Раздел – Бхакти и гьяна ведут к трансцендентной цели, но бхакти легче



Оглавление

Повторение пройденного. 2

Обзор пятой главы.. 4

Логика пятой главы.. 6

1 раздел [1-6] - Разница. 6

2 раздел [7-12] – Отречение от материи. 7

3 раздел [13-16] – Уровень знания трех деятелей. 8

4 раздел [17-26] – Отречение. Сосредоточенность на Сверхдуше. 9

5 раздел [27-28] – Для йогов, стремящихся к Параматме. 9

6 раздел [29] – Формула мира. 9

Цель 5 главы.. 10

1 раздел – Бхакти и гьяна ведут к трансцендентной цели, но бхакти легче. 11

2 раздел - Сознание того, кто действует как нишкама-карма-йог. 19

3 раздел – Уровень знания трех деятелей, осознание Параматмы.. 28

4 раздел – Освобождение благодаря сосредоточению на Параматме. 34

5 раздел – предварительный обзор аштанга-йоги. 41

6 раздел – Формула мира. 47

Итоги занятия. 52

 

 

Харе Кришна! Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны, мы продолжаем с вами изучать «Бхагавад-гиту как она есть» с комментариями его божественной милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.

Сегодня мы будем разбирать пятую главу, которая называется «Карма-йога – деятельность в сознании Кришны».

Повторение пройденного

Напомню, что цель первых шести глав «Бхагавад-гиты» – объяснить нам, что из всех видов духовных практик, бхакти-йога является наилучшей.

То есть бхакти-йога сравнивается с гьяна-йогой, дхйана-йогой, карма-йогой и приходит к выводу, в первых шести главах, что бхакти и проще для начала, и приводит к самому возвышенному результату, к близким отношениям с Верховной Личностью Бога. Поэтому занимайтесь бхакти-йогой!

Мы говорили с вами, что в первой главе обозначается проблема: материальное сознание Арджуны – это причина его скорби и страданий. Как решить эту проблему? Для этого нужно обрести духовное сознание, осознать себя вечной душой, тогда человек может быть счастливым в любых обстоятельствах.

И чтобы обрести это духовное сознание, нужно заниматься буддхи-йогой. Об этом вторая глава. Арджуна воодушевляется, он хочет заниматься буддхи-йогой, но в его представлении буддхи-йога – это пассивная медитация. И он задает вопрос Кришне: «Дорогой гуру-дев, если Ты считаешь, что буддхи-йога лучше, чем кармическая деятельность, почему Ты вдохновляешь меня на сражение?»

И Кришна объясняет ему, что есть два вида духовных практик – одна – это пассивная, гьяна-йога, она требует очень высокой квалификации, отречения, нужно быть санньяси, и вторая практика – это бхакти-йога – этой практикой может заниматься любой человек, поэтому: «Дорогой Арджуна, дорогой ученик, Я не вдохновляю тебя на кармическую деятельность, Я вдохновляю тебя на бхакти-йогу».

Но чтобы заниматься бхакти-йогой, нужно иметь духовное знание, не любая деятельность может называться бхакти-йогой, даже если мы выполняем свои предписанные обязанности – это очень хорошо, но это может быть карма-йога, но, чтобы это была карма-йога в сознании Кришны, необходимо знание о Боге – и об этом говорит нам четвертая глава.

И очень важно понимать, кто такой Господь, от этого зависит, в каком настроении я буду посвящать Ему свою деятельность. И чтобы я действовал без привязанности к плодам, то есть из уважения и любви к Богу, мне нужно понимать, кто такой Бог, что Он Сам действует из любви к нам, живым существам. Не понимая это, я буду либо бояться Его, либо делать это из каких-то других соображений, но это не будет духовной деятельностью.

Итак, четвертая глава подробно объясняет положение Господа и главное Его качество, что Он не привязан к плодам, потому как Он действует из любви, из полноты. И для того, чтобы обрести это знание, человеку нужно обратиться к духовному учителю, который даст ему знания и даст ему ягью, то есть практику, с помощью которой он это знание может развить в себе. На этом четвертая глава заканчивается.

Обзор пятой главы

И сегодня мы будем разбирать пятую главу, в которой мы вновь возвращаемся к вопросу о том, что лучше: гьяна-йога или бхакти-йога?

