Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 40 страница



в целом. Вероятно, это необходимо, чтобы дать мужчине хотя бы

 

короткий период его жизни немного радости и удовольствий. Ибо со вступлением в брак эта идиллия кончится раз и навсегда. Чтобы женить­ ся, молодой человек должен одолжить большую сумму денег, и потому

 

первые годы семейной жизни его одолевает одна забота и одна цель

— вернуть долг своему кредитору. Он даже не может лишний час провести с женой, пока не расплатится полностью с долгами. Кто хочет добиться успеха в жизни, тратит все силы на то, чтобы после расплаты

 

еще и скопить какие-то средства, чтобы самому стать кредитором и давать деньги в долг.

 

Это становится одной из предпосылок для завоевания социального статуса. Вступление в брак — также в первую очередь экономическое мероприятие, в котором индивидуальные личные склонности и сексуаль­ ный интерес играют второстепенную роль. При этих обстоятельствах нет ничего удивительного в том, что между мужем и женой в первые 15 лет их совместной жизни складываются антагонистические отношения.

 

лишь когда дети вырастают и вступают в брачный возраст, в семей­ но-брачных отношениях антагонизм уступает место сотрудничеству. Достижение успеха как высшей цели отнимает так много сил, что их практически не остается на личные формы взаимодействия: такие моти­ вы, как любовь, расположение, симпатия, антипатия, ненависть и т. д.,

 

— становятся недоступными.

Итак, самым главным моментом, решающим для понимания систе^-мы типа В является тот факт, что в ней нет особой любви или дружбы, но зато деструктивность с жестокостью тоже не наблюдаются. Если же

 

человека нет никаких успехов в жизни, а кругом сплошной провал, то


 

153


его все равно никто не превращает в объект для нападок. Нельзя сказать, что здесь вовсе отсутствуют войны (в основном они направлены на завоевание женщин, которых превращают в проституток), но в целом войны осуждаются и считаются препятствием для развития успешной торговли.

 

Идеальным человеческим типом считается отнюдь не герой, а целе­ устремленный и прилежный, бесстрастный и результативный труженик.

 

Данный тип социальной системы отражается и в религиозных взгля­ дах. Религия направлена на достижение чисто практических целей: жре­ цы и другие служители культа применяют различные методы заклина­ ния духов, отведения болезней и несчастий с помощью даров, жертвоп­ риношений, молитв и т. д.

 

Вся жизнь такого общества вращается вокруг собственности и ус­ пеха; люди одержимы работой и более всего на свете боятся провала

 

деле. И, несмотря на такой страх, разрушительность и враждебность не характеризуют жителей этой системы.

К системе типа В относят еще целый ряд обществ, которые не

такой мере ориентированы на собственность и успех, как племя манус. Но пример с ним был особенно удобен для сравнения с последним типом общественных систем — с типом С, который мы рассмотрим на примере племени добу.

 

Добу (система С)

 

Жизнь островов Добу также была подробно изучена и описана одним из знаменитых этнографов современности, Рут Бенедикт (26, 1934). Хотя острова Добу находятся совсем близко от Тробриандских островов, известных нам по публикациям Малиновского, обычаи, нравы

характеры их жителей совершенно различны. В то время как тробри-андцы живут на плодородных землях, гарантирующих им обильный урожай, острова Добу — вулканического происхождения и имеют лишь небольшие площади плодородной почвы.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!