АРТИКУЛЯТОРНАЯ И АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА 11 страница



 

1. Наша улица – улиц столичных краса,

В ней дома все в четыре этажа,

Не лазурны над ней небеса,

Да зато процветает продажа…

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!..

Я знала: губернаторский

Дворец на площади… (Некрасов).

 

2. На ветвях сосны преклонной,

Бывало, ранний ветерок

Над этой урною смирённой

Качал таинственный венок… (Пушкин).

 

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заучённым,

Как разрумяненный трагический актёр,

Махающий мечом картонным (Лермонтов).

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПИСЬМА

 

6.1. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

 

Теория письма – это система правил, устанавливающих связь между устной и письменной речью. Изучая эти правила, человек, кроме умения говорить, приобретает умения читать и писать. Теория письма состоит в основном из двух разделов – графики, содержащей правила чтения слов, и орфографии, содержащей правила написания слов.

Правила графики определяют, во-первых, состав средств письма – алфавит (система букв), знаки препинания и др. письменные знаки. Во-вторых, графика определяет соотношение букв и фонем (для русского языка, имеющего звуко-буквенное письмо). Правила графики о составе и назначении письменных знаков по характеру общие, относящиеся ко всей совокупности слов, а также ко всем частям слова (приставке, корню, суффиксу, окончанию).

Правила орфографии определяют употребление букв в словах, причем не вообще в словах языка, а в конкретных словах. Правила орфографии группируются в пять разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов;

3) употребление прописных и строчных букв в словах;

4) способы переноса слов;

5) графические сокращения слов.

Русское письмо (и графика, и орфография) построено на фонематическом принципе: буква соотносится с фонемой, а не со звуком, буквенный состав слова определяется фонемным его составом. Графические правила описывают соотношение букв и фонем в сигнификативно сильных позициях, где фонемы реализуются полностью, выполняя различительную функцию. Орфографические правила направлены в основном на употребление букв в сигнификативно слабых позициях, где фонемы теряют различительную способность.

Теория русского письма непосредственно связана с фонетикой и в первую очередь с фонологией. Поэтому при обучении письму важны фонологические сведения (а для учителя они обязательны).

 6.2. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ АЛФАВИТ

 

Современный русский алфавит основан на кириллице – древнем славянском алфавите. Он состоит из 33 букв.

Буквы русского алфавита обладают фонемным значением. Фонем в русском языке 42, букв меньше. Это значит, что некоторые буквы многозначны. В соответствии со своим фонемным значением буквы делятся на гласные (их 10: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и согласные (их 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Буквы ь и ъ не имеют фонемного значения и называются негласными.

Буквы существуют в двух нормативных вариантах – печатном и рукописном. И печатные и рукописные буквы могут быть прописными (большими, заглавными) и строчными (малыми).

Буквы расположены в алфавите в строгой последовательности, которая называется алфавитным порядком.

 

6.3. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ

 

Графика русского языка построена на двух принципах – фонематическом и позиционном.

Фонематический принцип графики определяет, что обозначают буквы. Буквы в звуко-буквенной системе письма могут обозначать либо звуки (фонетический принцип), либо фонемы (фонематический принцип).

Школьная грамматика учит, что буквы в русском языке обозначают звуки. Это не так, и допустимо лишь в том случае, если учащиеся не знакомы с понятием фонемы. Буквы русского языка обозначают не звуки, а фонемы. Доказать это легко. Например, буква с в словах спрос, леска употребляется вроде бы для обозначения звука [с]. Но в слове сутки ей соответствует звук [с°], в слове сделать – [з’], в слове сдать – [з], в слове сшить – [ш], в слове сжить (со света) – [ж], в слове село – [с’]. Итак, одна буква с соответствует одной фонеме <с> и семи звукам: [с], [с’], [с°], [з], [з’], [ш], [ж].

Другой пример. В слове пожилóй в первом слоге буква о соответствует звуку [ъ], в слове раколóв буква а в той же позиции соответствует звуку [ъ], в слове шестивёсельная (шлюпка) буква о в той же позиции соответствует тому же звуку [ъ]. Итак, 3 буквы о, а, е соответствуют трем фонемам <о>, <а>, <е> (пóжил, рáк, шéсть) и одному звуку [ъ].

