Раздел – Уровень знания трех деятелей, осознание Параматмы



И следующие три текста объясняют три причины действия, как это всё работает, и эти три текста также описывают уровень осознания Параматмы. То есть в какой-то момент преданный, занимаясь сознанием Кришны, поймет это, увидит это, почувствует это.

13 текст.

«Когда воплощенное живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живет в городе с девятью вратами – материальном теле, не совершая действий и не становясь их причиной».

То есть здесь описано состояние человека, который не отождествляет себя с телом, и он почему такой счастливый в этом теле? Потому что он перестал служить своим чувствам, и на уровне ума не совершает никаких действий. Он ничего не хочет что-то делать, то есть он не нажимает на эти желания, он ни к чему не стремится. И на уровне чувств он ничего не делает. Если это преданный, он занимается только преданным служением, если это гьяни, то он просто бездействует.

Итак, он не ведется на все эти побуждения тела и ума, он отстранился от всего этого. Почему он не ведется на все эти побуждения чувств и ума? Потому что он понимает – что это не он. Что не он этот спектакль делает, а кто же делает этот спектакль – этот спектакль делают три гуны материальной природы.

14 текст.

«Воплощенный дух, хозяин города тела, не совершает действий, не побуждает других к деятельности и не создает ее плодов. Всё это делают гуны материальной природы».

То есть душа – хозяин города-тела – не совершает действий, не побуждает других к деятельности, и не создает плодов. То есть обычно мы думаем как? Это я вырастил это дерево, это я убедил этого человека сделать то-то, это я делаю вот это. Я делаю, я убеждаю, и я получаю результаты. Я эти результаты делаю. Так думает невежественный человек. Но самоосознавший себя человек понимает, что не я это делаю. А кто это делает? Это делают гуны природы.

Помните, в начале «Бхагавад-гиты» во второй главе, 19 стих, говорилось о том, что душа не может убить никого, и ее нельзя убить. То есть то, что ее нельзя убить – понятно, она вечная. Но то, что душа не может убить, как раз об этом тут речь, что эти все действия душа не может выполнять, это всё делают три гуны материальной природы. Чтобы было понятно, давайте представим такую ситуацию.

Сидит человек, для нас понятный пример – сидит человек перед компьютером, ребенок, играется в компьютер, там какая-то игра, какие-то человечки там бегают, здесь клавиатура. И ребенок отличается от персонажей, которые в этой игре участвуют? Конечно же, отличаются. Они там из электронных разрядов состоят, какие-то картинки, какие-то просто разряды электрические. А он живой человек, который ест пирожки, мама ему приготовила, это совсем другая энергия.

И вот этот малыш сидит перед экраном телевизора, и что он делает? Есть клавиатура – нажимает на кнопки. Нажимает на кнопку, и в экране что-то происходит. Его съели, или он кого-то съел, он кричит: «Я его съел, я его победил, ой, он меня убил!». А разве ребенок убит? Разве он кого-то съел? Он ест вообще эти электронные пирожки, которые там в этой электронной игре? Нет, конечно.

(00:49:51)

Но вся программа, всё, что происходит на экране, находится в программе. Там запрограммирован компьютер таким образом: если нажимаешь на эту кнопку, то будет происходить вот это действие, если на эту кнопку, то будет происходить вот это действие, и вот точно так же работают гуны.

То есть кнопки – определенные желания, определенные мотивы, и душа по глупости своей – сейчас об этом Кришна скажет – принимает эту машину, эти кнопки за самого себя. И когда эта душа под влиянием иллюзии говорит: «О, я хочу этого!» Но это же не ты, это не твое, а она забыла об этом! Она думает, что это мои желания, а это желания материи, которые берутся из гун природы: «Я хочу нажать на эту кнопку!». На красную, на синюю, на желтую – три гуны природы, три кнопки. Нажимает: «Я хочу съесть этот пирожок», – и при нажатии на эту кнопку на экране что-то начинает происходить, и там персонаж съедает пирожок. И душа думает: «О, я его съел!» Но разве ты его съел? Нет, это просто программа, ты нажал на эту кнопку. И вот так всё происходит, понимаешь? А мы не понимаем.

И пока мы этого не понимаем, то мы нажимаем на эти клавиши виртуозно, как пианисты, и думаем: «Это моё, это я. И на экране что-то происходит». Я говорю: «Это я творю, это я делаю! Я убиваю, я кого-то ем!» На самом деле это всё происходит в этой компьютерной игре.

И здесь описано, что человек, который не отождествляет себя с телом, понимает: «Я не действую, это просто программа, это просто гуны природы».

Тогда возникает вопрос, если это всё гуны природы: что мы видим вокруг, что люди ходят, кто-то кого-то ест, кто-то зарабатывает, кто-то радуется, кто-то горюет, – то кто стоит за этими гунами? Машина, компьютер – это же ведь просто мертвое что-то. Мы понимаем, что за компьютером стоит программист, программа же не сама по себе появилась. Получается, это программист виноват, что такая программа и такие действия в этом мире происходят, что люди страдают, что эпидемия повсюду, что люди не работают, разоряются. Это Бог всё устроил! Он же программист!

