АРТИКУЛЯТОРНАЯ И АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА 8 страница



1. В позиции перед мягкими зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [н’] зубные [т], [д], [с], [з] становятся мягкими: ко[ст]ныйко[с’т’], мя[сн]оймя[с’н’]ик, е[зд]ае[з’д’]им, ва[т]ава[т’н’]ик, ви[дн]ави[д’н’]еться, по[дд]атьпо[д’д’]еть и т.п.

Зубной [н] в этой позиции может быть и мягким, и твердым: пе[н’н’]ик, ба[н’т’]ик, но – во[н]зить, ко[н]текст и т.п.

2. Зубной [н] становится мягким в позиции перед [ч’], [ш’]: бато[н] – бато[н’ч’]ик, переме[н]апереме[н’ч’]ивый, го[н]каго[н’ш’]ик, же[н]скийже[н’ш’]ина и т.п. Чередование по твердости–мягкости в этой позиции проводится последовательнее, чем в предыдущей.

Чередования согласных с нулем звука.

1. В позиции между зубными [т] и [д] чередуются с нулем звука, т.е. не произносятся, тем самым подвергаются упрощению сочетания трех и более согласных. Упрощаются следующие сочетания (и соответствующие им сочетания мягких согласных):

<стн>: лестьлестный (ле[сн]ый), костькостный (ко[сн]ый),
креститькрестник (кре[с’н’]ик);

<стс>, <стск>: шестьшестьсот (ше[сс]от), марксистмарксистский (маркси[сс]кий), садистсадистский (сади[сс]кий);

<стц>, <здц>: истецистца (и[сц]а), уздапод уздцы (у[сц]ы);

<нтц>, <ндц>: документецдокументца (докуме[нц]а), шотландецшотландца (шотла[нц]а).

С нулем звука чередуется [д] также в сочетании <рдц> и <рдч>:
сердечныйсердце, сердчишко (се[рц]е, се[рч’]ишко).

2. В позиции после гласного перед [и] звуки [j], [и] (аллофоны <j>) чередуются с нулем звука: моя <моjá> [м˄já] – мой <мój> [мóи] – мои <моj> [м˄]; покою <покójу> [п˄кójу] – покой <покój> [п˄кóи] – покои <покójи> [п˄кóи].

Чередования удвоенных и одиночных согласных.

Удвоенные согласные, кроме [ ’], [ ’], реализуют сочетания двух фонем: ванна – <вáнна> – [вá ъ].

Долгие согласные выступают либо в позиции начала слова перед гласным, либо между двумя гласными в середине слова: ввиду, ссуда, массы.

В двух других возможных позициях вместо долгого выступает краткий согласный.

1. На конце слова: ка[сс]ака[с] (касс), ве[ ’]и (вещи) – ве[ ’] (вещь), су[мм]асу[м] (сумм).

2. Рядом с согласным: ма[нн]аяма[н]ка, програ[мм]апрогра[м]ка, пятито[нн]ыйпятито[н]ка, до[нн]аядо[н]ка.

В связи с этим в русском языке действует закономерность − запрещены сочетания согласных более чем двойной долготы: ссоритьсяра[сс]ориться (рас + ссориться).

 

4.7. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Позиции, в которых чередуются гласные, определяются двумя факторами: соседством твердых или мягких согласных и ударностью–безударностью слога.

Чередование гласных в ударном слоге.

Твердость–мягкость соседних согласных требует от ударных гласных определенного ряда. Под ударением гласные в соседстве с мягкими согласными выступают как более передние по ряду звуки. Это касается непередних [а], [у], [о]. Передние же [и] и [е] в соседстве с твердыми выступают как более задние по ряду звуки. Все позиции, в которых чередуются аллофоны фонем под ударением, – это сигнификативно сильные позиции, так как чередующиеся аллофоны образуют параллельные ряды.

Непередние гласные чередуются в четырех типах позиций.

1. Перцептивно сильные позиции: в абсолютном начале слова перед твердыми согласными, после гласного перед твердым согласным, между твердыми, после твердого в конце слова. Примеры:

<а>: [á]лый, за [á]ркой, с[á]д, вод[á];

<о>: [ó]кна, на [ó]кна, к[ó]т, окн[ó];

<у>: [ý]хо, на [ý]хо, жг[ý]т, жг[ý].

