Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 41 страница



 

Добуанцы, однако, приобрели известность среди соседних племен не столько бедностью, сколько воинственностью. У них нет вождей, но существует четкая групповая организация подчинения (по типу системы концентрических окружностей), внутри которой предусмотрены специ­ альные традиционные формы вражды.

 

За исключением группы родственников по матери (она называется зузу, что означает ’’материнское молоко”), в которой отмечаетсяизвестная мера сотрудничества и доверительности, все остальные добуанцы строят свои межличностные отношения по принципу видения возможного ’’врага” в любом и каждом. Даже женитьба не смягчает враждебных отношеьшй между семьями жениха и невесты. Единствен­ ный способ умиротворения общество находит в том, что молодая семья поочередно живет один год в деревне мужа, а следующий год

 

— в деревне жены. Отношения же между супругами преисполнены злобы и враждебности. Верность вообще не предусмотрена, и ни один добуанец никогда не согласится, что мужчина и женщина могут находиться рядом хотя бы короткое время, не имея для этого сексуаль­ ных причин.

 

Два признака характерны для этой системы: роль частной собствен­ ности и колдовство. Рут Бенедикт приводит массу казусных случаев защиты частной собственности любой ценой. Так, например, право собственности на сад считается настолько неприкосновенным, что хозяй­ ка с хозяином обычно именно в саду предаются любовным забавам.


 

154


Никто не разглашает размеры собственности, своей и чужой. Эта тайна охраняется очень тщательно, как если бы имуществу угрожала кража.

Личное чувство частной собственности распространяется в том числе

 

на колдовское искусство, и на формулы заклинаний. Так, добуанцы обладают ’’магией болезни”: они умеют насылать порчу, умеют ис­ целять болезни, и для каждого случая существует свое магическое дейст­ во (колдовство). Многие владеют этим искусством в совершенстве, и это приносит им силу и уважение в обществе, а монополия на колдовство дает, естественно, значительное преимущество.

 

Вся жизнь подвластна чародейству, без него невозможен успех ни в одной сфере жизни, и потому магические формулы составляют важную часть богатства.

 

Вся жизнь проходит в отчаянном соперничестве; в этой борьбе все средства хороши и любое преимущество используется для победы. Однако здесь соревнование проходит не так, как в системах типа А и В,

 

е. не открыто, не свободно, а напротив, борьба преисполнена коварст­ ва и ведется исподтишка. Идеалом мужчины считается тот, кто достига­ ет успеха хитростью, подсиживанием и другими уловками.

 

Главным достоинством и наивысшим достижением является овладе­ ние приемами 'вабувабу ”, которые составляют искусство беззастенчиво­ го продвижения к личному успеху за счет нанесения ущерба всем сопер­

никам. (Эта система существенно отличается от рыночной, которая

принципе базируется на честном обмене, когда обе стороны должны идти на уступки.)

 

Пожалуй, самым примечательным признаком системы типа С явля­ ется господствующее здесь коварство. Обычно добуанец производит впечатление весьма вежливого и предупредительного человека. Один из них так описывал нравы и обычаи своего племени: ’’Если я хочу ко­

го-нибудь убить, я постараюсь сблизиться с этим человеком, войти

доверие. Я буду рядом с ним день и ночь, буду делить с ним радость

горе, буду вместе с ним есть и пить, работать и отдыхать, и это может длиться много месяцев. Я назову его другом и буду ждать подходящего момента, чтобы сделать то, что задумал” (26, 1934, с. 157). И потому, когда случается убийство (а это бывает довольно часто), подозрение падает в первую очередь на тех, кто стремился подружиться с несчастной жертвой. Две главные обуревающие добуанцев страсти — это богатство


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!