Александр Леонидович Ерохин 10.09.1951 г.



Вера Фёдоровна Филенко         18.09.1955 г.

Дети

Елена 27.06.1976 г.

Юлия 10.10.1979 г.

Вера и Александр

Свадьба была назначена на 12 апреля 1975 года, решили отмечать прямо во дворе у Ерохиных, места было достаточно. Длинную виноградную беседку накрыли плёнкой, устроили стены, поставили столы, скамейки. Гостей приглашали Саша с Верой, ездили в город, ходили по селу, писали пригласительные свадебные открытки. Отказалась одна Анна Афанасьевна, причина уважительная – шёл Великий пост, по церковным правилам свадьбы запрещены. Но уже отменять свадьбу было невозможно, да и пост держали только верующие. Погода хорошая, тёплая, солнечная, уже цвели вишни, у некоторых деревьев распустились листья, много цветов в палисаднике. Так как Вера была временно прописана в общежитии, то можно было регистрироваться в городском Дворце бракосочетания. Жених и невеста ехали в «Волге» Газ-24, остальные в «Жигулях» и «Москвичах». Зарегистрировались, стали мужем и женой, и поехали сначала на Партизанскую Шапку в лес, к памятнику Ленина, дома встретили родители с обеих сторон, гостей было 120 человек. Из приглашённых Ерохиных были только Леонид (Илья) Петрович со своей дочерью Людой и дочерью Николая Петровича Ириной. И Ефросиния Афанасьевна Ковган, в девичестве Ерохина. Совхозный вокально-инструментальный ансамбль играл и пел, была и гармошка, с которой залихвастски управлялся Андрей Трофимович, конечно, весело, шумно, радостно. Всё обошлось без эксцессов, первая брачная ночь у молодых была в гараже, отдельно и спокойно. Односпальная панцирная кровать – не самое лучшее брачное ложе, но усталость трудного дня взяла своё, заснули сразу, не успев головы положить на подушки. Гуляли и во второй день, а на третий выпал снег прямо на листочки и цветочки. Правда, тут же растаял, но всё равно весна была хорошей, тёплой. Денег молодым надарили больше 1000 рублей, один отец Веры дал 500, другие сколько могли, от 10 до 50, но и вещами тоже дарили. Долго ещё стоял стол, подаренный сокурсницами Веры. Настала семейная жизнь. Вера устроилась в гастроном возле Куйбышевского рынка, забеременела, но в отсутствии грузчика пыталась сама поднять мешок с сахаром, и подорвалась. Произошёл выкидыш. Саше перед тем снится страшный сон о его ребёнке, и сон сбывается. Боялись, что детей может больше не быть, но Вера вскоре снова забеременела. В три месяца беременности ходили на Чатырдаг, поднимались на высшую точку – Эклизи-Бурун, ходили по пещерам, прошли около 35 км.

 

              Вера. Лучшее фото.

 В начале сентября Любовь Мефодиевна находит  квартиру для молодых на улеце Нижне-Госпитальная, за 25 рублей в месяц. Осень 1975, зиму и весну 1976 года жили в двухкомнатной квартире старой довоенной постройки. Часто приходили гости, даже оставались на ночь. Вера пошла в декретный отпуск, надо было что-то решать с дальнейшим жильём. Мама Веры жила в Трудовом на улице Тракторной, но с ней жил ещё её брат Иван Мефодьевич и два сына – Пётр 1957 года рождения, и Виталий, 1966 года. Пётр учился с сестрой Сашиной – Ириной в одном классе, даже одно время встречались. Как-то Саша с Верой поздно вечером пошли пройтись до шоссе, сели на скамейку на остановке автобуса, смотрят – идут Петя с Ирой, садятся с другой стороны остановки, но брата и сестру не узнали, а те не стали себя выдавать. Ира вскоре стала встречаться с другим своим одноклассником, другом Петра – Сергеем Дубовым, за которого впоследствии вышла замуж.

