Различия людей по самообладанию



П. А. Рудик (1967) определяет самообладание как способность не теряться в труд­ных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.

Ф. Н. Гоноболин (1973) и В. В. Богословский (1973) сводят самообладание к выдержке. Это, конечно, лучше, нежели считать, что выдержка и самооблада­ние — рядоположные волевые проявления, о чем говорится в публикациях мно­гих авторов и во многих учебниках по психологии, но все же такова только часть истинной картины.

Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. волевые качества, связанные с подавлением возникающих отрицательных эмоций, вызывающих не­желательные для человека побуждения. Самообладание связано также с самокон­тролем и саморегуляцией человеком своего эмоционального поведения, с само-


10.4. Различия людей по самообладанию 203

ограничением эмоционального реагирования и зависит, как отмечал С. Л. Рубин­штейн, от соотношения между аффектом и интеллектом.

Выдержанные — невыдержанные. В обыденном сознании это качество вос­принимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возник­новении конфликта.

► Выдержка - это устойчивое проявление возможности подавлять импульсивные, малооб­
думанные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные
влечения, желания.

Это устойчивое (по необходимости) проявление состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, от­ветить грубостью на грубость; это и подавление желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение отказаться от такой привычки, и т. п. По сути, здесь проявляется тормозная функция воли.

Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.

► Несдержанность - это поведение, свидетельствующее об отсутствии у человека вы­
держки. Она проявляется в агрессии.

Долготерпение (стоицизм). Это волевое проявление психологами не выделя­ется ни как разновидность выдержки, ни как самостоятельное волевое качество. Однако в его существовании вряд ли приходится сомневаться. По крайней мере, поэты используют это понятие (у поэта Л. А. Мея одно из стихотворений начи­нается словами: «О Господи, пошли долготерпенье!») и описывают подобное проявление воли. Такая способность человека долго переносить, не срываясь, страдание, душевную муку, жизненные невзгоды, быть стойким и есть сущность долготерпения, или стоицизма.

Только в несчастьях настоящее испытание человека (Шекспир). Никогда не бывает великих дел без великих препятствий (Вольтер).

 

Смелые — трусливые. В обыденном представлении смелый тот, кто не боится. Говорят даже о бесстрашных людях. Однако это явное заблуждение. Всякий чело­век с нормально развитой психикой должен бояться, поскольку страх — защитная биологическая реакция организма — возникает непроизвольно при оценке чело­веком существующей или предстоящей ситуации как опасной для здоровья и пре­стижа. Страх выступает эмоциональным отражением надобности избежать опас­ности (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, 1973).

Поведение людей при возникшем страхе бывает разным. Выделяют две формы последнего — астеническую и стеническую. Первая проявляется в пассивно-обо­ронительных реакциях, например в ступоре, и активно-оборонительных — в мо­билизации своих возможностей для предупреждения опасной ситуации или ухода (убегания) из него. Стеническое проявление страха — это «упоение» им, о кото­ром писал А. С. Пушкин: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья» («Пир во время чумы»). Это наслаждение страхом наблюдается и у детей, находящихся в «комнате ужасов» или слушающих страш­ные сказки и т. д.


204 Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»

Смелый не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто, несмотря на него, владеет собой иможет совершить задуманное. Еще древнегреческий историк Ксенофонт писал: смелый человек знает о предстоящей опасности, но все-таки не сворачива­ет с пути. По словам К. Д. Ушинского, не тот мужествен, кто лезет на рожон, не страшась, а умеющий подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь ему.

Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество дей­ствий и деятельности человека, тем выше будет оценка его смелости. Соответст­венно смелымможно считать человека, способного подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Я не случайно выделил в этом определении слово «качественно». Можно на­чать что-то делать, несмотря на страх, но с опаской, когда активизируются защит­ные реакции, что мешает проявлению навыка, ухудшает качество работы. В от­дельных случаях, начав что-то делать, человек может вообще потерять самооб­ладание. Одна студентка, которая была известна своей трусливостью, вынуждена была под угрозами преподавателя прыгнуть в воду с 5-метровой вышки, чтобы получить зачет. Однако она потеряла от страха сознание, еще не попав в воду, и оттуда ее пришлось срочно вытаскивать.

Следовательно, смелость может считаться одним из проявлений самообла­дания.

Противоположна смелости трусливость. Она рассматривается как отрица­тельное моральное качество, как проявление малодушия, и характеризует поведе­ние человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответ­ствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общест­венными силами.