Для начала давайте сравним вопрос, который задает Арджуна в третьей главе и вопрос, который он задает в пятой главе.

(00:04:57)

В третьей главе он спрашивает: «Я хочу заниматься духовной практикой и для меня духовная практика, означает, сидеть в медитации, погрузиться в изучение. Ты же меня вдохновляешь на карму». Кришна говорит: «Нет, я тебя не на карму вдохновляю, а на активную бхакти-йогу». То есть Арджуна к этому моменту, к пятой главе, уже понимает, что и бхакти-йога, и гьяна-йога – это духовные практики. И то, и другое – здорово, и то, и другое помогает духовному самосознанию.

Зачем же он вновь спрашивает, что лучше: гьяна или бхакти? Смотрите, в чем логика. Может быть так, что я не могу заниматься гьяна-йогой потому что у меня не хватает квалификации. Допустим, два телефона есть: какой-то за 50 тысяч, за 60, за 100 – дорогой, и есть телефон за 30 тысяч. И я не могу за 100 тысяч купить телефон, мне придется купить за 30 тысяч, ладно, согласен. Но может, всё-таки вот этот за 100, лучше? Понимаете логику?

То есть Арджуна понимает, что я не могу заниматься гьяна-йогой, потому что я недостаточно отрешен. Но может, всё-таки, гьяна йога лучше? Может быть, она более возвышенна и дает какой-то результат, который бхакти-йога не дает? Об этом он спрашивает в начале пятой главы.

И в ответ на этот вопрос Кришна очень подробно объясняет, что бхакти-йога не только проще, как мы уже знаем из третьей главы, но и дает более серьезный, возвышенный результат. То есть она превосходит гьяна-йогу по результатам. Таким образом и третья, и пятая глава говорят о том, что бхакти-йога лучше, чем гьяна-йога – активная деятельность служения Кришне превосходит пассивную медитацию или размышления о безличном брахмане.

Логика пятой главы

Давайте посмотрим на логику пятой главы. Посмотрите на иллюстрацию к этой главе, здесь пять разделов.

1 раздел [1-6] - Разница

Первый раздел, первые 6 стихов отвечают на вопрос Арджуны.

То есть он спрашивает, вот бхакти-йог – этот человек сражается, выполняет свои обязанности кшатрия, он делает это в духовном знании, и гьяна-йог – имперсоналист, который медитирует на безличный брахман, и оба этих пути ведут к одной цели, но кто из них лучше? И Кришна однозначно говорит, что лучше бхакти-йога.

С одной стороны, потому что бхакти-йога легче, чем имперсональная медитация, и, с другой стороны, она приводит к более возвышенному результату. Все остальные разделы Кришна доказывает, что бхакти-йог достигает трансцендентного состояния, он достигает освобождения, и в конце концов получает даршан Господа. То есть Он не просто на словах говорит, что бхакти-йог лучше, легче, Он показывает всю эволюцию, развитие, возвышение сознания преданного, что описывает в оставшихся разделах.

2 раздел [7-12] – Отречение от материи

 

И второй раздел: Кришна описывает бхакти-йога, но не начинающего бхакти-йога. То есть мы понимаем, что, когда человек приходит в сознание Кришны и говорит: «Кришна – Бог», он уже начал свой путь бхакти-йоги. Но начинающий преданный и тот, кто достиг уже Кришна-према-бхакти, с одной стороны, они похожи, потому что и тот, и другой – преданные, но уровень их сознания, конечно же, разный.

Во втором разделе Кришна описывает бхакти-йога, который уже находится на уровне понимания, что он не тело, то есть отличие себя от тела, он уже действует без привязанности к плодам. Не знаю, с каким уровнем это сравнить. Может быть, с уровнем твердой веры, предположительно, и соответственно, Он описывает этого преданного, как он видит мир, как он реагирует на этот мир.

На иллюстрации вы видите – здесь душа и тело. И черта показывает, что этот человек четко понимает разницу между материальным телом и вечной душой, то есть он находится уже на этом уровне.

3 раздел [13-16] – Уровень знания трех деятелей

Третий раздел описывает момент озарения, когда преданный, уже находящийся на возвышенном уровне, продолжает заниматься преданным служением, в какой-то момент он прогрессирует настолько, что начинает видеть Сверхдушу, ощущать, созерцать Сверхдушу повсюду в этом мире и также в своем сердце.