2. Перцептивно слабые позиции: в абсолютном начале слова перед мягким согласным, после гласного перед мягким, после твердого перед мягким согласным. В данных позициях звук продвинут вперед по ряду в конце длительности. Это продвижение незначительно, в транскрипции обозначается точкой сверху справа. Примеры:

<а>: [á˙]ся, за [á˙]сей, с [á˙]сей;

<о>: [ó˙]чи, на [ó˙]чи, в [ó˙]чи;

<у>: [ý˙]лей, на [ý˙]лей, в [ý˙]лей.

3. Перцептивно слабые позиции: после мягкого перед твердым согласным, после мягкого в конце слова. В данных позициях звук продвинут вперед по ряду в начале длительности. Это продвижение сильнее предыдущего, в транскрипции оно обозначается точкой вверху слева. Примеры:

<а>: с[˙á]дут, шут[˙á];

<о>: уч[˙ó]т, ещ[˙ó];

<у>: л[˙ý]тый, любл[˙ý].

4. Перцептивно слабая позиция: между мягкими согласными. В такой позиции звук продвинут вперед на протяжении всей длительности. Это наиболее сильное продвижение, звук становится передне-средним, что в транскрипции обозначается точками вверху справа и слева. Примеры:

<а>: п[˙á˙]ть;

<о>: на уч[˙ó˙]те;

<у>: л[˙ý˙]ди.

В первом типе позиций выступают доминанты фонем, в остальных – вариации.

Если обозначить твердый согласный – т, мягкий – т’, а гласный – а, то все сказанное будет выглядеть так (табл. 6):

Таблица 6

Позиции

 

Фонемы

1 2 3 4
ат  аат тат   та ат’   аат’ тат’ т’ат т’а т’ат’
<а> а á˙ ˙á ˙á˙
<о> о ó˙ ˙ó ˙ó˙
<у> у ý˙ ˙ý ˙ý˙

 

Передние гласные чередуются в двух типах позиций. Но для фонем <е> и <и> эти типы несколько различаются.

Позиции <е>:

1. Перцептивно сильные – после мягкого согласного, а именно: после мягкого перед твердым, после мягкого в конце слова, между мягкими. Примеры: м[é]л, в огн[é], м[é]ль.

2. Перцептивно слабые – после твердого согласного, или гласного, или нуля звука, а именно: в абсолютном начале слова перед мягким, после гласного перед мягким, после твердого перед мягким, в начале слова перед твердым, после гласного перед твердым, между твердыми, после твердого в конце слова. В этих позициях вместо переднего звука выступает передне-средний, что в транскрипции обозначается буквой э оборотное (табл.7). Примеры:

[]ти, на []ти, к []им, []то, на []то, ш[]ст, шосс[].

Таблица 7

Позиции

 

Фонема

1 2
т’ат  т’а   т’ат’ ат’   аат’   тат’ ат  аат  тат   та
<е> е э

 

Позиции <и>:

1. Перцептивно сильные – после мягкого, гласного или нуля звука, а именно: в абсолютном начале слова перед твердым, после гласного перед твердым, в начале слова перед мягким, после гласного перед мягким, после мягкого перед твердым, после мягкого в конце слова, между мягкими. Примеры: []гры, на []гры, []ли, на []ней, л[]сы, кол[], п[]лят.

2. Перцептивно слабые – после твердого, а именно: после твердого перед мягким, после твердого в конце слова, между твердыми. В этих позициях вместо переднего выступает средний звук, что в транскрипции обозначается буквой ы (табл. 8). Примеры: в[]ли, вол[], м[]ло.

 

Таблица 8

Позиции

 

Фонема

1 2
ат  аат   ат’  аат’ т’ат   т’а  т’ат’ тат’   та  тат
<и> и ы

 

В первом типе позиций выступают доминанты, во втором – вариации.

Из таблиц видно, что на непередние гласные предшествующие нуль звука, гласный и твердый согласный воздействия не оказывают (это позиции перцептивно сильные). Предшествующий же мягкий требует за собой продвинутые вперед звуки (это позиции перцептивно слабые).

