Семья как основа сохранения этнопедагогических традиций воспитания.



Конспект 1 . Содержание и характер народных семейных обычаев русского народа.

Семейное воспитание рассматривают как средство обеспечения социальной и культурной преемственности поколений. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

    Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица «общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л.Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

    Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил и добру научил».

Мать, воспитывая детей, вселяла в них любовь к Отечеству. Дети, следуя древнему обычаю уважать старших, славились на Руси особым почтением к родителям и заботились о них на старости лет.

Народ определенно высказывался о пользе и необходимости обучения, осуждал баловство детей, потакание их капризам, утверждал силу родительского примера.

     Для россиян, живущих в сельской местности, существовал обычай особого гостеприимства – пригласить к себе в дом, накормить и приветить его. Денег с прохожего за хлеб и соль брать считалось великим грехом. Главное было досыта накормить гостя, даже если он уже и не хотел.

По сравнению с женщинами других народов Кавказа казачки в казачьих семьях поль­зовались большей свободой.

Казачки Великой степи наследовали традиции народов, живших там прежде, а у стенных на­родов женщина всегда обладала значительной свободой, без которой в степи не прожить.

Даже сегодня во мно­гих домашних обычаях казаков и женских харак­терах, в семейных взаимоотношениях можно увидеть пережитки гос­подствовавшего когда-то в степи матриархата.

Большая часть юри­дических нрав в станич­ном обществе принадле­жала не казаку, а казач­ке. Она наследовала имущество. Она полно­стью верховодила в доме. Казак, приезжав­ший со службы, чувст­вовал себя скорее гос­тем, чем хозяином, и в домашние подробнос­ти не входил, считая это унижением своего воинского и мужского достоинства. Счита­лось, что дети принад­лежат отцу, хотя пол­ной властью даже над взрослыми сыновьями обладала мать. Назы­вали ее «Сама». Жен­щина-мать, женщина-вдова получала от ста­ничного общества ма­териальную поддерж­ку и была социально защищена еще в те да­лекие годы, когда ни в одной раз­витой европейской стране об этом и не помышляли.

Ни о какой дискриминации не могло быть и речи. Фактически не дети казака, а дети казачки были беспрекословно признаваемыми членами станичного общества, что было зафиксировано даже в рос­сийских законах. Так, при отсут­ствии мужа родившиеся «у вдов и девок дети считались казаками». В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет дер­жаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи.

Потому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз от­ветственности за все казачество, лежавший на ее плечах и носимый ею с достоинством.

Конспект 2. Своеобразие семейного уклада жизни народов Северного Кавказа.

Педагогика народов Северного Кавказа определяет, что семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Семья на Северном Кавказе сформировалась под воздействием социально-экономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Все это оказывает влияние на семью, взаимоотношения в ней и на педагогическую культуру родителей, на формирования самобытной народной педагогики.

До сих пор на Кавказе сохранился и действует «рыцарский кодекс чести», транслируемый от поколения к поколению в процессе нравственного воспитания. Главным в нравственном воспитании у молодого поколения закрепление таких нравственных ценностей, как уважение к старшим и родителям, к лицам противоположного пола, трудолюбие, чувство долга, чести, честности, скромности, чувство собственного достоинства, солидарности, сплоченности и др.

В исторически сложившейся системе ценностей горских народов исследователи выделяют четыре основных комплекса:

1) воин­ский стиль;

2) гостеприимство;

3) культ старшинства;

4) семейные отношения.

В основном они сформировались в условиях традиционного общества, хотя и выступают основой культурной и ментальной идентичности до сих пор.

Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему и послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное.

Уважение у народов Северного Кавказа выражается в многообразии жизнедеятельности и предусматривает систему взаимоотношений молодежи со старшим поколением.  

В семье преобладают традиции добрых отношений. Главная помощница в воспитании искренняя, неподдельная и глубокая любовь членов семьи друг к другу. Вместе с тем в семейных отношениях между мужем и женой, родственниками существовали определенные обычаи, которые у некоторых горских народов сохранились и до наших дней. 

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Особое место в семейно-родственных отношениях занимала совокупность древних запретов, известных под названием обычаев избегания. К этим обычаям относят:

1. Обычаи избегания между супругами, которые запрещали молодым супругам находиться днем в одном помещении дома, беседовать, есть за одним столом, оставаться наедине.

2. Обычаи избегания между родителями и детьми. Эти обычаи касались больше отца, чем мать. Приличия требовали, чтобы при посторонних и, особенно старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил о нем и, вообще не проявлял отцовских чувств.

3. Обычаи избегания между женой и родственниками ее мужа. Избегание между женой и родственниками ее мужа касалось, главным образом, старших родственников.

4. Обычаи избегания между невесткой и свекровью. Эти обычаи выражены несколько слабее, так как они обе вели совместно хозяйство. В них более всего просматривается почитание свекрови как старшей в доме, как матери мужа.

