Об особом инструменте в качественном исследовании



Для того, чтобы всегда сохранять чувство контроля, исследователи - качественники нуждаются в определенном инструменте, подобном отвесу. Я подразумеваю, что для проведения того или иного исследования должна иметься главная и простая причина: нечто вроде заявления о миссии или постановки вопроса о миссии проекта. После того, как вы решили вопрос о миссии, вы должны держать его в вашем кармане всегда и везде во время вашего путешествия в мире исследования. Держите ваш вопрос о миссии перед глазами и смотрите, как встраивается тот или иной вопрос в ваш проект по мере того, как он разворачивается. Во многих случаях мы увидим, что вещи выходят из под контроля и мы отклонились от курса.

Лишь в очень редких случаях мы вынуждены начинать изучать то или иное явление прежде, чем мы сможем достаточно четко сформулировать то, что мы намерены изучать.

Постоянное обращение к исследовательскому вопросу будет вести к более тесной связи между данными, получаемыми при сборе. Вы будете тщательнее продумывать с кем из информантов вам необходимо встретиться и т.п. До тех пор, пока вы точно не будете уверены, что именно этот респондент имеет прямое отношение к вашим исследовательским вопросам, не следует заносить данные о нем в ваши полевые тетрадки. Если первоначально вы кого-то проигнорировали, а впоследствии поняли, что мнение этого человека необходимо для исследования, вы должны вернуться к нему в процессе работы. Вся прелесть качественных исследований также состоит в том, что, как правило, всегда есть шанс сделать вторую попытку.

Еще одна особенность исследовательского вопроса состоит в том, что, как отмечают отдельные авторы, исследовательский вопрос становится неотъемлемой частью их жизни. Кларк Мустакас писал об этом, подчеркивая, что в некоторых качественных исследованиях исследователь вовлечен в саморефлексию, поскольку личное понимание и интерпретация, исходящая из исследовательского опыта, привносит свой вклад в создание исследовательского вопроса.

 

24. Структура субъективного опыта.

Изучение структуры субъективного опыта - это, по сути дела, исследование процесса становления модели мира. Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих двойную "отсеивающую" функцию. Они отбирают исследуемую информацию и при этом оставляют лишь то‚ что человек способен воспринять. Воспринимая внешний мир сквозь эти фильтры, личность создает свою уникальную модель мира и обретает эго-идентичность. Что же это за фильтры? Это главные элементы структуры субъективного опыта:система восприятия с входящими в нее ведущим каналом,субмодальностями, обобщениями, опущениями и искажениями, стратегиями, метапрограммами, верованиями, критериями и идентичностью.

Схема 1. Восприятие внешнего мира сквозь фильтры:

1. Идентичность. 2. Критерии. 3. Верования. 4. Метапрограммы. 5. Стратегии. 6. Обобщение - опущение - искажение. 7. Субмодальности. 8. Репрезентативная система. 9. Система восприятия. 10. Внешний мир.

Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Комплекс этих внешних ощущений и есть самое первое средство, позволяющее понять внутренний мир другого человека.

Как узнать, какую именно систему восприятия предпочитает человек? Внимательно понаблюдайте за ним, многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

“Смотрящий”, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро. Его глаза поднимаются вверх или смотрят прямо с легкой расфокусировкой на пятно на расстоянии около 60 сантиметров. В речи людей, предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают “зрительные” слова: “видеть”, “ясно”, “красочный”. Они предпочитают выражения: “Я вижу, что вы имеете в виду”, “Я уловил картинку” и т.п. Их голос может быть высоким и слегка напряженным, прерывистым.И они часто напрягают шею и плечи, потому что это помогает им делать "картинки" четче и яснее. Они чаще, чем другие, обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок. Они чаще увидят закат солнца. Им труднее заблудиться в незнакомом месте.

Человек “слухового” типа, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Чтобы принять решение, надо прекратить внутренний диалог и прислушаться к своим чувствам, но человек часто им не доверяет. Его глаза в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В их речи преобладают такие слова, как “тон”, “крик”, “интонация”, “усиливать”, ”гармонировать” и т.п. Они часто используют фразу: “Я слушаю вас”.