На передние гласные, наоборот, предшествующий мягкий (а для <и> и нуль звука и гласный) воздействия не оказывает (перцептивно сильные позиции). Предшествующий же твердый (а для <е> и нуль звука и гласный) требует за собой отодвинутые назад звуки (перцептивно слабые позиции).

Чередование гласных в безударных слогах.

Ударные гласные называются гласными полного образования, безударные – редуцированными. Различия между ними – количественные и качественные. Количественные различия состоят в том, что безударные короче и слабее ударных. Качественные различия – в том, что безударные и ударные обладают разным тембром.

Безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Тело языка занимает положение, более близкое к нейтральному, занимаемому им во время речевой паузы. Например, при произнесении гласных [а], [о] в первом предударном слоге язык не доходит ни до крайнего нижнего положения (как при [а] ударном), ни до крайнего заднего (как при [о] ударном). Произносится звук [˄] среднего подъема и средне-заднего ряда. Во втором предударном и заударных слогах звукам [а] и [о] соответствует [ъ], при образовании которого язык занимает среднее по вертикали положение в полости рта: [с˄д], [в˄дá], [съд˄вóт], [въд˄нóс].

Гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] обладают более напряженной и энергичной артикуляцией, чем неверхние. Их редукция незначительна и здесь не учитывается, т.е. эти гласные в безударных позициях имеют тот же тембр, что и в ударных.

Чередование безударных гласных определяется их местом по отношению к ударению и положением после твердых или мягких согласных.

По отношению к ударению в соответствии с формулой Потебни (см. 3.3) выделяются следующие позиции: ударный слог (3 единицы), первый предударный и начальный неприкрытый безударный (2 единицы), остальные безударные (1 единица).

После твердых согласныхчередуются аллофоны фонем <а>, <о>, <е> в следующих позициях:

1. В ударном слоге. Это сигнификативно сильная позиция. Примеры:

<а>: п[á]ра,

<о>: с[ó]тня,

<е>: ш[]сть.

2. В первом предударном и начальном неприкрытом безударном слогах. Это сигнификативно слабая позиция. Примеры:

<а>: п[˄]рóм, [˄]таковáть;

<о>: л[˄]в ть, [˄]тловть;

<е>: ш[ы]ст, [и]стетическ й.

3. В остальных безударных слогах (предударных и заударных). Это сигнификативно слабая позиция. Примеры:

<а>: п[ъ]рохóд, плáк[ъ]ть, плáт[ъ];

<о>: м[ъ]лотóк, стóр[ъ]ны, óзер[ъ];

<е>: ш[ъ]стигрáнник, скрéжът (табл. 9).

Таблица 9

Позиции

 

 

Фонемы

1 2 3
Ударный слог Первый предударный и начальный неприкрытый безударный Остальные безударные слоги
<а> а ˄ ъ
<о> о ˄ ъ
<е> э ы и ъ

 

После мягких согласных аллофоны фонем <а>, <о>, <е> чередуются в следующих позициях:

1. В ударном слоге. Это сигнификативно сильная позиция. Примеры:

<а>: м[á]тый,

<о>: л[ó]гкий,

<е>: м[é]дь.

2. В первом предударном слоге. Это сигнификативно слабая позиция. Примеры:

<а>: пе]т,

<о>: ле]дóк,

<е>: ме]д к.

3. В остальных безударных слогах. Это сигнификативно слабая позиция. Примеры:

<а>: п[ь]тачóк, Вт[ь];

<о>: л[ь]докóл, зáт[ь]мно;

<е>: м[ь]дяк, вéт[ь]р (табл. 10).

Таблица 10

Позиции

 

Фонемы

1 2 3
Ударный слог Первый предударный слог Остальные безударные слоги
<а> а ие ь
<о> о ие ь
<е> е ие ь

 

Как видно из таблиц, чередования безударных образуют перекрещивающиеся ряды, фонемы в позициях нейтрализации выступают в своих вариантах.

 

Задания и упражнения

1. Приведите по 5 примеров на чередования [з] // [с], [з’] // [с’], [д] // [т], [д’] // [т’], [ж] // [ш], [г] // [к].