(00:10:03)

И как раз этот момент происходит в третьем разделе этой главы, здесь три стиха, этот раздел называется «Уровень знания трех деятелей». То есть этому преданному открывается истина: кто на самом деле всем управляет в этом мире – он видит Верховного Повелителя, Вибху, величайшего управляющего, и он понимает, как действие в этом мире происходит. Мы подробно об этом поговорим.

Здесь вы видите треугольник, здесь живое существо подобно цветку, от которого исходит аромат – это его желания, и Сверхдуша чувствует эти желания, и в соответствии с этими желаниями и кармой этого человека дает приказ материальной энергии для того, чтобы она могла что-то сделать, какое-то движение в этом мире произвести. То есть на самом деле душа не может непосредственно на материальную природу влиять, у нее нет полномочий на это, она не может этим управлять, это происходит через Параматму. Но подробнее мы еще раз вернемся, когда будем разбирать эти три текста.

4 раздел [17-26] – Отречение. Сосредоточенность на Сверхдуше

В следующем разделе стихи с 17 по 26 описывают качества преданного, который достиг видения Параматмы. То есть второй раздел описывает преданного, который осознает себя душой, он еще не ощущает Параматму, после озарения описан преданный, который ощущает Параматму. Вроде качества похожи и того, и другого, но интенсивность, его погруженность в сознание Кришны становится больше, и он уже весь свой разум полностью сосредотачивает на Кришне, у него другой уровень погружения в сознание Кришны.

 5 раздел [27-28] – Для йогов, стремящихся к Параматме

Вы видите в этом разделе небольшую стрелочку, которая указывает на 27 и 28 текст, потому что в этих текстах описана практика дхйана-йоги, практика медитации. Об этой практике будет подробно объясняться в шестой главе «Бхагавад-гиты», потому что эта практика, когда человек достигает осознания Параматмы, когда преданный достигает этого состояния Параматмы, то преданный продолжает свою практику бхакти-йоги, то есть он делает в принципе всё то же самое, просто более интенсивно и с большей погруженностью. Но того же состояния медитации на Господа можно достичь с помощью метода дхйана-йоги. Мы как вайшнавы не пользуемся этим, но те, кто это практикует, могут это делать.

6 раздел [29] – Формула мира

И последний раздел состоит всего из одного текста 5.29 – Шрила Прабхупада говорит, что это формула мира, потому что в этом тексте объясняется, как достичь полного умиротворения: для этого нужно увидеть Господа.

То есть человек, который занимается бхакти-йогой, в конце концов видит Господа, который наслаждается всем, Тот, кто всем управляет, и, самое главное, лучший друг каждого из нас. И когда преданные видят Господа, то достигают полного умиротворения. Таким образом, Шри Кришна доказал, не просто сказал, Он доказал – если человек занимается бхакти-йогой или карма-йогой в сознании Кришны вначале, если он занимается этой практикой, то постепенно он и сознает себя вечной душой, потом он достигнет состояния Параматмы, будет реально находиться на этом уровне, в конце концов он получит даршан Бхагавана, то есть всё, как обещал, так и произойдет.

Цель 5 главы

Поэтому цель этой главы – доказать, что бхакти-йога превосходит гьяна-йогу, с одной стороны, потому что это проще и меньше страданий. На пути гьяна-йоги много трудностей. Но, самое главное, что эта практика не просто осознание себя душой и не просто созерцание Параматмы. В конце концов она приводит к осознанию Бхагавана. Поэтому занимайтесь бхакти-йогой!

Теперь давайте непосредственно перейдем к текстам «Бхагавад-гиты» и пройдем эти разделы, поговорим о важных философских моментах, которые там есть.

раздел – Бхакти и гьяна ведут к трансцендентной цели, но бхакти легче

Текст номер один.

Арджуна сказал: «О, Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от деятельности, а затем дал совет действовать в преданном служении. Прошу Тебя, скажи прямо, какой образ действия лучше».

Когда Кришна сказал Арджуне, что можно отказаться от деятельности?

(00:15:00)

Он об этом сказал в третьей главе, 17 текст.

