АРТИКУЛЯТОРНАЯ И АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА 5 страница



При членении фразы на речевые такты нельзя забывать, что они характеризуются семантико-синтаксической целостностью. Поэтому невозможно, например, такое членение на такты: на / тропинке или сдержанный / гомон голосов.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово объединяет одним словесным ударением несколько слогов. Фонетическое слово может соответствовать одной или нескольким лексическим единицам. Например, фраза Леска со свистом / врезалась в воду состоит из двух тактов, в каждом из которых по два фонетических слова. Служебные слова и частицы (клитики), как правило, лишены ударения и примыкают к знаменательным словам, образуя вместе с ними одно фонетическое слово (см. 3.3).

Фонетическое слово членится на слоги (см. 3.2), слоги делятся на звуки. Звук – минимальная сегментная единица.

Суперсегментные единицы – это слог, ударение, интонация. Они существуют не в линейной последовательности речи, а как бы накладываются на сегментные. Их функция – объединять сегментные единицы в более крупные. Слог – это единица и сегментная, и суперсегментная. Слог как сегментная единица является линейной последовательностью звуков, а как суперсегментная – единством слогового и неслогового звуков.

Звуки объединяются в слог с помощью слога (правила строения слога). Слоги объединяются в фонетическое слово с помощью словесного ударения. Фонетические слова объединяются в такты с помощью тактового ударения и интонации. Такты объединяются во фразу с помощью фразового ударения и интонации.

Таким образом, сегментные и суперсегментные единицы составляют структурно-функциональное единство, которое организует звучащую речь.

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть отличия сегментных единиц от суперсегментных?

2. Охарактеризуйте фонетические признаки фразы: интонацию, ударение.

3. Охарактеризуйте фонетические признаки речевого такта.

4. Охарактеризуйте фонетическое слово как сегментную единицу.

 

3.2. СЛОГ

 

Слог состоит из одного или нескольких звуков. Обязательное условие слога – наличие одного слогообразующего (слогового) звука. Остальные звуки – неслогообразующие (неслоговые). В русском языке слоговыми звуками являются, как правило, гласные. Но не всегда: гласный может быть неслоговым ([и]), слоговыми могут быть согласные (чаще – сонорные). Значит, школьное слогоделение слова по гласным не точно.

Для объяснения природы слога, его структуры и правил слогоделения языковеды предложили несколько теорий. Однако ни одна из них не описывает слог вполне адекватно, объясняя все факты. Наиболее удачна сонорная теория, основанная на акустических критериях. В этой теории слог определяется как волна сонорности, звучности. Наиболее звучный – слогообразующий звук, остальные звуки неслоговые. Слогораздел проходит в местах наибольшего контраста по сонорности.

Слоговую структуру слова удобно представить схемой. Степень звучности звуков обозначается числами: гласные – 4, сонорные звонкие согласные – 3, шумные звонкие согласные – 2, глухие – 1. Пауза – 0. На линейках, соответствующих этим индексам сонорности, точками обозначаются звуки. Соединением точек общей линией получаются волны сонорности в данном слове.

Например, слово погрязшая :

 

                   [ п   ˄      г   р’  á    ш     ш  ъ      и      ъ ]

4                                                                                               

3                                                                                               

2                                                                                               

1                                                                                               

0                                                                                               

Сколько в этой схеме пиков, вершин сонорности, столько и волн, слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, неслоговой, он расположен между 4 и 3 линейками. Слогораздел проходит в местах наибольшего контраста по сонорности: [п˄-гр’á- ъ-иъ].

Слоговыми (пиками сонорности) могут быть и сонорные согласные. Например, в словах льстить, лжет, Петр.

 

 [ л’  с’  т’ т’ ]  [ л  ж   ó   т ] [ п’ ó   т   р ]

 


4                                                                                                 

3                                                                                                 

2                                                                                                 

1                                                                                                 

0                                                                                                 

 

У этих слов две вершины сонорности, две волны – два слога: [ ’ - с’т’т], [  - жóт], [п’ó - т ]. Как двусложные могут произноситься подобные же слова: льщу, львы, лбы, мхи, Мценск, рты, рдеть, рвы, ртуть, ржавь, вепрь, смотр, смысл, мысль, казнь, жизнь и т.п.

Но слоговые согласные нехарактерны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный: [ъл’с’т’т’], [ължóт], [п’óтър]. Либо сонорные могут оглушаться (частично или полностью), их звучность переходит на уровень шумного согласного, звонкого или глухого. Тогда анализируемые слова становятся односложными (с одной вершиной сонорности);

 

 [ л’ с’  т’  т’ ]  [ л  ж   ó   т ]  [ п’  ó  т  р ]

 


4                                                                                               

3                                                                                               

2                                                                                               

1                                                                                               

0                                                                                               

 

В звукоподражательных словах слоговыми могут быть и шумные: [т ], [к  - к  - к ].

