Педагогические аспекты средств народного воспитания.



Конспект 1. Эпос и фольклор в народном воспитании.

    В народном творчестве воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Оно на протяжении веков отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. 

     Особое место в народном творчестве занимает фольклор, выступающий одним из важнейших средств народного воспитания. Фольклор, в частности устное народное творчество, несомненно, можно назвать чудотворной сказочной водой. Фольклор прошлых веков – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, важнейшее средство народной педагогики .

Ярким, эмоциональным, образным средством народного воспитания выступает устное творчество, которое вобрало в себя всю мудрость народа, его творческие способности, духовно – нравственные нормы, ценности межкультурного общения и взаимообщения. Устный народный фольклор в пословицах, поговорках, сказках, легендах и мифах, загадках раскрывал перед детьми основные понятия «добра и зла», «любви и ненависти», «правдивости, чести, достоинства», «сопереживания, сочувствия, вежливости» и др.

    В устном народном творчестве воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Оно на протяжении веков отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. 

   В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференцированность устного народного творчества:

- пословицы и поговорки – для социально-этнического развития детей;

- загадки – для умственного становления ребенка;

- песни - для эстетического и патриотического формирования личности;

- сказки - и для того и для другого .

     Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. По этому он всегда самобытен и современен.

     Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения, сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, но во все времена фольклорные жанры сохраняли и передавали из поколения в поколения свою воспитательную функцию .   Устное народное творчество, являвшееся важнейшим средством формирования личности, было связано не только с магией и суевериями, в нем отражалось также единство труда и познания объективного мира, развивавших материальную и духовную культуру человеческого общества.        

    В устных произведениях, творимых по особым, специфическим законам словесной передачи информации, выражалась народная педагогическая мысль.

    С произведениями фольклора ребенок знакомится уже в самом раннем детстве через колыбельную матери, через первую сказку, первую игру. Первые колыбельные песни открывают красоту окружающего мира, знакомят ребенка с миром живой природы. Они наполнены материнской любовью, сулят детям неисчислимые грядущие удачи и благополучие. В них отражается вся жизнь человека с ее радостями и печалями, со счастьем и горем, любовью и ненавистью.

     За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождались движения ребенка в первые месяцы жизни. У потешек свой смысл – свой первый нравственный «урок».

     В первые годы жизни матери пели песенки и более сложного содержания. Это – песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Поэзия прибауток – поэзия смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира.

К серьезному изучению детского фольклора обратились В.П.Аникин, Г.С.Виноградов. Они впервые точно определили понятие детского фольклора, подробно охарактеризовали его многие жанры, раскрыли связь детского фольклора с народным бытом .

Сказанное определяет собой и особенности жанровой системы детского фольклора, который создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребъевки, заклички, дразнилки, считалки и т.д.). Жанровая система детского фольклора – явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие приходят. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевка, приговорки, считалки и песенки.

Жеребьевые приговорки – это коротенькие рифмованные стишки ( в 2-4строки), которыми начинаются игры, когда детям нужно поделиться на команды. Темы и образы жеребьевок обусловлены бытовой обстановкойв которойжили дети.

       Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалок. Считалка – это также рифмованное стихотворение, несколько больше по-размеру. С помощью считалки пересчитываются участники игры, определяются роли участников и очередность участия в играх.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!