То есть, когда человек достигает уровня атма-ратих, в этот момент он может в принципе отказаться от деятельности и заниматься гьяна-йогой, пассивной медитацией, изучением, и так далее. Но дальше в той же самой третьей главе Кришна убеждал Арджуну, что всё равно тебе нужно продолжать деятельность, чтобы достичь всевышнего для того, чтобы показать другим пример, и вообще, Я этого хочу. Но в принципе человек, достиг этого состояния знания, может перестать действовать.

Но для того, чтобы достичь этого состояния знания, человеку нужно совершать ягью, помните в четвертой главе мы разбирали разные виды жертвоприношений и цель этих жертвоприношений помочь человеку достичь состояния знания.

 

То есть получается, пока человек не достиг состояния знания, ему по-любому нужно действовать, нужно ягью совершать. А вот когда он достиг этого состояния знания, в принципе, он может перестать действовать, и погрузиться в имперсональную медитацию какую-нибудь.

Но в конце четвертой главы Кришна говорит: «Даже когда ты достиг состояния знания и ты можешь, в принципе, ничего не делать, всё равно, дорогой Арджуна, встань и сражайся». То есть получается, человек, который достиг состояния знания, что я вечная душа, знания о трансцендентном Господе, у него есть два варианта: либо бездействовать в знании, то есть ничего внешне не делать, медитировать; либо действовать в знании. Оба находятся на одном уровне, на духовном уровне, но один действует, другой бездействует.

И что из этих двух практик лучше?

С внешней точки зрения кажется, что тот, кто ничего не делает, а просто медитирует – более духовен, чем тот, кто бегает: распространяет книги, поет Святые Имена или что-то еще делает в сознании Кришны. Кажется, что это более серьезные люди, а это какое-то… непонятно, может, это менее духовно?

Вот какой вопрос у Арджуны возникает: «Что более духовно, что лучше – гьяна-йога, то есть бездействие в знании, или бхакти-йога – действие в знании?» Действие в знании или бездействие в знании? Что лучше? Это вопрос Арджуны. И насколько актуально для нас разобраться во всем этом? Актуальность есть, конечно, потому что, когда мы начинаем заниматься бхакти-йогой, становимся на этот путь, всё равно в нашем сознании находится множество заблуждений, каких-то странных представлений, предрассудков, которые в какой-то момент начинают всплывать в нашем сознании, и у нас возникает сомнение. Может, действительно, уйти в Гималаи, погрузиться там в медитацию, это более духовно. И «Бхагавад-гита» убеждает, первые шесть глав убеждают вновь и вновь, говоря нам, что бхакти-йога – это лучшая практика, не надо ничем другим заниматься, только бхакти-йога.

Поэтому, может быть, сейчас у вас нет сомнений, но потом они могут всплыть, и в этот момент вы откроете пятую главу «Бхагавад-гиты» и объясните своему уму, что бхакти-йога – это лучше, чем имперсональная медитация.

И Кришна отвечает на вопрос Арджуны во втором и третьем тексте.

Второй текст.

Верховный Господь сказал: «И отказ от деятельности, и деятельность в преданном служении ведут человека к освобождению. И все же действовать в преданном служении лучше, чем отказаться от деятельности».

Смотрите, как интересно, как красиво Кришна отвечает, как правильно, с этической точки зрения, Он отвечает. Он не просто говорит: «Это – хорошо, это – плохо». Он говорит: «И то, и другое хорошо, но вот это – лучше». Понимаете, вот это – культура.

И Шрила Прабхупада в комментарии объясняет, почему бхакти-йога лучше. Он приводит стихи из пятой песни «Шримад-Бхагаватам», которые доказывают, утверждают, что для того, чтобы человек достиг освобождения, то есть вышел за пределы сначала кармы, а потом за пределы этого мира, недостаточно просто обладать знанием о душе. Человеку нужно развить привязанность к Господу Кришне. Если такой привязанности нет, то он не сможет достичь освобождения. То есть это первая причина, почему бхакти лучше.

(00:19:59)

И вторая причина – Шрила Прабхупада объясняет, что для активной природы души, то есть мы по природе очень активны, бездействие – очень искусственное состояние. Мы знаем эти стихи из «Шримад-Бхагаватам», что даже когда люди достигают освобождения в брахмане, в конце концов они падают оттуда, потому что природа активная не задействована, им приходится падать вниз, потому что у них нет привязанности к лотосным стопам Господа, нет привязанности к служению, поэтому падают вниз. Вот две причины, почему бхакти превосходит гьяну, согласно комментарию Шрилы Прабхупады.