Следует отличать приобретенные страхи, вызванные конкретной ситуацией, и склонность к страхам, легкость их возникновения как свойство личности. Пер­вые могут быть выражением закрепившейся отрицательной эмоции, связанной с определенной ситуацией, например в результате перенесенной аварии, травмы и т. п. Вторая форма не соотносится с какими-либо конкретными обстоятельства­ми, ее характеризует низкий порог возникновения эмоции страха у определенно­го человека при любой субъективно опасной для него ситуации. Эти страхи могут иметь как социальные корни (запуганный, затюканный человек — тот, кто стал робким, пугливым из-за постоянных угроз и наказаний), так и природные, биоло­гические.

Опасно упрекать в робости тех, кого хотят от нее исцелить {Ларошфуко).

Непонимание опасности не есть еще храбрость (Д. Гранин).

Страх опасности в десять тысяч раз страшней самой опасности (Д. Дефо).

Именно склонность к страхам, легкость их возникновения и как следствие — выраженность защитных реакций позволяют относить человека к разряду трус­ливых. Выявлено, что для таких людей типичны следующие типологические осо­бенности: слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание тор­можения по «внешнему» балансу (Н. Д. Скрябин, 1972).


10.4. Различия людей по самообладанию 205

С возрастом (от дошкольников до средних подростков) число смелых возрас­тает (Н. Д. Скрябин, 1974). Максимальное количество смелых мальчиков и дево­чек приходится на пубертатный период. Затем число смелых девочек снижается, а мальчиков остается на достигнутом в этот период уровне.

Псевдосмелость. Бывает, что человек храбрится, т. е. принимает бодрый вид, стремясь казаться себе храбрым, на самом деле не будучи таковым. От истинной смелости надо также отличать бравирование как пренебрежение опасностью ради показной храбрости. Пример — собака из басни И. А. Крылова «Слон и Моська»: «Вот то-то мне и духу придает, что я совсем без драки могу попасть в большие за­бияки». И действительно, народ думает: «Аи Моська, знать она сильна, что лает на слона».

Решительные — нерешительные. Говоря о решительности, надо сразу под­черкнуть, что она не синоним смелости, как это указывается во многих учебниках и словарях: «смело — значит уверенно, без колебаний». Разделяя данные качест­ва, я не хочу сказать, что решительность не может быть связана со смелостью. Безусловно, в ряде волевых актов они проявляются одновременно. Не случайно ряд слов обозначает и то и другое. Например, расхрабриться — значит набраться смелости и решиться на что-либо; отважиться — осмелиться, решиться; боевой — это и смелый и решительный. И все же это разные волевые качества.

Часто под решительностью понимают принятие решений без колебаний и со­мнений. Хотя такое действительно иногда наблюдается, это вряд ли может быть признано характеристикой решительности как устойчивой волевой личностной черты.

Быстро, не колеблясь, человек принимает решение, например, при его твердой убежденности в правильности совершаемого поступка или при наличии доста­точной информации о ситуации, когда у него имеется полная уверенность в осу­ществлении задуманного. Действия солдата, без колебаний и сомнений выпол­няющего приказ командира, или импульсивное поведение ребенка отнюдь не свидетельствуют, что они столь решительны.

Решительность как волевая характеристика личности чаще всего проявляется при неуверенности в исходе задуманного или в правильности принимаемого реше­ ния, когда от этого решения многое зависит как для самого человека, так и для других людей. В основе решительности лежит волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомнений, прекращения колебаний. А это значит, что ее проявление связано с обдуманностью принимаемого решения.

Более точно суть решительности описывает В. В. Богословский (1973), который характеризует ее как волевое свойство личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Он подчеркива­ет, что понимание решительности как легкого и свободного выбора цели ошибоч­но. На самом деле решительный человек тоже может испытывать сложную, мучи­тельную внутреннюю борьбу, и у него сталкиваются противоположные желания.

Соответственно, на мой взгляд, универсальное определение может быть сле­дующим:

► Решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. когда принятие не­удачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.


206 Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»

Время принятия решения в значимой ситуации существенно различается у разных людей и представляет устойчивую личностную характеристику. И. П. Пе-тяйкин (1978) установил путем корреляции достоверные связи между уровнем решительности, проявленным при выполнении трех различных тестов. Это зна­чит, что если одни субъекты проявляют большую решительность, чем другие, в какой-либо ситуации, то и в иных ситуациях они покажут меньшее время в при­нятии решения.

Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени приня­тия решения, оказывается постоянной характеристикой личности, служит обна­руженная И. П. Петяйкиным (1975а) ее связь с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками. Так, бо­лее решительны люди, у которых имеются следующие типологические особен­ности: подвижность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу и (в опасной ситуации) — сильная нервная система.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!