ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 14 страница



                        134

пенца- Определенные параллели между 'мотивацион-ным запечатлением у человека и животных были по­лучены в исследованиях младенцев, у которых фак­торы социального развития еще не затмевают природные процессы. Обобщая большое число наблю­дений и исследований развития у них привязанности к взрослому, Дж. Боулби пишет: «Насколько сегод­ня известно, способ, которым поведение привязанно­сти развивается и фокусируется на. некоторое лицо у младенца, достаточно подобен способу развития это­го поведения у других млекопитающих и у птиц, что определенно позволяет отнести его к явлениям, обо­значаемым понятием импринтинга, во всяком случае в современном более широком значении этого терми­на. Действительно, признать иное означало бы соз­дать ничем не оправданный разрыв между случаями развития этого поведения у человека и у других ви­дов» (Bowlby, 1987. Р. 223). Следует добавить, что согласно этому автору более широкое понимание импринтинга выделяет следующие его признаки: «(а) развитие вполне определенного предпочтения, (Ь) предпочтения, развивающегося очень быстро и обычно во время ограниченного периода жизненного цикла, и (с) предпочтения, которое будучи сформи­рованным остается сравнительно устойчивым» (там же. С. 168).    Зависимость представлений о существовании у че­ловека механизмов импринтинга от строгости прини­маемых критериев этого феномена показало также обсуждение процессов запечатления младенцем лиц, вызывающих реакцию улыбки (Ambrose, 1963; Gray, 1958). Действительно, если такое запечатление оце­нивать по критериям, выделенным в исследованиях зреловылупляющихся птиц, то из-за видовых особен­ностей (например, из-за того, что как представитель живущего сообществами вида младенец не должен быть предрасположен к запечатлению только одной особи) неизбежна констатация расхождений. При отвлечении же от видовой специфики авторы по-р-аз-йому решают вопрос о мере такого отвлечения, что, собственно, и определяет их выводы о проявлении у человека процессов имлринтинга. Неперспективность такого рода споров подчеркнул участвовавший в об­суждении Р. А. Хайнд, по словам которого «нет

                       135


пользы в вопросе о том, ...является или не является импринтингом научение, сопряженное с реакцией улыбки» (Hinde, 1963. Р. 229).     Хотя это трудно убедительно аргументировать, но главное представляется в том, что те впечатления от  внимания, заботы и ласки, к положительному вос­ приятию которых младенец предрасположен природ- ,но присущей ему потребностью . в эмоциональном контакте (Обуховский, 1971) 17, запечатляются, опред- мечиваются на образ матери или других взрослых так, что он приобретает безусловное, функционально автономное мотивационное значение. Само по себе присутствие рядом матери радует, успокаивает, от­ сутствие—повышает тревогу (Bowlby, 1975). Начи­ ная с 3 месяцев у младенца можно наблюдать ха­ рактерные адресованные к матери попытки поделить­ ся с ней своим эмоциональным состоянием (Мещеря­ кова, 1982). В этом же возрасте он становится чувствительным к порицающей или одобряющей ин­ тонации ее голоса и обнаруживает первые признаки обучения на основе такого подкрепления (Авдеева,  1982). В первом полугодии младенец порицающее отношение матери предпочитает безразличному, реагируя на последнее более негативно (Лисина,  1986. С. 78). Наконец, хорошо известны факты, что в вызывающих тревогу ситуациях он, как, впрочем, де­ теныши животных (Harlow, 1961), ищет мать и стре­ мится к контакту с ней (Maccoby, Jacklin, 1973).  Представляется, что в совокупности такого рода фак­ ты (см. Ainsworth, 1973; Uzgiris, 1979) говорят о том, что младенец природно настроен на появление в его опыте матери и что вследствие этого она получает для него не только автономное, но и наделенное оп­ределенным содержанием значение, не выводимое из

17 В советской психологии распространена несколько иная трактовка этой потребности. Так, согласно М. И. Лисиной, по­требность в непосредственно-эмоциональном общении со взрос­лыми «возникает постепенно и формируется прижизненно» (1974. С. 18). Однако обе точки зрения не являются взаимо­исключающими. Все зависит от того, что обозначать термином потребность: природные механизмы, обеспечивающие готовность младенца включиться в общение, или объективные проявления этих механизмов, которые возможны лишь при наличии созда­ваемых взрослым условий.