И, предвидя такой вывод, Шри Кришна в следующем тексте говорит: «Верховный Господь не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. Воплощенные в теле живые существа пребывают во власти иллюзии, потому что их истинное знание скрыто невежеством».

И в комментарии Шрила Прабхупада говорит, что вот этот вибху, то есть на санскрите мы видим, за всем стоит вибху, вибху – значит, величайший.

Вибху – это Сам Господь Кришна. Что вот этот Вибху, конечно же, управляет всем этим механизмом. Он говорит об этом:

Под Моим управлением материальная энергия движется, и всё происходит. Конечно же, есть программист, Он создал эту программу.

Но Он не виноват, что живые существа занимаются ерундой в этом мире. Допустим, вы создали хороший компьютер, программы, инструменты, чтобы этим компьютером пользоваться. И кто-то пользуется компьютером, чтобы лекции транскрибировать духовного учителя, а кто-то пользуется, чтобы играть в какие-нибудь дурацкие игры. Кто виноват? Виноват конструктор компьютера? Нет, конечно, это ответственность тех, кто этим компьютером пользуется. И точно так же Господь создал этот мир и дал все возможности для того, чтобы душа могла здесь в конце концов достичь освобождения.

Но кто виноват, что душа ерундой занимается? Невежество. Из-за того, что душа находится в невежестве, то есть она стремится к чувственным наслаждениям, властвовать над материальной природой. Благодаря желанию эксплуатировать материальную природу, она начинает пользоваться материальной природой и запутывается в хитросплетениях кармы. Никто не виноват. Только само живое существо виновато в этом.

Теперь давайте посмотрим на схему, чтобы у нас всё уложилось ровно и всё сошлось. Давайте посмотрим на схему еще раз, на картинки к пятой главе.

Вы видите схему трех действующих. Главный действующий, тот, кто управляет всем – это Господь Параматма, Он обладает двумя качествами, вы видите знак вопроса – это означает, что Он узнает у живого существа: «Что ты хочешь?».

(00:55:05)

Упадрашта и ануманта. Упадрашта – значит, тот, кто находится рядом и слышит желания живого существа, Он слышит просьбы. Ануманта – значит, тот, кто дает дозволение, восклицательный знак возле Параматмы – это Его приказ: «Делай так и не делай вот так». И Он отдает приказы материальной энергии, то есть вопрошает у живого существа: «Что ты хочешь?» Конечно, там нет такого, что Он спрашивает: «Что ты хочешь?». Это очень быстро происходит. То есть мы даже не успеваем заметить это, мы не отдаем себе в этом отчет, это автоматически происходит, очень быстро.

Но каждый раз это действие происходит. Мы чего-то хотим, и Господь ощущает это желание, как аромат, который идет от цветка, вот видите, здесь на иллюстрации цветок, и Он чувствует аромат, и Он понимает, что она хочет, и, если по карме положено это, Он дает санкцию материальной энергии, говорит: «Ануманта» – «Дозволяю, делай!»

И живое существо смотрит на материальную природу. Тут тонкая и грубая материальная природа на схеме, белый лист – тонкая материальная природа в форме желаний, которые появляются в уме, то есть эти кнопки как раз, и грубая материальная природа – это грубая стенка из кирпича, это тело и всё, что мы видим вокруг материального. И живое существо смотрит на грубое и тонкое тело, и из-за невежества у него возникает желание «Я хочу, это мое желание, я хочу то, что мне показывают». То есть это материальное желание, идущее из материи, душа начинает принимать за свое желание, говорит: «Я этого хочу». Но по факту она не может нажать на эту материю, она может только захотеть того, что материя говорит, и, как только она это делает, Параматма в соответствии с кармой дает дозволение на это действие.

Такова схема, как ее видят совершенные люди, описанные в этом тексте.

И получается, что когда живое существо избавляется от иллюзии, оно перестает нажимать на эти кнопки, оно перестает желать того, что говорит ему материя. Что же он начинает делать? Он хочет служить Кришне, он говорит: «Кришна, каковы Твои желания?» И он желает того, что хочет Кришна, тогда и тело материальное, и ум материальный начинают подчиняться этим желаниям, и это уже не законы кармы, это уже Кришна-карма, это уже другая технология.

Такое действие. Еще один пример, чтобы было понятно, кто действует. Пример про мальчика, который пошел вместе с папой в фитнес-клуб, и папа занимается подъемом тяжестей. Маленький мальчик тоже вдохновился, говорит: «Я хочу, как папа». И пока папа отдыхал, он подошел к огромной штанге, взял ее и хочет: «Раз, и подниму!». И в этот момент папа подходит к нему сзади, ребенок не видит это, и он берет штангу пошире, своими руками. И в какой-то момент ребенок неожиданно для себя, раз, ее поднял. На самом деле, конечно, это отец держит эту штангу.

И возникает вопрос, кто поднял эту штангу? Вы скажете: «Отец». Но отец бы не стал поднимать эту штангу, если бы не ребенок. Получается, ребенок хотел поднять штангу, но он сам не может, поэтому отец ему помог. Но главное – желание ребенка.

То есть несколько факторов: желание ребенка и помощь отца, тогда это действие могло произойти. Без отца он бы не смог. Но без желания этого ребенка этого бы не было – еще одна иллюстрация, что душа желает, а Бог санкционирует.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!