Таким образом, русские буквы обозначают именно фонемы, а не звуки. Звуки, входящие в число аллофонов фонемы, обозначаются одной и той же буквой (вариации фонемы). Одни и те же звуки, принадлежащие разным фонемам (варианты фонем), обозначаются разными буквами (теми, которые обозначают «их» фонемы). Следовательно, русская графика основана на фонематическом принципе.

Позиционный принцип графики определяет способ передачи фонем на письме. В русском алфавите 33 буквы, в фонологической системе – 42 фонемы. Значит, взаимно однозначного соответствия фонем и букв нет, и многие буквы многозначны.

Многозначных букв или букв, передающих не все содержание фонемы, в алфавите большинство.

Например, буква я в слове яблоко обозначает сочетание фонем <jа>, в слове пять она обозначает <’а> (гласную фонему и мягкость предшествующей согласной фонемы). Значит, значение буквы я зависит от ее позиции, т.е. от предшествующих букв и пробела. Буква я обозначает фонему <а> только в этих определенных позициях. В других позициях (например, после твердой согласной буквы) фонема <а> обозначается другой буквой – а.

Кроме этого, некоторые фонемы обозначаются не одной буквой, а сочетанием букв. Например, в слове мел фонема <м’> обозначается буквами м и е, в слове мол фонема <м> обозначается сочетанием букв м и о. Если неизвестно, какая буква е или о следует за буквой м, то неизвестно, какую фонему <м> или <м’> обозначает эта буква. Т.е. значение буквы м определяется ее позицией – последующими буквами.

В рассмотренных примерах проявляется позиционный принцип графики. Он состоит в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции, определяемой соседними буквами.

Однако есть буквы, обозначающие фонемы независимо от позиции. Это й, ц, ч, ш, ж, щ.

В связи с позиционным принципом графики находятся правила обозначения на письме твердости и мягкости согласных фонем и фонемы <j>.

 

6.4. ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ФОНЕМЫ <j>

 

Фонема <j> по-разному передается на письме в исконно русских и заимствованных словах.

В исконно русских словах обозначение <j> зависит от трех позиций, в которых она выступает.

1. В позиции начала слова и после гласной <j> вместе со следующей гласной фонемой обозначается буквами я, ю, е, ё. При этом <j> реализуется согласным звуком [j]: ясли, заяц <jа>, юбка, каюта – <jу>, есть, поесть – <jе>, ёлка, поёт – <jо>.

В позиции после гласной буквы буква и тоже может обозначать сочетание фонем <jи>, при этом <j> реализуется нулем звука: покои – <jи>
(ср.: покой), мои – <jи> (мой), роится – <jи> (рой). В этой же позиции буква и может обозначать только <и>: происки, заиметь, металлоизделие.

2. В позиции после согласной фонемы <j> вместе со следующей гласной фонемой обозначается теми же буквами (я, ю, е, ё, и) с предшествующими разделительными знаками ь и ъ: полозьяразъять, польюадъюнкт, ладьеподъехать, попьёмподъём, лисьи (правила употребления ь и ъ дает орфография).

3. В позиции после гласной фонемы перед согласной и на конце слова <j> обозначается буквой й: лайка, пойло, сайра, покой, строй, постой.

В заимствованных словах в позиции начала слова и после гласной <j> обозначается буквой й (может и перед гласной): йог, йеменец, тойота, тайфун.

В позиции после согласной сочетание фонем <jо> обозначается сочетанием букв ьо: батальон, лосьон, каньон.

 

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

ТВЕРДОСТИ–МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

 

В обозначении на письме парных по твердости–мягкости согласных фонем используется позиционный принцип графики. И твердые, и мягкие согласные фонемы передаются одной и той же согласной буквой: молмёл (<м – м’> м), валвял (<в – в’> – в) и т.д. Разграничение их на письме осуществляется позиционно.

Мягкость согласной фонемы обозначается в двух позициях:

1) перед гласными фонемами <а>, <у>, <о>, <и> она передается буквами я, ю, ё, и: ряд – <р’ад>, шлют – <шл’ут>, полёт – <пол’от>, пир – <п’ир>;

2) перед согласной фонемой и на конце слова мягкость передается мягким знаком: с нька – <с’ин’ка>, конь – <кон’>, выть – <вит’>.