Люди кинестетического восприятия, прежде чем что-то сказать, прислушиваются к своим внутренним ощущениям. В речи кинестетиков преобладают слова: “касаться”, “трогать”, “поражать”, “болезненный» и т.п. Они обычно “чувствуют проблему”, “сдвигают камень” или “развязывают узел”. Их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Их голоса глубже, чем у представителей визуальной и аудиальной моделей восприятия. Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.

К классической триаде систем восприятия иногда добавляют еще один тип - "рассудочных" людей. Это те, которые реагируют не на чистое восприятие, а на обозначения, " ярлыки", которыми они маркируют все свои ощущения и образы.Это люди, “живущие головой”.В поведении "рассудочных" людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений.

Чтобы использовать модель восприятия на практике, познакомьтесь со списками слов, характерных для каждого типа восприятия.

Визуальная система восприятия раскрывается через:

- существительные: картинка, точка зрения, иллюминация, перспектива, видение, угол зрения, аспект, горизонт, иллюзия, экран;

- глаголы: видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, фоусировать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, просветлять, затемнять;

прилагательные и причастия: четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, гигантский, узкий;

- выражения: я вижу, о чем вы говорите, видеть в розовых тонах, пролить свет, быть на виду, показать в истинном свете, на первый взгляд.

Слуховая система восприятияопределяется через:

- существительные: тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, аудиенция, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня;

- глаголы: слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить;

- прилагательные и причастия: говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный, вокальный;

- выражения: говоря другими словами, задавать тон, медведь на ухо наступил, напрячь слух.

Кинестетическая система восприятияраспознается через:

- существительные: тяжесть, дыхание, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт, движение, температура;

- глаголы: касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться;

- прилагательные и причастия: чувствительный, крепкий, парализованный, душевный, холодный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, закоренелый, сентиментальный, невыносимый;

- выражения: чувствовать проблему, сдвигать камень, развязывать узел, вбивать клин, наложить лапу, воспользоваться случаем, стоять на земле, резать подметки на ходу.

субмодальности - те способы, которые использует мозг, сортируя и кодируя опыт.

К визуальным субмодальностям можно отнести: размер изображения и его форму (трехмерную или плоскую) и положение в пространстве (горизонтальное или вертикальное), перспективу, цвет и его оттенки, насыщенность, контрастность, ясность, четкость или расплывчатость образа, яркость или тусклость, сверкание или блеск, направленность освещения.

К аудиальным субмодальностям относят высоту, громкость, темп, ритм, тембр звуков или голоса, ясность, продолжительность, локализацию звука, исходит он из внутреннего или внешнего источника, моно или стерео, и, наконец, что это: музыка, слова или какие-то специфические звуки.

Вкинестетических субмодальностях различают силу воздействия, локализацию, температуру, статику и движение, продолжительность, интенсивность ощущений, их форму и частоту.

Обобщение - это процесс, в котором отдельные части, свойства или качества предмета (явления или человека) "отрываются" от своего "носителя" и воспринимаются как целостная его характеристика.

Опущение - это процесс, позволяющий нам обращать внимание на одни аспекты реальности и не замечать других.

Искажение - это процесс, позволяющий определенным образом смещать восприятие чувственных данных.

Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения.

В сознании человека инсталлированы схемы, которые определяют жизненную концепцию человека, его уникальный стиль и способы взаимодействия с другими. В НЛП эти устойчивые модели называют метапрограммами.

Верования в НЛП, в отличие от ценностей, представляют из себя общие утверждения о причинах‚ значимости и границах окружающего мира‚ а также о свойствах и способностях самого человека, т.е. его личностной идентичности.

 

25. Установление доверительных отношений в ситуации интервью.

Из книги Горянина В.А., Масалков И.К. Преображение жизненных ситуаций: эффективные психосоциальные технологии.

Позитивный контакт с партнером - самый важный процесс в любом взаимодействии. В НЛП (Нейро-лингвистическое программировании) его называют раппортом. Слово "раппорт" означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства, доверия и симпатии. Как узнать, что у вас есть контакт с собеседником? По-разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других - чувство разделенного взаимопонимания.