                       136

получаемых от нее «подкреплений» и функционально от них независимое. Нет необходимости доказывать, что не только взрослый для младенца, но в большинстве случаев и младенец для родителей приобретает исключитель­ное и, конечно, «функционально автономное» мотива­ционное значение. Труднее разобраться в происхож­дении -и составляющих такого значения. Отношение к ребенку—одно из самых святых для человека, и эта ценность бывает, как правило, отчетливо, интен­сивно и, что редко, непротиворечиво выражена в формирующей человека воспитательной атмосфере. Но несомненная культурная детерминированность от­ношения к родившемуся ребенку полностью реально возникающего отношения, как представляется, не объясняет. Ведь называя по распространенному вы­ражению материнскую любовь слепой, мы снисходи­тельно допускаем возможность ее чрезмерности и именно культурной невыверенности. С другой сторо­ны, когда такая любовь по каким-то не всегда ясным причинам не просыпается, то практически нет шан­сов ее в полноценном виде разбудить даже у жела­ющих этого родителей. Дело в том, что «большая часть навыков материнского ухода... обычно проявля­ется автоматически и без планирования в ответ на сигналы, которые мать не вербализует и которые ею даже могут не осознаваться» (Schaffer, 1977. Р. 98). Примером таких навыков могут служить специфиче­ские интонации, используемые при общении с мла­денцем—«baby talk», различные способы ловить и удерживать его взгляд, например, способствующее контакту глаз при кормлении положение головы ма­тери «en face»—параллельное голове младенца  (Klaus а. о., 1972), или навык держать его на левой Руке для того, как предполагается, чтобы он мог слышать успокаивающие звуки сердцебиения матери (Раншбург, Поппер, 1983. С. 16).    Поразительна способность младенца улавливать этот тонкий язык адресованных ему обращений и на него отзываться. Так, характер и динамика взглядов между матерью и младенцем сильно напоминает об­ мен репликами в беседе (Jaffe а. о., 1973), а согла­ сованность движений их голов, как утверждают ис-

                        137


следователи,—совместно танцуемый «вальс» (Stern  1971. Р. 513).     Эмоциональная насыщенность навыков материн­ ского ухода, явная готовность младенца на них от­ кликаться, затруднения при попытках их произволь­ ной задержки (когда, например, мать пытается не реагировать на плач младенца), а также затруднения при попытках их усвоить без проснувшейся материн­ ской любви, при которой «мать идентифицируется с младенцем, воспринимает его как часть самой себя и переживает его радости и огорчения как собствен­ ные» (Schaffer, 1977. Р. 86),—говорят об их связан­ ности с механизмами инстинкта. Действительно, не существовало оснований (а также и резервов време­ ни), по которым бесспорно полезные элементы ин­ стинкта в родительском поведении высших животных, в частности процессы запечатления ими своих дете­ нышей, должны были исчезнуть 'в антропогенезе. Природные предпосылки характерной материнской «сензитивности» (Ainsworth, 1973. Р. 82) к ребенку, повышенной чувствительности к его улыбке, жела­ нию, плачу, взгляду и т. л. ничем не препятствовали социальному развитию человека, а только способст­ вовали самозабвенной отдаче наших праматерей в выполнении того, что современные матери сверяют по книгам Б. Спока. Однако, рассматривая вопрос об инстинктивной обусловленности отдельных элементов материнского ухода, важно иметь в виду, что уже у животных эта тонкая система «сложных невыученных ответов»  (Harlow, Mears, 1978) не имеет характера фатальной неминуемости, обнаруживая запутанную зависимость от условий онтогенеза, состояния организма, взаимо­ влияний матери и детеныша и др. (Harlow, Harlow,  1965; Rosenblum, 1978). Тем более нельзя ожидать отчетливых обнаружений инстинктов в условиях че­ ловеческого сознания. Известно, что проявлению ма­ теринского инстинкта препятствуют такие факторы, как психотическая конституция, исключительные ус­ ловия жизни, нелюбимый партнер, послеродовая де­прессия. К наиболее поразительным относятся слу­чаи массовой атрофии родительского инстинкта в отдельных племенах, в которых ребенок очень рано (в африканском племени Ик—буквально с трехлет-