По своей структуре слоги бывают открытые или закрытые, прикрытые или неприкрытые. Открытый слог оканчивается слоговым звуком: [кá - шъ], [ка - з’н’]. Закрытый слог оканчивается неслоговым звуком: [крóф’], [лáи]. Неприкрытый – слог, начинающийся слоговым звуком: [ýс], [а - ýл). Прикрытый – слог, начинающийся неслоговым звуком: [сóм], [ры - бáк]. Каждый слог может быть описан этими двумя характеристиками.

Законы русского слогоделения кратко и точно сформулировал М.В. Панов:

1. Только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным.

2. Только слог, начальный в слове, может быть прикрыт сочетанием «сонорный + шумный согласный».

3. Внутри слова закрытый слог не может предшествовать неприкрытому.

Эти законы можно сформулировать и в виде более конкретных правил:

1. Согласный между гласными принадлежит следующему слогу:

˄ - бá - къ].

2. Группа шумных согласных принадлежит следующему слогу:

[пъ - сту - п’т’].

3. Группа согласных, состоящая из шумных согласных и заканчивающаяся сонорными согласными, принадлежит следующему слогу: [п’ - скнут’].

4. Группа согласных, состоящая из сонорного плюс шумный (или: плюс группа шумных; или: плюс шумный с сонорным), разделяется так, что сонорный принадлежит предыдущему слогу, а вся остальная группа последующему: [мáр - к’и], [п˄р - тф’éл’], [з˄м – кнýт’].

Эти законы подчиняются правилу: слогораздел проходит в месте наибольшего контраста соседних звуков по сонорности. Кроме этого, существуют еще два правила слогораздела, не подчиняющиеся правилу наибольшего контраста (исключения):

5. Долгий («двойной») согласный, находящийся между гласными, делится на две части: [кáс - съ]. Это не относится к долгим согласным [ ’], [ ’], ведущим себя как одиночный шумный согласный: [пу - ’ý], [з˄ - ’óт].

6. Сочетание шумных на стыке приставки и корня может разделяться по-разному: [ръс - тв˄ - р’т’] и (ръ - ств˄ - р’т’].

В потоке речи слова на слоги не делятся, и границ между слогами нет. Все звуки слова произносятся без перерыва. Но слогораздел не произволен. Когда говорящий скандирует, сцепление между звуками ослабевает, и слово распадается на слоги. Скандированное (по слогам) произношение часто требуется и в работе логопеда. Поэтому логопеду нужно знать правила слогоделения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему слог можно считать и сегментной, и суперсегментной единицей?

2. В чем сущность акустической, или сонорной теории слога?

3. Докажите, что законы и правила русского слогоделения вытекают из теории сонорности.

 

3.3. УДАРЕНИЕ

 

Ударение – это выделение различными фонетическими средствами одного из слогов неодносложного слова (словесное ударение), или слова в составе речевого такта (тактовое ударение), или такта (фразовое ударение). С помощью словесного ударения из слогов строится фонетическое слово.

Фонетическая характеристика словесного ударения. В русском языке ударный слог выделяется с помощью силы, тембра и длительности звука.

Сила гласного воспринимается слушающим как громкость. Ударный звук громче безударных, например, в словах лимóн, корóва, стакáн, лич на и т.п. В словах же рагý, сол, сов и т.п. безударный слог громче ударного (это доказано экспериментально). Несмотря на это, слушающий выделяет ударный слог как более сильный. Объяснение этому дано в работах Н.И. Жинкина; у гласных звуков есть собственная относительная громкость, зависящая от степени раствора рта. Гласные верхнего подъема (узкие, высокие) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем гласные среднего подъема [е, о], гласный нижнего подъема (широкий) [а] – самый громкий. У каждого гласного – свой порог громкости, ударности. Преодолев этот порог, гласные воспринимаются как звуки повышенной громкости, ударные. В словах рагý, сол, сов звуки [а], [о] (по абсолютной величине) громче звуков [у], [и], [ы], но последние воспринимаются как ударные, так как их громкость выше своего порога ударности, громкость же [а], [о] ниже своего порога ударности.

Ударные и неударные гласные различаются и тембром. Качество гласных обусловлено позицией – ударной или безударной. Так [о] под ударением может иметь (в зависимости от соседства с твердыми или мягкими согласными) следующие варианты качества: [ó], [˙ó], [ó˙], [˙ó˙]. В безударных позициях – [˄], [ъ], [ие], [ь]. Гласный [а] под ударением представлен вариантами [а], [˙á], [á˙], [˙á˙], без ударения – [˄], [ъ], [ие], [ь]. Гласный [е] под ударением звучит как [е], без ударения – [ие], [ь]. Различия в тембре не затрагивают звука [у]:
в ударных и безударных позициях он звучит практически одинаково.

И, наконец, ударные и неударные звуки различны по длительности. Ударный гласный длиннее, чем неударный.

Все три признака ударности–безударности не всегда представлены вместе, иногда один из признаков бывает незначим. В некоторых случаях ударный и безударный гласные не отличаются по долготе, но различаются силой и тембром. В других случаях ударный и безударный не отличаются по силе, но различаются по длительности и тембру.