Как создать раппорт? Многие люди умеют это делать неосознанно. Специалисты НЛП предлагают специальную технику его достижения на уровне сознания, считая, что этому умению, как и любому другому, можно научиться.

Для этого необходимо освоить шесть шагов: 1) проверка вашего доверия партнеру; 2) проверка доверия партнера вам; 3) установление соответствия тону и темпу голоса вашего собеседника; 4) установление соответствия его дыханию; 5) установление соответствия ритму движения; 6) установление соответствия позе тела.

Совершая первый шаг, необходимо проверить, доверяете ли вы человеку, с которым общаетесь, уверены ли вы в его компетентности, т.е. в способностях и умениях. Прежде всего можно спросить себя об этом, и, если вы получите конгруэнтный ответ "Да!", - все в порядке. Если же вы услышите несогласие, надо проанализировать причины недоверия, внимательно взвесить все имеющиеся аргументы "против" и поискать возможные альтернативы "за", чтобы действительно поверить в компетентность собеседника. Если же это не удается сделать и вы по-прежнему чувствуете недоверие, лучше не продолжать общения.

На втором шаге удостоверьтесь, доверяют ли вам. Ответ на вопрос "Доверяет ли мне мой собеседник?" вам поможет получить сенсорная острота - умение, с которым вы тоже познакомитесь несколько позже. Полезно знать, что о доверии или недоверии достаточно выразительно говорят тело и лицо.

Осанка. У человека, склонного к доверию: прямая спина, плечи расправлены, но опущены, голова поднята, но не чрезмерно. Стоит он твердо на обеих ногах, устойчиво и надежно. Доверяющий человек сидит прямо или чуть наклонившись вперед. Легкий наклон тела к собеседнику, сидя или стоя, - универсальный знак внимания и доверия.

Руки. У рук есть свои выразительные знаки: рука (или обе) на груди или на сердце означают искренность чувств и высказываний; руки, раскрывающиеся сверху вниз и вперед, - жест открытости и доверия; руки, мягко обнимающие друг друга сверху, образуя плоский купол, - знак искренности; рукопожатие, когда руки партнеров с удовольствием сливаются друг с другом, тоже знак доверия и равноправия, в отличие от рукопожатия "косточки хрустят" или "дохлая рыба". Все движения рук при этом спокойные, мягкие, расслабленные, плавные, без суеты и торопливости.

Лицо. Самым выразительным является лицо. Прежде всего глаза. У доверяющего вам человека они полностью открыты, моргают спокойно и довольно редко, легко и свободно могут смотреть на собеседника. При этом контакт глаз попеременный, прерывистый.

Улыбка. Улыбка поможет окончательно убедиться в искренности партнера. Доверяющий вам человек улыбнется свободно, открыто, а главное, естественно. При этом в зависимости от ситуации улыбающийся лишь слегка приподнимет уголки губ или чуть-чуть обнажит верхний ряд зубов, или улыбнется широко, приоткрыв рот. Глаза при этом мягко светятся изнутри, уголки едва заметно приподнимаются, а легкая складочка на нижних веках завершает картину естественной искренней улыбки.

Третий шаг - установление соответствия тону и темпу голоса - требует освоения техники “зеркала”. “Психологическое зеркало” - это гармоничное отражение поведения другого человека. Синхронизация тона или темпа голоса - лучший путь установления доверия. Тон голоса бывает высоким или низким, громким или мягким, тихим. Темп голоса бывает быстрым или медленным, с паузами и без пауз. Мы обычно следуем привычному для нас тону и темпу, но прислушайтесь и вы заметите: если сами вы, к примеру, говорите тихо и медленно, громкая и быстрая манера собеседника будет вами восприниматься, как “нападение”. А у него и в мыслях этого не было!

Найдите голосовой “общий знаменатель”, большинство людей и не заметят, что кто-то подстраивается под их голос. Однако не перестарайтесь, подстраиваясь под партнера: резкая смена тона и темпа голоса может показаться ему и насмешкой. Делать это надо потихоньку, маленькими шажками, чтобы ваша техника осталась незамеченной. Всякую технику можно использовать элегантно.

