Дети с удовольствием брали на себя роли лидеров, поэтому уровень диалогического взаимодействия в данном процессе оказался высоким, ниже 7 баллов он не опускался.



2. МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ - диагностика:

Показатели: уровня музыкальных  и творческих способностей  в учебной и позже концертной деятельности

Для анализа результатов проведённых занятий были выделены критерии оценки музыкальности: звукообразование, дыхание, чистота интонирования, дикция; ритмичность, выразительность исполнения музыкально-ритмических движений, эмоциональность и артистичность.

Уровни:

Высокий уровень музыкальности предполагал: правильное звукообразование, правильное дыхание, владение широким диапазоном голоса, чёткой дикцией; ритмичностью при воспроизведении, яркой выразительностью при исполнении, высокой эмоциональностью и отзывчивостью на прослушанные музыкальные произведения, отсутствием скованности и высокой артистичностью во время выступлений.

К Среднему уровню мы отнесли обучающихся, которые не вполне владеют всеми этими навыками: не совсем чистое интонирование, владение узким диапазоном голоса, не совсем чёткой дикцией, не проговаривают окончания слов, не установленное позиционно дыхание.

Низкий уровень обозначен у тех обучающихся, которые при выполнении заданий много ошибались, имели узкий диапазон голоса, неправильно дышали, нечётко проговаривали слова, были неритмичны, малоэмоциональны и боялись выступать.

Были определены критерии уровня развития творческих способностей обучающихся - наличие образного восприятия, умения досочинить мелодию, сочинить вокализ, придумать ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, мимике, пантомимике, во время выступлений на сцене.

Высокий уровень развития творческих способностей детей предполагал наличие умения досочинить мелодию или сочинить вокализ, придумать оригинальный ритмический рисунок, ярко образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, мимике, пантомимике, во время выступлений на сцене.

Средний уровень развития творческих способностей детей предполагал наличие умения досочинить мелодию по типу повтора, придумать простой ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в каком-либо одном виде деятельности.

Низкий уровень развития творческих способностей детей предполагал отсутствие умения досочинить мелодию, придумать простой ритмический рисунок, образно мыслить и передавать свои чувства в каком-либо одном виде деятельности.

 

3. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ – исследование одного из этапов развития музыкального творческого коллектива - наблюдение за активностью обучающихся в совместной подготовке и проведении занятия в разновозрастной группе.

Показатели активности

Коэффициент активности –Кпда

Показателли: частота высказываний, уровень высказываний, уровень взаимодействия.

Сравнительный анализ данных опытно-экспериментального исследования показывает, что на его заключительном этапе показатели по всем категориям, выделенным для проведения организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе стали выше, в сравнении с начальным этапом его проведения.

Показатели уровня психологического климата коллектива поднялись с 3,5 до 4.0 балла, а ценностно-ориентационного единства коллектива с 54% до 64%

Лидерский потенциал каждого обучающегося оказался постоянно высоким, но работа с лидерами проводилась с целью утверждения их в лидерских позициях в других видах деятельности.

Показатели высокого уровня развития музыкальности возросли с 25% до 30%, среднего уровня развития снизились с 40% до 45%, низкого уровня развития – с 25% до 35%. Показатели высокого уровня развития творческих способностей возросли с 10% до 15%, показатели среднего уровня остались без изменения, показатели низкого уровня снизились с 65% до 60%.

Коэффициент активности обучающихся в процессе подготовки и проведении занятий в разновозрастной группе поднялся с 0,63, до 0,76.

Таким образом, реализация педагогических условий по организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе позволила обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям музыкального образования.

В итоге

Апробирована и проведена организация детского музыкального творческого коллектива по принципу диалогического взаимодействия. 

 

 

Взаимоде́йствие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие - это процесс, который складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

Главным признаком взаимодействия является единая цель совместной деятельности. Взаимодействие педагогов и обучающихся можно рассматривать как особый тип взаимосвязей и отношений в детском творческом коллективе, источник развития педагогов и детей, роста их творчества и активности, механизм развития и способ осуществления преемственности в нём и самом воспитательном процессе.

Диало́г (первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Диалог в системе обучения или учебный диалог, – своеобразная форма общения - взаимодействия между людьми в условиях учебной ситуации.

Диалоговое взаимодействие обладает большим воспитательным потенциалом. Оно предполагает равенство позиций партнёров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов.

Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию.

Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. Диалог - подлинное сотрудничество, где педагог не просто транслирует знания, но сам опирается на опыт обучающихся, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, тем самым обогащает этот опыт и преобразует его на новой основе.

Важную роль в условиях современного образования имеет концепция М.М. Бахтина, в которой диалог выступает не только как размышление, но в первую очередь, как нацеленность на творчество и сотворчество в педагогическом процессе.

Хань. Ван утверждает, что « диалогичность - ярко-выраженное свойство музыкального искусства, которое проявляется и

- в строе музыкального произведения, (система соотношений звуков по высоте)

- особенностях музыкальной речи, (интонационная)

- общении исполнителя и слушателя с композитором и его музыкой. Музыкальная коммуникация реализуется также в общении:

- исполнителя и слушателя между собой,

- каждого с самим собой во внутреннем диалоге.

О.В. Бочкарёва утверждает, что «пространство творческой составляющей музыкально-педагогического диалога может быть представлено как взаимодействие совокупности творческих потенциалов:

- творческий опыт, накопленный мировой музыкальной культурой,

 - социальный опыт; творческая составляющая культуры педагога;

- творческая составляющая культуры ученика, воспитанника;

-творческие возможности самого процесса обучения – сотрудничество учителя и учащихся, их готовность к взаимопомощи, наличие у них установки на собеседника».

Для успешной организации музыкально-педагогического диалога педагогу необходимо предвидеть высказывания обучающихся по тому или иному вопросу, анализировать ход их рассуждений о музыке, сравнивать все возможные точки зрения с собственным видением проблемы. Правильно и грамотно выстроенный музыкально-педагогический диалог создаёт благоприятные условия для сотрудничества, взаимодействия участников педагогического процесса.

 

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А.Куракин, Л.И.Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [80].

Детский музыкальный творческий коллектив рассматривается нами как модель, в которой отражаются социальные отношения современного общества и тенденции его развития. Это чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства. Эффективность работы детского музыкального творческого коллектива зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров-детей, на диалог с ними.

Для ребенка социум выступает, прежде всего, как среда его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В существующем многообразии человеческих связей самым распространённым является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самыми многочисленными в обществе – разновозрастные объединения.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!