                       1«8

Q возраста) вынужден начать самостоятельную борьбу за выживание (Mead, 1935; Turnbull, 1972).   Отдельные исследования как будто свидетельст­вуют о существовании процессов запечатления ма­терью ребенка. Так, матери, которые в родильном доме имели удлиненный контакт с младенцем  на один час сразу после родов и на 5 часов в каждый из трех первых дней жизни, при обследовании через месяц и затем через год обнаружили более 'выражен­ную к ним привязанность по сравнению с контроль­ной группой (правда, только по отдельным показа­телям, например, они больше стремились оставаться дома, во время кормления чаще поворачивали голо­ву в положение, удобное для контакта глаз и др.) (Kennell а. о., 1974; Klaus а. о., 1972). Аналогичные исследования показали, что впервые рожающие ма­тери, у которых младенца после появления на свет отнимали на 24 или более часов, в отличие от мате­рей, которым ребенка отдавали сразу после родов, а также ранее рожавших матерей независимо от ус­ловий контакта с младенцем, не обнаруживали при­вычки держать его на левой руке: «...На какую руку получила мать ребенка, на такую же она брала мла­денца и впоследствии. Из результатов наблюдений заключили, что в формировании материнского чув­ства также существует определенный критический период, и первые 24 часа после рождения ребенка являются его очень важной частью» (Раншбург, Поппер, 1983. С. 17).    Однако отметим, что такого рода данные в прин­ципе не могут быть четкими. Для человеческого со­знания младенец существует еще до родов, а когда он находится в соседнем помещении, то его сущест­вование переживается фактически с тем же чувством реальности, как если бы он был рядом. Поскольку чувство реальности, как отмечалось выше, обеспечи­вает полноценные эмоциональные переключения в плане представлений, исследования, контролирую­щие физический контакт, не могут выявить процес-^в запечатления матерью младенца и сензитивный нериод этих процессов даже если они существуют 18.

18 У некоторых животных такой период ограничен весьма жестко. Коза, например, по истечении часа после родов козлен-

                        139


Половое запечатление. При попытках разобрать­ ся в других сферах проявления инстинктов у челове­ ка возникают такие же затруднения, как и при вы­ яснении детерминант материнского поведения. Так существуют основания полагать, что и у человека проявляются механизмы сексуального запечатления способного придать отношению к партнеру исключи-' тельную эмоциональную насыщенность, инстинктив­ ную безоглядность и рациональную необъяснимость, Но как этот, обычно обнаруживающий склонность к убыванию, аспект отношений выделить из других составляющих влюбленности, а тем более любви, оказывающихся впоследствии решающими, как отыс­ кать его' следы в итогах большой и порой, как из­ вестно, весьма творческой работы сознания по осмыс­ лению столь неординарного своего состояния? Ответ на такие вопросы не найден, и любовь остается, по утверждению специалистов, «исключительно сложным объектом для психологического анализа» (Гозман,   1987. С. 110).     Тем не менее ряд фактов достаточно убедительно говорит о проявлении в половом поведении человека инстинктов. Чем, например, объяснить разнообразие и стойкость половых извращений, обнаруживающих­ ся, как правило, в условиях сильнейшего и беском­ промиссного их осуждения со стороны общественной морали, прибегающей даже к такому крайнему сред­ ству, как уголовное преследование? Почему иногда единичный опыт удовлетворения сексуальной потреб­ ности оставляет следы, придавая, например, безус­ ловное мотивационное значение запаху рыбной лав­ ки или какому-нибудь предмету одежды, от которого впоследствии не способна избавить вся система вос­ питывающих человека сил, в том числе специальные усилия психотерапевтов? Признание того, что эта по­требность человека природно вооружена инстинктом, обеспечивающим интенсивное эмоциональное вос­приятие сложной системы -«ключевых», а также за-

ка к себе не подпускает (Klopfer а. о., 1964). Кстати, существо­вание у человека сензитивных периодов для специфического научения подтверждается многими данными и широко призна­ется (Лейтес, 1978; Connolly, 1972; Thorpe, 1961), однако эти данные больше касаются развития познавательной сферы, чем собственно мотивационного научения.