И в третьем тексте Шри Кришна продолжает:

Того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное освобождение, о, могучерукий Арджуна.

То есть здесь еще раз второй текст и третий говорят об одном и том же, что и тот, и другой путь приводят к освобождению. Но тот, кто практикует бхакти – это лучше, и описывается этот бхакта, то есть если бхакта действует, не привязываясь к плодам, действует на этом уровне, он легко сбрасывает оковы кармы и достигает освобождения. То есть бхакти-йог лучше.

Четвертый текст.

Только невежды могут говорить, что преданное служение, карма-йога, отлично от аналитического изучения материального мира, санкхьи, истинно мудрые утверждают, что тот, кто, не сворачивая, идет одним из этих путей, достигает цели обоих.

Пятый текст.

Тот, кто знает, что цели санкхьи можно также достичь с помощью преданного служения, и понимает, что аналитическое изучение мира и преданное служение равнозначны, видит истинное положение вещей.

Здесь вновь Кришна утверждает, что тот и другой путь ведут к освобождению, и говорит, что мудрые люди, мы уже знаем, кто такие мудрые люди, из четвертой главы. Помните, когда мудрый человек не смотрит, что внешне делает другой, он смотрит на мотив, в котором он действует. Поэтому действие или бездействие – это не вопрос внешней деятельности, это вопрос мотива человека.

Но человеку, который смотрит на мир материальными глазами, кажется, что бездействие, то есть, когда человек занимается гьяна-йогой – это более духовно, чем практика бхакти-йоги. Потому что смотришь – не двигается, значит, бездействует. Но мудрец не на это обращает внимание. Вот смысл этих текстов, что мудрые люди смотрят на мотив.

И Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к четвертому тексту, в чем суть практики гьяна-йоги и бхакти-йоги, я прочитаю: «Цель аналитического изучения материального мира – обнаружить душу всего сущего. Душой материального мира является Вишну или Сверхдуша. Занимаясь преданным служением Господу, человек одновременно служит и Сверхдуше. Цель одного из упомянутых здесь методов – обнаружить корень дерева, а суть другого – поливать этот корень.

Смотрите, как это выглядит. То есть гьяна-йог, то есть человек, который пытается Сверхдушу познать, то есть, что стоит за всем этим мирозданием, и он начинает исследовать этот мир, он понимает: вот есть материя, вот есть тонкая материя, а что там дальше, о, а я, оказывается, трансцендентная душа. Окей, но откуда все это появилось? Что там за всем этим стоит? Давайте исследовать, и вот он погружается в это. Как он это делает – он делает это через отрешенность от материи, чтобы ум не приходил в возбуждение и также изучая священные писания, и занимаясь разными практиками для того, чтобы очистить себя, и в конце концов понять, что же за всем этим стоит. Другими словами, он исследует это вселенское дерево. Представьте себе вселенское дерево. Мы, кстати, будем его обсуждать в последней части «Бхагавад-гиты» подробнее, несколько глав будет посвящено этому вселенскому дереву. И он изучает это вселенское дерево, мы все – части этого вселенского дерева, и пытается дойти до корня, откуда всё появилось. То есть он крону изучает и постепенно к корню, к источнику, идет.

(00:24:56)

Что делают кришнаиты? Кришнаиты сразу понимают: корень – это Кришна. Они, может еще, понимают различия между душой и материей, понимают все эти эзотерические вещи, они просто начинающие кришнаиты, которые по милости вайшнавов приняли близко к сердцу знание, что Кришна – Верховная Личность Бога, мы Его вечные слуги, поэтому я буду заниматься бескорыстным служением Ему. И тем самым они начинают поливать корень этого дерева, они служат корню дерева.

И благодаря этому служению, они также поймут, что из себя это дерево представляет. То есть всё появится из этой практики. То есть одни изучают дерево, чтобы в конце концов понять, кто там за всем этим стоит, и предаться Ему, а другие уже предались источнику всего, и постепенно всё остальное знание раскрывается перед ними. Вот суть этих двух практик. И разумные люди видят, что цель у них одинаковая. Если каждый до конца пойдет своим путем, он достигнет и цели другого. То есть, если гьяна-йог до конца изучит это дерево, он в конце концов предается Кришне: санскрит (00:26:12).

