Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 72 страница



 

том, что человек рождается как чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена. Предположение о неизменности человеческой природы было отвергнуто еще и потому, что этой позицией часто злоупотребляли и использовали для оправдания неблаговидных человечес­ ких поступков. Начиная с Аристотеля вплоть до XVIII в. многие мыслители защищали рабство, ссылались на человеческую природу*. А ученые, пытавшиеся представить жадность, стремление к соперничеству и эгоизм как врожденные черты характера, на основании этого доказывали разум­ ность и необходимость такой общественно-экономической формации, как

капитализм. ’’Человеческой природой” кое-кто по сей день пытается

 

‘ Исключение составляли стоики Греции, которые ратовали за равенство всех людей, а также гуманисты Ренессанса, такие, как Эразм, Томас Мор и Хуан Луис Вивес.


 

190


объяснить и оправдать гнусные поступки — алчность и мошенничество, ложь, насилие и даже убийство.

 

Другой причиной скептического отношения к понятию ’’человеческая природа” стало распространение эволюционной теории Дарвина. После того как был сделан вывод об ’’эволюционном” происхождении челове­ ка, концепция об особой, неизменной ’’субстанции”, составляющей ’’при­ роду человека”, оказалась несостоятельной. Мне кажется, что новых открытий в человеческой природе можно ожидать только на базе эволю­ ционного учения. Значительный вклад в развитие этого направления внесли такие авторы, как Карл Маркс, Рихард Буке\ Тейяр де Шарден

 

Т. Добжанский; автор данной книги считает себя продолжателем этой линии.

 

Главным аргументом в пользу гипотезы о специфической природе человека стала возможность определить сущность Homo sapiens с точки зрения его строения, анатомии, физиологии и нейрологии. Мы теперь можем дать точное общепризнанное определение человеческого вида, которое подтверждается различными индикаторами: строением тела,

походкой, структурой мозга, количеством зубов, способом питания

многими другими факторами, показывающими явное отличие Homo sapiens от высокоразвитых человекообразных приматов. Если мы не хотим скатиться на позиции тех, кто считает тело и дух двумя независи­ мыми сферами, нам придется согласиться, что человеческий вид как психически, так и физически имеет свою особую неповторимость.

 

Сам Дарвин доказал, что человека как вид отличает не только специфическое строение тела, но и в не меньшей мере — особенности психики. Основные идеи он сформулировал в своей книге ’’Происхожде­ ние человека и половой отбор”, которая вышла в 1871 г.

 

Поведение человека определяется его высокоразвитым интеллектом, оно меньше зависит от рефлексов и инстинктов и отличается большей гибкостью.

 

человека, как у всех высокоразвитых существ, есть такие сложные эмоции, как любопытство, инстинкт подражания, внимание, память, фантазия. Но у человека их гораздо больше, и применение их значительно сложнее и разнообразнее.

 

Человеку свойственно (по крайней мере больше, чем другим живо­ тным) осознание ситуации, а с помощью логического мышления он может лучше приспосабливаться к окружающим условиям.

 

Человек постоянно использует огромное количество орудий труда

производит их.

человека есть самосознание; он размыщляет о своем прощлом

будущем, о жизни и смерти и т. д.

Человек мыслит абстрактно и развивает символическое и образное мыщление; основным и наиболее сложным результатом этой деятель­ ности стало формирование речи и языка.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!