    Во дворе Любови Мефодьевны: Пётр, его невеста Ирина, на санках Виталий, Любовь Мефодьевна, Вера. Собираются идти встречать Новый 1976 год в Строгановку к Муратовым, двоюродной сестре Веры – Лидии, дочери сестры Любови Мефодьевны, Галины Мефодьевны.

 

Теперь все родственники Верины становятся родственниками и Саши. У Любовь Мефодиевны ещё живы были её родители – дедушка Мефодий и бабушка Марфа. У них также ещё были дети: Галина (вышла замуж за Олейник Тимофея Кирилловича), Евдокия (замужем за Ивана Андреевича), Ульяна (не замужем), Иван (женился, развёлся), Николай (женат на Нине Иосифовне Заяц), Нина (замужем за Петра Скат), Лидия (замужем за Бориса Дядичко). У всех есть дети, потом и внуки появились, очень большой род Пичка. Со стороны отца у Веры были: брат Николай, сестра Полина, тоже с супругами и детьми. Всех своих родственников Вера знала, почитала, уважала и старалась приезжать, писать и звонить им. Конечно, это хорошее качество, но оно имело и минусы – уделять внимание кому-то означает меньше уделять внимания своим детям, своей семье. Правда, и родственники тоже были внимательны к Вере, помогали, приезжали в гости. Саша не привык к такому активному общению с родственниками, поэтому не понимал, зачем все эти встречи, поездки, трата денег и времени. Были у них с Верой даже серьёзные разногласия по этому поводу. После свадьбы они съездили в Филенково, родное село Веры, побывали в гостях у многих, но Саше запомнилось только самое плохое, что его постоянно угощали самогоном. Поэтому он больше старается туда не ехать. Были и в Полтаве, и в Харькове, и в Днепропетровске, везде им были рады.  

Встреча дочери из роддома всей семьёй: Мария Яковлевна, Любовь Мефодьевна, Вера, Саша с дочкой, Леонид Семёнович.

 

Вера родила дочь 27 июня 1976 года в воскресенье, в 2 часа 55 минут ночи. Саша был дома, спал, но проснулся именно в это время, долго потом не мог заснуть. Дочь назвали Алёнкой, уж очень много Саша дарил Вере шоколадки с таким названием. При регистрации записали Еленой, так как требовалось давать полное имя, а не уменьшительно-ласковое. В селе построили новый дом культуры на 600 мест, новую школу десятилетку, а в старой школе устроили сельсовет и комнату для регистрации, ЗАГС. Леночка была первой, кто открывал этот ЗАГС. От сельсовета подарили фотоальбом с фотографиями малышки и медаль «Рождённая в Крыму». Привезли дочку в дом Вериной мамы, там и стали жить, переехав из города обратно в село. Вера воспитывала дочку, Саша ездил на работу в «Укрколхозпроект». Места в доме стало больше оттого, что Петя уехал учиться в Ворошиловград на электрика горнодобывающего оборудования. Затем он перешёл на работу в шахту, а затем забрали в армию. Иван Мефодьевич перешёл в совхозное общежитие, Виталий пошёл в школу. В первый класс его повела сестра Сашина – Ира, просто не было кому, все заняты. И из-за того, что все были заняты своими делами, Виталию не помогали, он имел проблемы с учёбой, и даже остался на второй год в первом классе.