После многих рождений и смертей этот гьянаван, обладатель знания, в конце концов предается Кришне. И преданный, занимаясь служением Кришне, поймет и трансцендентное знание: про душу, про Параматму, – всё к нему придет. Это четвертый и пятый тексты. Но для того, чтобы идти путем гьяна-йоги, человек должен быть уже отрешенным, он санньяси должен быть. Тогда как бхакти-йогой может заниматься человек, который еще всё это дерево не понимает. И не понимает, что он отличен от тела. Начинающий уже может это делать.

И шестой текст объясняет нам, в чем же проблема с этой гьяна-йогой, почему бхакти-йога превосходит ее: Отказ от деятельности сам по себе без преданного служения Господу никому не принесет счастья, но вдумчивый человек, посвятивший себя преданному служению, может без промедления достичь всевышнего. Очень быстро может достичь всевышнего.

То есть здесь в санскрите мы видим духкхам аптум айогатах, то есть если у человека нет йоги – он айогатах, то он будет испытывать духкхам – страдание. Тогда как когда йога есть, то очень быстро он достигнет совершенства. И в этом принципиальная разница между этими путями, потому что на пути бхакти-йоги есть высший вкус. Тогда как путь гьяна-йоги предполагает, что человек просто отказывается от всего и ждет, когда он достигнет совершенства, может быть, там ему что-то дадут. И чтобы понять разницу между этими практиками, я хочу привести один очень яркий пример.

Представьте себе ребенка, который подобрал на улице какой-то коржик, он валялся в пыли, дети любят всё в рот тащить, он нашел это, начал обсасывать, и мать в беспокойстве – конечно же, нужно отобрать этот коржик. В нашей аналогии этот коржик является чувственными наслаждениями. То есть душа, заблудшая в этом мире, хватает эти чувственные наслаждения, надо же какие-то приятные ощущения, как без приятных ощущений? А единственное, что есть – коржик. Мы хватаем этот коржик, начинаем его грызть, и мама, то есть Кришна переживает и думает: «Как помочь?»

Есть два варианта, как можно помочь – один называется гьяна-йога, другой – бхакти-йога. И гьяна-йога означает – просто выхватить этот коржик, выкинуть: «Фу, кака!» Ребенок кричит: «А-а-а-а, отдайте мой коржик! Мне плохо, как я буду жить без этого?» А мама ему говорит: «Нет, это не хорошо, это же заразное что-то, давай без него». И вот этот ребенок надувается, держит аскезу, ему плохо, но раз забрали – забрали. И всегда есть опасность, что он опять схватит что-то с земли, какую-нибудь грязь, и засунет себе в рот.

Но второй вариант, как можно забрать у ребенка этот коржик – это дать ему вкусное, красивое мороженое. И когда ему дают это чудо, это вкусное что-то, то ребенок говорит: «О, я хочу!» И когда ребенок протягивает свои руки, говорит: «Я хочу это мороженое», – то этот коржик просто вываливается из его рук, и никаких усилий для этого не нужно отдельных прилагать. И вот это принципиальная разница между путем гьяна-йоги и бхакти-йоги. То есть на пути бхакти-йоги человеку, когда есть йога, когда есть связь с Богом, есть высший вкус, то отречения не становятся таким уж чем-то сложным. Тогда как, когда высшего вкуса нет, то это великая аскеза.

(00:29:55)

И Шрила Прабхупада в комментарии говорит о двух видах санньяси: санньяси-имперсоналисты и санньяси-вайшнавы. Показывает, чем они занимаются. То есть одни изучают веданту, другие изучают «Шримад-Бхагаватам». Одни укрощают свои чувства, а другие занимают эти чувства служению божеству. И в конце концов это как раз иллюстрация того, что одни пытаются избавиться от этого коржика – чувственных наслаждений, а другие просто испытывают высший вкус, занимая свои чувства в преданном служении. Это был первый раздел пятой главы, здесь еще раз Кришна утверждает, что бхакти-йога превосходит гьяна-йогу.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!