                       140

дечатляемых механизмом импринтинга воздействий ц ситуаций, явно облегчает интерпретацию такого рода фактов. феноменология отклонений в половом поведении человека (см. Кон, 1988; Imielinski, 1974) показыва­ет, что основной их источник—закодированность в генах как мужского, так и женского вариантов его развития, создающая возможность при неблагопри­ятных условиях возникновения самых причудливых сочетаний обоих полов как в отношении морфофизи-ологии (гермафродизм; см. Савченко, 1974), так и по линии актуализирующихся инстинктов. Тот факт, например, что не все трансвестисты—люди, наря­жающиеся в одежду и другие атрибуты противопо­ложного пола, являются гомосексуалистами, свиде­тельствует об относительной автономности механиз­мов, обеспечивающих запечатление половой и сексу-. альной принадлежности. Но действительно ли такого рода запечатления обусловлены инстинктом? Некоторые данные как будто свидетельствуют о решающей роли приобре­тенного опыта. Так, подавляющее большинство гер­мафродитов независимо от доминирующих объектив­ных признаков пола идентифицируются с тем полом, который прививался им в раннем детстве (Money а. о., 1957). С этим согласуются и другие данные: «Огромное большинство трансвестистов утверждает, что в раннем детстве их одевали в одежду противо­положного пола» (Imielinski, 1974. S. 290). Но надо обратить внимание на то, что отнюдь не все дети, одевавшиеся в платье противоположного пола, впо­следствии страдают трансвестизмом, что нет распро­страненного извращения облачаться в ползунки. ф.артучки или школьную форму—во что дети одева­ются несравненно чаще, что, наконец, 5 из 105 гер­мафродитов, наблюдавшихся в упомянутом исследо­вании, предпочли половую идентификацию, противо­положную той, которую намечали родители. Все это говорит о том, что жизненные обстоятельства соз­дают лишь более или менее благоприятные условия Для инстинктивных тенденций, вплоть до полного их подавления, но также и о том, что эти тенденции являются активными силами, обостренно выжидаю­щими благоприятных условий и готовыми воспользо-

                        141


ваться первой возможностью для соответствующих необратимых запечатлений 19. В целом данные об отклонениях в половом пове­ дении человека свидетельствуют о сложности поло­ вого инстинкта и о его генетической незавершенно­ сти, допускающей многовариантное онтогенетическое развитие и проявляющейся в повышенной готовности к запечатлению не только партнера, но и множества специфических условий удовлетворения половой по­ требности, которые вследствие этого' приобретают безусловное мотивационное значение. Заключение. Итак, если изначально не относить­ ся к инстинкту как к чему-то презрительно-животно­ му, исключающему социальное развитие человека (Гальперин, 19766) 20, то тезис об их обнаружении у человека приобретает правдоподобное звучание. Не вникая далее в подробности, отметим, что их сле­ ды достаточно отчетливо обнаруживаются в том «обмене эмоциями», который происходит при обще­ нии, установлении взаимоотношений между людьми (Гозман, 1987), в развитии просоциального поведе­ ния (Reykowski, 1979), в проявлениях эмпатической способности, которая продолжает оставаться «не­ уловимым феноменом» (Hickson, 1985). Даже в ког­ нитивной психологии иногда признается, что «подоб­ но другим животным, мы рождаемся в какой-то мере готовыми к сбору экспрессивных сигналов, поступа­ ющих от других представителей нашего биологиче­ского вида» (Найссер, 1981. С. 201). В поиске следов инстинкта полезно обратиться к данным психиатри­ческой клиники, поскольку в ряде случаев болезнь