Твердость согласной фонемы обозначается в трех позициях:

1) перед гласной фонемой она передается гласными буквами а, у, о, ы, э: вал – <вал>, кури – <кур’>, кот – <кот>, сыр – <сир>, мэр – <мер>;

2) перед согласной фонемой она передается отсутствием мягкого знака, т.е. следующей согласной буквой: росток – <ростóк>, полный – <пóлниj>, ранка – <рáнка>;

3) на конце слова – пробелом, отсутствием буквы: ток – <ток>,
скор – <скор>, лес – <лес>, мост – <мост>.

В двух случаях твердость–мягкость согласных графически не обозначается, и чтобы правильно произнести согласный, нужно знать слово (запомнить его). Во-первых, перед буквой е согласная буква может обозначать и твердую, и мягкую фонемы: тело – <т’ело>, тендер – <тендер>, нет – <н’ет>, фонема – <фонема>. Во-вторых, перед разделительными знаками ь, ъ, стоящими перед буквами я, е, ё, ю, твердость–мягкость согласного графически не выражена: вьюн, подъем (см. 5.7).

 

6.6. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

 

Фонемы <ж, ш, ч, ш’ ц> реализуются либо в твердых звуках, либо в мягких. Но твердость–мягкость – это не дифференциальные, а интегральные их признаки. Поэтому твердость–мягкость звуков, реализующих эти фонемы, на письме не передается. Эти фонемы обозначаются на письме буквами ж, ш, ч, щ, ц, которые передают все содержание фонем. В этом случае используется фонематический принцип графики, позиционный же не используется. Поэтому после ж, ш, ч, щ, ц гласные буквы обозначают только гласные фонемы.

Фонемы <а, у, о, и, е> обозначаются на письме либо буквами а, у, о, и, е, либо – я, ю, ё, ы, э. После шипящих и ц используются только буквы первого ряда: а, у, о, и, е: жать, шапка, часть, щавель, царь; жуть, шутка, чуть, щупать, цуг; жор, шорох, чокаться, борщок, цокот; жизнь, шить, чин, щит, цифра; жевать, шелест, четыре, щедрый, цепь. После шипящих пишется не только о, но и ё, после ц – не только и, но и ы. Однако эти написания подчиняются не правилам графики, а правилам орфографии.

Буквы а, у, о, и после шипящих и ц употребляются в том же значении, что и в начале слова: они обозначают только фонемы <а, у, о, и> и не указывают на твердость–мягкость предшествующей согласной.

Буква е после шипящих и ц употребляется, во-первых, потому, что она обозначает только <е> и после других согласных, не указывая их твердости–мягкости. Во-вторых, парная ей буква э появилась в русском алфавите довольно поздно, в ХVIII веке, когда употребление буквы е уже установилось.

Буквы я, ю, ё практически не употребляются после шипящих и ц, так как они используются в графике для выражения дополнительных значений: 1) для обозначения <j>; 2) для обозначения мягкости предшествующей согласной фонемы.

 

6.7. ЗНАЧЕНИЯ БУКВ

 

Значения букв – это их соотнесенность с фонемами и их частями (дифференциальными признаками). Значения букв устанавливаются в графике по сигнификативно сильным позициям соответствующих фонем. Определяются эти значения фонематическим и позиционным принципами графики.

Гласные буквы. Все гласные буквы многозначны: они могут обозначать в разных позициях либо одну гласную фонему, либо гласную фонему и часть предшествующей согласной (твердость или мягкость), либо две фонемы: <j> и гласную.

Буквы я, ю, е, ё в позициях начала слова, после гласной буквы, после разделительных ь, ъ обозначают две фонемы, т.е. сочетание фонем <jа>, <jу>, <jе>, <jо>: яма, юг, ель, ёлка, соя, крою, двое, твоё; колья, полью, колье, копьё; объявление, адъютант, подъезд, подъём.

Буквы я, ю, ё в позиции после парных по твердости–мягкости согласных обозначают гласные фонемы и часть предшествующих согласных (мягкость): <’а>, <’у>, <’о>. Например: лямка (я – <’а>), люк (ю – <’у>), лён (ё – <’о>).

Буква ё в позиции после шипящих обозначает только одну фонему <о>: жёлтый, шёлк, чёткий, щёлочь.