Ударность–безударность – свойство не только гласного, но и всего слога. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется четкой артикуляцией всех звуков. В безударных слогах, с менее четкой артикуляцией, сильнее проявляется взаимовлияние гласных и согласных.

Соотношение ударного и безударного слогов описывается формулой Потебни: …12311… Содержание ее М.В. Панов характеризует шестью пунктами:

1) во всяком слове только один слог ударный, он обозначен цифрой 3;

2) первый предударный слог, обозначенный цифрой 2, слабее ударного, но сильнее остальных безударных;

3) безударные, кроме первого предударного, слоги по силе примерно равны, они обозначены цифрой 1;

4) слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле, многоточия обозначают, что ряд слогов может неограниченно возрастать;

5) предударная и послеударная части русского слова несимметричны, устроены по-разному;

6) формула позволяет определить границы фонетических слов.

Таким образом, формула Потебни – это закон распределения ударности–безударности в слове. Она дает комплексную характеристику каждого слога: учитывается напряженность–вялость артикуляции, ее длительность, устойчивость–неустойчивость, вариативность. Формула Потебни объясняет явление редукции. Она лежит в основе и построения и восприятия фонетической структуры речи.

Клитики. Так называются служебные слова и частицы, не имеющие ударения и примыкающие к знаменательным словам, составляя вместе с ними фонетическое слово.

Клитика, находящаяся перед ударным словом, называется проклитикой, например, на столé, не знáю, ко мнé, под бóком. Проклитиками бывают односложные предлоги, союзы, некоторые частицы.

Клитика, находящаяся после ударного слова, называется энклитикой, например, сход -ка, мáло ли, кáк же. Энклитиками бывают обычно односложные частицы. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда стоящее за ними знаменательное cлово оказывается энклитикой, например, нé было, бéз вести, нá ноги, пóд гору, з дому, зá нос.

Клитики бывают абсолютными и относительными. Абсолютные ведут себя так же, как все безударные слоги данного фонетического слова. Относительные, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, все же не полностью утрачивают фонетические признаки самостоятельного слова, что проявляется в произношении звуков, например, безударный союз но часто сохраняет в произношении звук [о]: усталые, но довольные.

Слабое ударение. Слабое или побочное ударение могут иметь либо отдельные слова, либо части многосложных слов. Оно обозначается знаком (`).

Слабоударяемыми словами бывают некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы, например, мèжду óкнами, òколо сáда, èсли нáдо, пèред обéдом.

Слабое ударение может быть у относительных слов, например, плáщ, котòрый нóсишь; у простых числительных в сочетании с существительными, например, тр рубл , стò чертéй; у некоторых местоимений, например, мен узнáли, òн ув дел; у связок быть, стать, например, б ло хóлодно, стàл взрóслым; у слов с модальными значениями, например, я б ло реш л.

В многосложных словах побочное ударение стоит на первом месте (ближе к началу cлова), а основное ударение – на втором. К таким словам относятся:

1) некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: крòвообращéние, в деотéхника, дрèвнегрéческий;

2) сложносокращенные слова, составленные из части первого слова и полного второго: пèдинститýт, прòфсо з, стрòйкóмплекс;

3) слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, анти-, супер-, ультра-, архи-, транс-, контр-, про-: пòслеобéденный, свèрхсекрéтный, òколонаýчный, мèждисциплинáрный, внутр шкóльный, внèобластнóй, àнтисоциáльный, с пероблóжка, льтразвýк, àрхисквéрный, трàнсконтинентáльный, кòнтрмéры, прòевропéйский.

Место ударения в слове. Ударение в русском языке является свободным или разноместным. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Это свойство ударения позволяет ему выполнять в языке, кроме фонетической, семантическую, функционально-стилистическую и грамматическую функции.

Семантическая функция проявляется в смыслоразличении одинаково звучащих слов. Местом ударения различаются:

1) разные слова во всех формах: óрган и оргáн, пар ть и пáрить;

2) некоторые формы разных слов: прóпасть (сущ.) и пропáсть (глагол), дорóга и дорогá;

3) разные формы одного слова: рýкирук, вóдывод, узнáют узна т, зас патьзасыпáть.

Функционально-стилистическая функция проявляется в различении вариантов слов: 1) общенародного и профессионального: кóмпас и компác, осуждéнный и осýжденный; 2) литературного и диалектного: хóлодно и холоднó, вь га и вьюгá; 3) литературного и просторечного: докумéнт и докýмент, портфéль и пóртфель, крас вее и красивéе; 4) нейтрального и разговорного: звон шь и звóнишь, нанятá и нáнята; 5) литературного и народно-поэтического: молодéц и мóлодец, серебрó и сéребро; 6) современного и устаревшего: каталóг и катáлог, алфав т и алфáвит, клáдбище и кладб ще. Иногда стилистическая разница в месте ударения настолько незначительна, что пары слов квалифицируются как варианты литературной нормы, стилистические дублеты: твóрог и творóг, инáче и наче, круж тся и крýжится.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!