19 Можно думать, что появление у человека плана пред­ ставлений, допускающего такое запечатление на основе дово- ображения реальных ситуаций или вообще к ним безотноситель­ но, расширило возможность неестественного развития полового инстинкта. Если это так, то бесспорное межвидовое лидерство человека по части половых извращений является платой за спо­ собность к произвольности, позволяющей представлять в «об­ разе мира» то, что в реальном мире едва ли могло бы случиться.     20 Показательно, что тема инстинктов «религиозно избега­ лась» (Harlow, Mears, 1978. Р. 257) и в позитивистской психо­ логии, не страдавшей фобией природного у человека. В гума­нистической психологии «инстинктойдную» природу базовых по­требностей человека подчеркивал А. Г. Маслов (Maslow, 1954).

                        142

 приводит к нарушениям именно в сфере унаследо­ ванного. Что касается импринтинга как механизма, обеспе­ чивающего онтогенетическое уточнение объектов ин­ стинктивных отношений, то одна из самых заметных областей его проявления—фиксация страхов (см. Эберлейн, 1981; Jones, 1924; Valentine, 1930). Можно думать, что расстроенное, неадекватное действие ме­ ханизма мотивационного запечатления приводит к возникновению не только фобий, но и других навяз­ чивых состояний, сверхценных идей и т. п. (Залев-"ский, 1976; Озерецковский, 1950; Kepinski, 1974). .Правда, в области патологии, как отмечается, «яв­ ления фиксации больше описаны в познавательной ^сфере в виде различных инертных стереотипов. Зна­ чительно менее изучены фиксации в аффективной ^•сфере» (Лебединский, 1985. С. 25). Напомним, что : исключительное значение ранним онтогенетическим i запечатления,м придавалось в психоанализе (Suther­land, 1963).     Для рассматриваемого вопроса о мотивационной , фиксации признание того, что потребности человека полностью не лишёны механизмов инстинктивного удовлетворения, важно прежде всего в двух отно­ шениях: Во-первых, из него следует вывод о значительно большем, чем обычно предполагается, разнообразии природно, безусловно значимых для человека явле­ ний — взглядов и движений, предметов и отношений, воздействий и ситуаций (см. Симонов, 1987. Гл. 1).  Следует подчеркнуть, что мотивационное значение таких явлений не обязательно должно быть явно вы^ ражено. Так, в исследовании Ч. У. Валентайна у годовалой девочки на основе подкрепления резким звуко.м свистка реакция страха в отношении бинок­ ля не возникала, а при замене бинокля мохнатой гусеницей, изначально вызвавшей реакцию трево­ ги,—возникала (Valentine, 1930). На основе подоб­ ных наблюдений автор делает вывод о существова­ нии врожденных тенденций к возникновению страха в отношении определенных предметов, о «затаившем­ ся инстинкте, готовом проявиться при возникновении условий» (Р. 404). На такое предположение натал­ кивают не только наблюдения над детьми. Почему в

                         148


фольклоре бабочки, вылупливающиеся из гусениц, обычно наделяются более положительными чертами, чем сами гусеницы? И только ли под влиянием фоль­ клора среднестатистический человек, поставленный перед выбором, согласился бы взять в рот скорее бабочку, чем гусеницу? Во-вторых, поскольку в филогенетически разви­ тых формах инстинкты предполагают, как часто от­ мечается (Джеме, 1911; Мак-Дауголл, 1916; Хаютин,  1983; Хейлмен, 1983), онтогенетическое развитие (в том числе и на основе механизма импринтинга), можно ожидать, что и в развитии мотивации челове­ ка достаточно часто должны происходить запечатле- ния, уточняющие предметы инстинктивных отноше­ ний и придающие им безусловное значение. Выше мы пытались показать, что такие запечатления у че­ ловека не могут и не должны происходить по типу неотвратимо и однообразно захлопывающегося кап­ кана. Так, если в упомянутом опыте бинокль был предъявлен ребенку в отсутствие родителей, то ре­ акция страха, возможно, возникла бы и по отноше­нию к этому предмету: «...Присутствие или отсутст­вие матери может определить, будет ли вызван чем-либо страх» (Valentine, 1930. Р. 417).


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!