Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 44 страница



 

— в экономической, социальной и политической жизни — примитивные общества очень сильно отличаются друг от друга. И потому на самом деле выражение ’’примитивное общество” — это только пустая абстрак­ ция, а в реальности мы каждый раз имеем дело с примитивным обще­ ством того или иного типа.

 

Для охотников и собирателей и ряда более развитых первобытных народов характерно отсутствие деструктивности, в то время как в целом ряде других обществ и в большинстве цивилизованных социальных систем деструктивная тенденция превалирует над миролюбивой.

 

Второе заблуждение, от которого я хочу предостеречь читателя, состоит в том, что многие упускают из виду спиритуалистские и религи­ озные мотивы многих жестоких и разрушительных действий. Ярчайшим примером тому является практика жертвоприношения детей, которая была распространена в Ханаане в эпоху иудейских завоеваний и в Кар­ фагене вплоть до его разрушения римлянами в III в. до н. э. Что склоняло несчастных родителей к убийству собственных детей — жесто­ кость и деструктивность характера? Это явно невероятное предположе­ ние. Возьмем библейскую историю об Аврааме и его попытке убить своего сына Исаака, которая явно направлена против приношения детей

 

М. Р. Дэви (67, 1929) приводит богатейший материал об агрессивности у них. (Ср. К. Райт (286, 1965) о ведении войн в цивилизованных обществах.)


 

157


жертву. Здесь трогательно рассказывается о любви Авраама к сыну, и в то же время он без всяких колебаний принимает решение принести Исаака в жертву. Здесь мы явно имеем дело с религиозными мотивами, которые оказываются сильнее даже любви к собственному ребенку.

культуре такого типа человек настолько предан религиозным канонам, что он совершает жестокость, не имея деструктивных моти­ вов.

 

Возьмем для сравнения более близкий нам пример — феномен современной войны. Первая мировая война была вызвана целым комплексом причин: здесь смешались экономические интересы и тще­ славие вождей, неповоротливость одних и глупость других. Но когда война уже разразилась (или даже еще чуть-чуть раньше), она при­ обрела характер ’’религиозного” феномена. Государство, народ и честь нации были фетишизированы, превращены в идолов, ради которых обе стороны добровольно стали приносить в жертву своих детей. Среди молодых людей, которые погибли уже в пе^рвые дни войны, значительную часть составляли сьшовья английских и немецких вы­ сших сословий, которые более других несли ответственность за при­ нятие решений. Можно не сомневаться, что родители любили своих детей. Однако, преисполненные традиционных представлений о на­ циональной гордости, они переступили через эту любовь и отправили на верную смерть своих мальчиков, которые и сами с готовностью и без промедления ринулись в бой. В этом случае мы также имеем дело с жертвоприношением, и мало что меняется от уточнения, кто кого убьет. Разве это важно, что не сам отец стреляет в своего сына, а просто заключается соглашение, в результате которого на­ чинается убийство детей обеих воюющих сторон. В случае войны ответственные за принятие решений люди точно знают, что про­ изойдет, однако идолопоклонство оказывается сильнее любви к со­ бственным детям.

 

Для подтверждения теории врожденной деструктивности нередко используется феномен каннибализма. Сторонники этой теории немало потрудились, описывая находки, которые, по их мнению, доказывают, что каннибалами были даже первобытнейшие люди, например синант­ ропы (Pekingmenschen) (500 тыс. лет до н. э.).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!