, операторы, актеры создавали кинофильмы, оказывавшие неизгладимое воздействие на сознание людей («Светлый путь», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух»). Члены партийного руководства лично просматривали почти все выпускавшиеся киноленты и были высшими цензорами. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы.

4. Живопись.

Развитие искусства также сопровождалось борьбой различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма». Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве.

Другое значительное объединение – «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и др.).

Общество художников «4 искусства» (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна и др.).

Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Малевич и В. Кандинский.

Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878–1939). В его картинах сложно переплелись впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма. Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.). Очень важным для этого художника был образ матери. Одним из самых значительных произведений на эту тему стала картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.).

Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все ХХ столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Он с легкостью освоил традиции разных стран, эпох и стилей, сохранив при этом свой неповторимый почерк. Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального Витебска стало одной из тем творчества Шагала.

В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: «конструирование материалов», «культура материалов», и т. п.

В 1920-х гг. целый ряд художественных направлений сохранил преемственность с искусством русского модерна и авангарда. С другой стороны, возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.

Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились картины и скульптуры историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили в пейзажную живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный «поворот к реализму».

5. Архитектура и скульптура.

В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на искусстве. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили картину небывалого творческого подъема конца 1910—1920-х гг. Архитектура в период 1920-х гг. характеризовалась интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Советов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дворец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.

Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В.Г. Шухова (1853–1939). Он один из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды, имевшие большое будущее в мировой строительной практике. Проект развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи Запада.

В 1929–1930 гг. развернулась оживленная дискуссия о расселении в социалистическом обществе – спор «урбанистов» и «дез-урбанистов». Первые (в их числе А.А. и Л.А. Веснины) выдвигали идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового обслуживания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые постройки, а за ними – промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым домиком и автомобилем.

В начале 30-х гг. ХХ в. в развитии советской архитектуры произошел резкий перелом. В 1932 г. все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, неприятно поражающих размерами и обилием украшений.

Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г. построены первые панельные дома.

В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы (автор проекта В. Н. Семенов). К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метрополитена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.

Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью.

Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала ХХ в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887–1941) «Булыжник – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889–1953) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).

ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны.

1. Общая характеристика эпохи.

Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бумаги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся промышленность срочно переводилась на военные рельсы, разрушались строения и города. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в странах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом.

2. Образование и наука.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3 лет. Однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль играла Академия педагогических наук РСФСР (глава В. П. Потемкин, создана в 1943 г.).

Война изменила мирную направленность научных работ. 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений.

В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации они сохранили свои научные коллективы. Организующим ядром ученых страны оставался президиум АН СССР, эвакуированный в Свердловск. Тематика научных исследований была сосредоточена на следующих направлениях:

1) разработка военно-технических проблем;

2) научная помощь промышленности;

3) Мобилизация сырьевых ресурсов.

В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Благодаря геологам А. Е. Ферсману, В. А. Обручеву и другим, были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии.

Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.

Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники. Значительным был и вклад ученых-математиков:

1) П. С. Александрова;

2) И. М. Виноградова.

Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противоминной защиты кораблей.

В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло качественное непрекращающееся совершенствование артиллерийских систем и самолетов (авторы В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин и др). Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения.

Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров Уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно-артиллерийскими установками. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову и др.

Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2.

3. Литература. Музыка. Театр.

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на «полноценные» и «неполноценные» являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов.

В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика. Авторы во многом освободились от стереотипов предвоенных лет, их произведения стали ближе, понятнее людям. Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди меня» К. М. Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.

Выдающимся произведением стала поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажей народных сказаний. В войне побеждал человек самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков, ощутивший глубокую связь с историей своего народа.

Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и др.

Патриотическая тема стала ведущей и в документальном и художественном кинематографе. На фронтах в годы войны находилось около 150 кинооператоров.

4. Живопись и архитектура.

Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

Лаконизм, простота изобразительных средств, но и определенная прямолинейность характерны для сюжетных картин 1941–1942 гг. Светлым пятном на темном фоне воспринимается фигура женщины в картине С. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). Такую же цель преследует А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942 г.). Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, но эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители.

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера В. Н. Бакшеев, Н. Крымов, А. Н. Куприн, И. Э. Грабарь. Эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» К. Ф. Юона (1942 г.), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение.

«Ленинград в дни блокады и освобождения» – так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А. Ф. Пахомова (1908–1973 гг.), которую он начал в 1941 г. и завершил уже после войны. Пахомов сам пережил блокаду, и его рисунки полны трагического чувства и восхищения перед мужеством соотечественников. Весь мир обошел его рисунок «На Неву за водой», изображающий закутанных девочек, добывающих последними усилиями воду из Невы.

В первую очередь развивается портрет, потому что художники стремились передать героический характер нашего человека. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военного времени, – белорусских партизан Ф. А. Модорова и воинов Красной Армии В. Н, Яковлева. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945 г.).

В жанре портрета в годы войны много работает П. Кончаловский. Он создает оптимистические, жизнелюбивые характеры в своей обычной декоративной манере.

Особой значительностью, монументальностью образа отличаются портреты интеллигенции, написанные в годы войны М. Сарьяном (академик И. А. Орбели, 1943 г.; композитор А. И. Хачатурян, 1944 г.; поэт М. Лозинский, 1944 г.; писательница М. Шагинян, 1944 г. и др.). В годы войны Сарьян занимался также и пейзажем, и натюрмортом. Следует отметить один особенный натюрморт, названный им «Армянам-бойцам, участникам Отечественной войны» (1945 г.), изображающий плоды и цветы Армении: как дар и благодарность воюющим и побеждающим и как память погибшим.

В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942 г.): молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастуха. Кисти Пластова принадлежат также очень яркие, проникновенные пейзажи нашей родины. В последний год войны А. Пластов написал прекрасную картину «Жатва» (1945 г.): серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение «Мать» (1945 г.). В исторической живописи появляются образы героев прошлого.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!