Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 71 страница



 

другой системе координат: место таких ценностей, как ’’власть — со­ бственность — контроль”, должны занять координаты ’’рост — жизнь”. Принцип иметькопить должен быть заменен принципом быть и де­ литься с другими. Такие перемены потребуют активнейшего участиякаждого рабочего и каждого служащего, а также и каждого совершен­ нолетнего в роли гражданина*. Необходимо найти совершенно новые формы децентрализации, нужны новые социальные и политические стру­ ктуры, которые покончат с социальной ’’аномией” массового общества, которое есть не что иное, как механический конгломерат, состоящий из миллионов атомов.

 

Каждое из перечисленных условий нераздельно связано со всеми остальными. Все они составляют части одной системы, и потому насто­ ящее снижение реактивной агрессии возможно лишь тогда, когда вся система, известная нам за последние 6 тыс. лет человеческой истории, будет заменена на нечто принципиально иное. Когда это произойдет, то утопические идеи Будды, пророков, проповеди Иисуса Христа и мечты гуманистов эпохи Возрождения будут восприняты не как утопии, а как разумные и реальные пути реализации основной биологической про­ граммы человека, которая служит сохранению и развитию человека как индивида и вида.

 

ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Предварительные замечания

 

Биологически адаптивная агрессия служит делу жизни. Это принципи­ альное положение очень важно иметь в виду. Оно воспринимается как аксиома и биологами и нейрофизиологами, хотя и нуждается в допол­ нительном изучении. Речь идет здесь о том самом инстинкте, который свойствен человеку, как и любому живому существу (невзирая на раз­ личия, о которых мы уже упоминали).

 

Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом может испытывать удовольствие. Это единственное живое сущест­ во, способное уничтожать себе подобных без всякой для себя пользы или


 

189


выгоды, в этой главе мы попробуем проанализировать природу этой биологически неадаптивной, злокачественной деструктивности. Но прежде всего необходимо помнить, что злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку и что она не порождается животными инстинкта­ ми. Она не нужна для физиологического выживания человека и в то же время представляет собой важную составную часть его психики. Это одна из страстей, которая в отдельных культурах или у отдельных индивидов доминирует, а у других вовсе отсутствует. Я пытаюсь показать, что деструктивность возникает как возможная реакция на психические потреб­ ности, которые глубоко укоренились в человеческой жизни, и что она— как уже говорилось выше — результат взаимодействияразличных социальных условий иэкзистенциальныхпотребностей человека. Эта гипотеза нуждается

 

теоретическом обосновании, которое поможет нам исследовать следу­ ющие вопросы: что понимается под специфическими условиями человечес­ кого существования? В чем состоит природа, или сущность, человека?

Хотя в современном научном мьпплении (прежде всего в психологии) подобные вопросы не вызывают пиетета и считаются чисто философс­ кими (или ’’субъективно-спекулятивными”), я все-таки надеюсь показать, что они-то как раз и представляют проблемную сферу для эмпирических исследований.

 

Природа человека

 

Начиная с древнегреческих философов, было принято думать, что в челове­ ке есть нечто такое, что составляет его сущность: это ’’нечто” и называли всегда ^'человеческой природой". Высказывались различные мнения о том, что входит в эту сущность, но ни у кого не возникало сомнения в том, что она есть, т. е. что есть нечто, делающее человека человеком. Так появилось определение: человек — это разумное существо (ammal rationale), обще­ ственное животное (zoon politikon), животное существо, производящее орудия труда (homo faber), а также способное к созданию символов. Совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение. Причиной такого поворота явилось все возрастающее значение историчес­ кого исследования человечества. Изучение истории человечества показало, что современный человек так сильно отличается от человека более ранних эпох, что гипотеза о некоей вечной ’’природе человека” очень далека от реальности. Особенно сильно принцип историзма цроявился в исследовани­ ях американских культурантропологов. Изучение обычаев, нравов, образа мышления первобытных народов привело многих антропологов к выводу


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!