Четвертый шаг - установление соответствия дыханию собеседника -также требует освоения “зеркальной” техники. Это несложно, если вы умеете видеть дыхание вашего партнера. Немного потренировавшись, вы сможете научиться замечать скорость дыхания людей. Однако бывает, что уловить ритм дыхания трудно. В подобных случаях, как вы догадываетесь, необходимо сосредоточиться на верхней линии плеч и попытаться различать довольно заметные движения вверх и вниз. Если вам удалось уловить ритм дыхания человека, можно подстроиться под него: дышать в том же ритме, с той же скоростью. Вам надо будет потренироваться, но научиться этому можно довольно быстро.

Пятый шаг - установление соответствия ритму движения (или перекрестное “зеркало”) - более сложный путь к гармонии.

“Перекрестное зеркало” почти невозможно заметить, потому что большинство из нас не задумывается о своих привычных движениях: мы то и дело “машинально” поправляем очки, касаемся волос или потираем нос. Заметив, что человек повторяет такие движения, вы можете подстроиться под их ритм покачиванием ноги, постукиванием карандаша или пальца.

Шестой шаг - установление соответствия позе собеседника -основан на технике простого отражения, на подражании. Использовать эту технику надо очень осторожно, чтобы не оскорбить собеседника. Обучаться этой технике лучше в ситуациях, исключающих риск, например, когда вы путешествуете в самолете или автобусе. Не удивляйтесь только, если ваши соседи вдруг начнут с вами дружески общаться, значит, техника сработала и вы достигли доверительного контакта.

Описанные методы невербального установления позитивного контакта некоторые психологи называют техниками “присоединения”. В самом деле, внешнее соответствие поведения подчеркивает сходство и смягчает различия, в результате взаимное притяжение и взаимопонимание между людьми усиливаются, будто они и в самом деле “присоединились” друг к другу и дальше уже следуют вместе.

 

26. Метод геносоциограммы

Проблематика биологического обоснования социального поведения занимает в социологии маргинальное место. На сегодняшний существует и начинает активно использоваться метод геносоциограммы, позволяющий изучать отношение индивида к обществу, его место и его идентичность, увязывая их с положением в семейном роду.

Работа с генеалогической информацией требует определенных навыков и умения ориентироваться в ситуации. Важно иметь хорошую память и умело направлять беседу, совмещая интерес как к линейной генеологии, основанной на перечислении цепочки рождений, так и к рассказам о самих людях и связанных с ними историями. Любая генеалогии отличается той или иной степенью мифологизированности. Важно не перебивать информатора, фиксируя все имена, проявляя уважение к их памяти.

Данные генеалогических исследований являются ценнейшим и, к сожалению, пока слабо вовлеченным в социологические исследования источником, открывающим такие стороны социального и исторического бытия, до которых не достучаться с помощью большей части традиционных методов и источников.

 

27. Биографический метод изучения жизненных стратегий на примере исследования создателей малых предприятий в России.

Исследовательской командой была поставлена цель: изучить создание малых предприятий в России.

Не маловажными аспектами возникновения малого предприятия являются моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики его создателей, которые в условиях использования высоких технологий все сильнее «накладывают отпечаток» на профессионализм. Образ жизни современного успешного предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в России прерванной.

Целью исследования является изучение в реальном времени социальных изменений в сфере экономики бывшего Советского Союза (на примере Российской Федерации) через анализ процесса создания частных малых предприятий.

Итак, в рамках нашего проекта нами должны быть получены ответы на пять исследовательских вопросов:

1. Приемлемы ли имеющиеся сегодня в России экономические условия для создания нацеленных на производство товаров и услуг малых предприятий и их развития?

2. Являются ли обладатели дипломов о высшем образовании заинтересованными в создания нацеленных на производство товаров и услуг малых предприятий высокотехнологичного профиля?

3. Какие тактики и стратегии будут использоваться при создании малых предприятий и их развитии?

4. Какие тактики и стратегии будут использоваться при развитии малых предприятий?

5. В чем заключаются отличительные особенности биографий создателей малых предприятий?


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!