 

2. Затранскрибируйте слова подписать, надкусить, отпустить, подшутить, увядший, бессердечный, надкостный, предшествующий. Поставьте шумные согласные, стоящие в позиции перед шумными, в сильную позицию по глухости–звонкости.

 

3. Придумайте и запишите в транскрипции 10 примеров, в которых парные по глухости–звонкости согласные различаются.

Образец: свой – звон.

4. Приведите примеры чередований по твердости–мягкости зубных согласных перед зубными.

 

5. Докажите путем образования форм и слов от приведенных имен прилагательных регулярный характер чередований зубных согласных по твердости–мягкости: ясный, пресный, густой, грязный, чистый, частый, искусный, любезный, интересный.

6. Подберите твердые варианты к мягким зубным согласным в приведенных словах, затранскрибируйте полученные пары слов: вонзил, возня, уздечка, объяснили, приснился, лесть, искусница, о дрозде, туристический.

Образец: [крас’н’éт’] – [красныи].

 

7. Подберите пары слов, иллюстрирующих чередование твердых и мягких зубных согласных перед передненебными.

 

 

8. Приведите примеры чередований гласных в одной морфеме:

[е] – [ие] – [ь], [˙а˙] – [ие] –[ь], [˙о˙] – [ие] – [ь], [е] – [ие], [а] – [˄] – [ъ], [о] – [˄] – [ъ], [ы] – [ыэ] – [ъ], [э] – [ыэ] – [ъ].

Какими факторами обусловлены эти чередования?

 

9. Подберите к приведенным словам, предварительно их затранскрибировав, примеры с чередующимися гласными: а) в корне: летать, пять, шесть, весна, жена, молоко, ведро, ребро, тёмный; б)в приставке: подлог, надрез, забег, откос, безделье.

10. Затранскрибируйте данный текст. Над безударными гласными поставьте названия их позиций (1– слабая, 2 – слабая).

 

От первой встречи с незнакомой страной всегда тяжело бьется сердце. От волнения, от неизвестности, от ожидания всяческих неожиданностей, похожих на маленькое чудо, от иного воздуха и иного света, чем тот, к которому ты привык у себя на родине (Паустовский).

 

11. Определите типы чередований гласных – фонетические и исторические. Объясните, чем они обусловлены.

Тонкий – тоненький, студень – стынуть, сад – садик, мыть – промывать, бодрый – подбадривать, ход – шедший, петь – запевать, ладья – лодка, играть – сыграть, лёд – льда – ледовый, смотр – осматривать, укротить – укрощать – кроткий, ляг – лежи – лёжа.

 

4.8. СОСТАВ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Состав фонем определяется количеством и качеством звуков, выступающих в абсолютно сильных позициях, т.е. доминант.

1. Состав гласных фонем. Для всех гласных абсолютно сильной является позиция под ударением в начале слова (позиция под ударением после твердого для <и> перцептивно слабая). В этой позиции выделяется пять гласных фонем: <и>, <е>, <о>, <а>, <у>.

Звук [ы] не может считаться отдельной фонемой, во-первых, потому, что он выступает только после твердых, но не после мягких, где соответственно выступает [и]. Звуки [и] и [ы] чередуются позиционно, имеют разное окружение, значит, принадлежат одной фонеме. Во-вторых, [ы] не встречается в абсолютно сильной позиции, т.е. не обладает различительными возможностями фонемы.

2. Состав согласных фонем. Абсолютно сильная позиция для согласных – позиция перед гласным. Например, перед [о] выступают следующие доминанты, а значит, фонемы: <п> пол, <п’> пёк, <б> бок, <б’> бёдра, <ф> фон, <ф’> фефёла, <в> вод, <в’> вёл, <м> мол, <м’> мёд, <т> тон, <т’>
тётя, <д> дом, <д’> дёготь, <с> сом, <с’> сёла, <з> зона, <з’> козёл, <ц> кольцо, <н> нос, <н’> нёс, <л> лоб, <л’> лёд, <ш> шорох, < ’ > ещё, <ж> ожог, < ’> вожжой, <ч> плечо, <р> рот, <р’> рёв, <j> ёлка, <к> кот, <г> год, <х> ход.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!