Буква е в позиции после согласных обозначает только одну фонему <е>: день, декан, декоратор (мягкость предшествующей согласной фонемы графически не выражена); через, щель (мягкость <ч, ш’> не дифференциальный, а интегральный признак, поэтому не имеет графического выражения).

Буква и в позициях начала слова, после шипящих и ц обозначает одну фонему <и>: игла, жила, шило, чиж, щи, цирк. В позиции после парных по твердости-мягкости согласных буква и обозначает гласную фонему и часть предшествующей согласной (мягкость) – <’и>: вина, бил. В позиции после гласной буква и обозначает либо две фонемы <jи>: мои, сараи (фонема <j> реализована нулем звука), либо одну <и>: заиметь, видоискатель.

Буквы а, о, у, э в позициях начала слова, после гласных обозначают гласные фонемы <а, о, у, е>: алый, реальный, окно, пообедать, ухо, наушничать, это, поэтому. Буквы а, о, у употребляются в том же значении и в позиции после шипящих и ц: жаба, шов, крыльцу. В позиции после остальных согласных буквы а, о, у, э обозначают гласные фонемы <а, о, у, е> и часть предшествующих согласных (твердость): рама, солод, колун, м ра и т.п.

Буква ы в позиции после согласных обозначает фонему <и> и часть предшествующей согласной фонемы (твердость): рыба – <риба>, ты – <ти>. В позиции после ц буква ы обозначает только фонему <и> (так как <ц> внепарная по твердости–мягкости): огурцы, цыпленок.

Согласные буквы. Все согласные буквы однозначны.

Буквы й, ж, ш, ч, щ, ц обозначают фонемы внепарные по твердости–мягкости: <j>, <ж>, <ш>, <ч>, <ш’>, <ц>.

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают общую часть фонем парных по твердости–мягкости (место и способ образования, глухость–звонкость): <б – б’>, <в – в’>, <г – г’> и т.д. Твердость–мягкость этих фонем либо обозначается следующей гласной буквой или пробелом, либо вовсе не обозначается.

Буквы ь и ъ. Эти буквы не соответствуют ни гласным, ни согласным фонемам и не являются ни гласными, ни согласными буквами.

Буква ь имеет три значения:

1) в позиции после парной по твердости–мягкости согласной фонемы ь обозначает мягкость этой фонемы, т.е. обозначает часть фонемы: тень, сколько, петь и т.п.;

2) после согласных перед гласными буквами я, ю, е, ё, и буква ь является разделительным знаком, т.е. отделяет согласную от следующей гласной буквы, гласные же имеют то же значение, что и в позиции начала слова
(а именно: я, ю, е, ё, и обозначают две фонемы – <j> и соответствующую гласную). Например; колья, солью, семье, бельё, воробьи. Буква ь здесь уточняет значение следующих многозначных гласных букв;

3) буквосочетание ьо в заимствованных словах обозначает сочетание фонем <jо>: батальон, шиньон, каньон.

Буква ь в позиции после шипящих на конце слова и перед согласной (мышь, глядишь, лечь, ешьте, настежь, лишь) не имеет никакого значения и употребляется в связи с орфографической традицией.

Буква ъ употребляется только как разделительный знак и ничем в этом отношении не отличается от ь: разъять, адъютант, разъезд, подъём. Поэтому в графике буква ъ излишня. Различия в употреблении ь и ъ устанавливаются правилами орфографии. Нельзя считать, что ь указывает на мягкость предшествующего согласного, а ъ – на его твердость. Твердость–мягкость согласного перед разделительными ь и ъ графически не выражена. Например, слова вьюн, изъездить могут произноситься и с твердыми, и с мягкими согласными: [в’jун], [вjун]; [изjéз’д’ит’], [из’jéз’д’ит’].

Таким образом, буквы обозначают либо гласные фонемы, либо согласные, либо не имеют фонемного значения. Буквы могут быть многозначными и однозначными. Буква может обозначать часть фонемы, одну фонему, фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может уточнять значение соседней буквы. Уточнять значение многозначной буквы и обозначать твердость согласной фонемы может также пробел, т.е. отсутствие буквы.

 

Контрольныевопросы

 

1. Что изучает графика и как она связана с фонетикой?

2. Каковы принципы русской графики?

3. Как в русской графике передается твердость и мягкость согласных фонем?


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!