5. Обычаи избегания между женой и младшими родственниками мужа запрещали только произносить имена, который распространялся на родню мужа. Называли родственников мужа преимущественно специально придуманными условными именами.

6. Обычаи, запрещавшие мужу общаться со старшими родственниками жены. Муж не посещал дома родителей жены, те по крайней мере, без крайней нужды, не бывали в доме, где жила их дочь.

Наиболее ярким примером отношений между мужем и женой был обычай развода, который у народов Сев. Кавказа более всего определялся адатами Шариата.

По шариату, чтобы развестись с женой, мужчине было достаточно заявить при свидетелях, что он ее «отпускает», и сказать: «Талак» (развод). Если в течение трех месяцев муж не решал возобновить супружеские отношения и не возвращал жену в свой дом, брак считался оконча­тельно расторгнутым и женщина имела право выйти замуж за другого мужчину.

Если мужчина произносил формулу развода триж­ды, он мог жениться на своей бывшей жене, только если она выйдет замуж за другого и снова получит развод. Если же «Талак» был произнесен 9 раз, то во­зобновление супружества уже не было возможно ни при каких условиях и эта женщина становилась для бывшего мужа запретной.

Развод по инициативе женщины был почти не­возможен, но женщина имела право его иницииро­вать, если мужчина нарушал условия брачного дого­вора, оскорблял ее подозрениями в неверности и т.п.

При разводе приданое - земля, скот и прочее - оставалось собственностью жены, а муж был обязан определенное время содержать детей.

Более всего грозила разводом женщинам горцев Северного Кавказа бездетность, а появление ребенка в семье только укрепляло ее положение в семье.

Рождение мальчика или девочки встречали по - разному. Если родился сын – первенец, отец щедро одаривал того, кто первым приносил ему эту весть. Появление девочки встречалось сравнительно равнодушно.

После нескольких дней, совершался обряд укладывания новорожденного в люльку и происходил главный женский праздник в семье, связанный с рождением ребенка.

По проществии года новорожденному мужского пола подносили оружие, и, если он его принимал, это считалось признаком воинственности.  Над ребенком в этот период совершалось несколько религиозно-магических обрядов: «становление на ноги» или «развязывание ног»; обряд выяснения будущих склонностей ребенка – раскладывали перед ним различные предметы и смотрели, к какому из них он потянется.

У мусульман заключительным обрядом первых лет жизни мальчика до сих пор является обряд обрезания.

Своеобразной формой семейных отношений, особенно у феодалов и зажиточных слоев населе­ния, являлось аталычество - передача детей для воспитания в другие семьи. Осо­бенно распространено оно было у адыгов, осетин, балкарцев, карачаевцев и кумыков.

Горцы считали аталычество делом богоугодным: ведь сам пророк Мухаммед провел несколько лет в семье арабов-кочевников в качестве воспитанника.

Бедные дворяне, крестьяне и рабы в Абхазии на­шли хороший способ ограждать себя от притесне­ния сильных обычаем, воспитывать своих детей вдали от родительского дома. Принимая на себя эту обязан­ность, они вступают как бы в родство с родителями воспитываемых ими детей и пользуются их «покро­вительством».

Встречалась практика передачи на воспи­тание детей в семьи других народов. Ребенка отдава­ли с малых лет, иногда даже через несколько меся­цев после рождения. Срок пребывания в доме аталыка (воспитателя) определялся для мальчика 8—13 годами (иногда до 17— 18 лет), для девочки — до 12— 13 лет. При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику па­радную одежду, коня, вооружение и торжественно, в присутствии родственников, возвращал его в род­ной дом.

Воспитывали приёмных детей почти так же, как родных. Мальчика учили ездить верхом, а затем и джигитовать, владеть кинжалом, пистолетом, ружьём, охотиться. Если случались военные стычки с соседями, аталык брал подростка с собой и защищал его собственным телом.

В родительском доме предстоял экзамен, причём юноша должен был показать, чему он научился, публично.

Девочку приобщали к женским работам по дому, учили вышивать, посвящали в тонкости сложного кавказского этикета, внушали принятые представления о женской чести и гордости. По окончании воспитания до замужества девушки жили в доме родителей. Калым (выкуп) за невесту отдавался аталыку.

Старшие отводили большое значение нравственному воспитанию мальчиков. Постоянно пребывая со старшими мужчинами, но не имея права вступать в их разговоры, юноши только слушали беседы стариков. Взрослые тщательно следили за своими действиями и словами, держались с достоинством, в строгих рамках приличия, сознавая, что их слушают младшие.

Со многими житейскими правилами и житейскими обычаями юноша знакомился во время приема гостей в доме. Вращаясь среди людей, он постигал народные обычаи, приучался уважать гостей и стариков.

Воспитание девочки было главным образом обязанностью матери и других женщин. Оно определялось строгими правилами, многие из которых сохранились до сих пор.

В процессе воспитания у девушек развивали такие качества как: знание и строгое соблюдение обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность старшим в семье, в будущем – мужу.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!