Первый год с ребёнком и тяжело, и интересно. Пелёнки, распашонки, горшки, недосыпание по ночам – всё было. Саша начал работать и по хозяйству, 15 соток огорода, уголь, дрова, печка, забот хватало, но это было только начало. Семейная жизнь и облагораживала, и опускала в банальные бытовые отношения. Отец Саши боялся, что Саша, женившись на простой сельской девушке, уйдёт по горло в трясину житейских проблем, и ему уже не подняться из этой трясины, засасывающей каждого, попавшего в неё. Образование уже не повысить, культурный уровень не то, чтобы поднять, но хотя бы не опуститься ниже. Карьеру на работе тоже не сделать – сельская работа и семейные заботы всё отодвинут, подомнут под себя. Леонид Семёнович был прав, так обычно происходило даже с людьми с высшим образованием, и в селе таких примеров полно. А ему хотелось видеть сына на ступеньку выше его самого, чтобы сыном гордиться, чтобы сын продолжил род Ерохиных с честью и достоинством. А у Саши – пелёнки, огород, незаметная работа, слабое образование. Где тут гордость и благородство? Ещё задолго до свадьбы он намекал сыну на возможность взять в жёны соседскую девушку Валю Борзенко, отличницу, студентку университета, чтобы самому подниматься до её уровня. Но Саша не воспринял этот совет серьёзно, продолжил дружбу с Верой.

В марте 1977 года Леонид Семёнович собирается и уезжает в Мурманск, там живёт его двоюродная сестра Александра Юрьевна Лысенко со своим мужем Николаем Васильевичем. Выписывается, забирает все свои документы, и ничего толком не объясняя, уезжает. Непонятное  решение Леонида Семёновича обескураживает многих, находиться в прекрасных жизненных обстоятельствах, на вершине профессионального успеха, в хорошей спортивной форме и при великолепном здоровье – и всё вдруг бросать. Что послужило причиной такой перемены жизни? Его тёща Ольга Вакуловна прямо сказала – из-за прелюбодейства. Будто бы он ходил к женщинам, они даже дрались за него при свидетелях, и вот чтобы убрать эту проблему и совсем не опозориться, он и уехал. Его жена Мария Яковлевна всё время на работе, тяжелейшие условия труда на теплицах, видимо, не до любовных отношений по ночам. А он спортсмен, живой, активный, видный как мужчина, любит весёлое общество, баян, песни, ну и женщин, а жене всё некогда, вечно уставшая. Какой мужик такое выдержит, тем более такой, как Леонид Семёнович? Впоследствии Мария Яковлевна говорила, что давно знала, что её муж ходит «на сторону», это было и когда он учился после армии на тракториста, и в Ялте на отдыхе в санатории, и когда работал в школе преподавателем. В школе у него был один выходной – пятница, он брал денег, уезжал в город, и только поздно вечером приезжал, почти всегда «навеселе». Что он там делал, где и с кем общался – неизвестно. Говорил, рассказывал, конечно, но жена замечала на воротнике рубашки, которую стирала, губную помаду, а она никогда губы не красила. Вот, видимо, и уехал, чтобы получить полную свободу действий, вольную жизнь. Не ругались, просто собрался – и уехал. Впоследствии Мария Яковлевна случайно узнала, что он в школе получал зарплату 200 рублей, но ей приносил только 80, и то иногда брал и оттуда. Куда девалась разница в деньгах – неизвестно.

В апреле заболевает Верина мама, болезнь смертельная – рак. И уже ничего не сделать, только ждать, когда умрёт. Несколько месяцев тяжелейших мучений, болей, которые никакие лекарства не уменьшают. Ежедневные уколы, стоны, гнетущая обстановка в доме. Вера намучилась больше всех, и с мамой надо быть, и с годовалой дочкой. Саша приходил с работы и сидел с Леночкой, а надо и огородом заняться, и чисто мужскими работами по дому. Спасибо соседям и родственникам, очень помогали в это время, и Лену им отдавали, и они сами постоянно приходили, предлагали свою помощь. Умерла Любовь Мефодиевна 10 августа 1977 года в очень жаркий день, прожила 46,5 лет. Уже не было слёз плакать, все слёзы были давно уже выплаканы, даже говорили: наконец-то отмучилась Люба. Опять начинается новая жизнь в семье, всё по-новому надо планировать, на всё смотреть с новой точки зрения. Саша хотя и делал что-то по тёщиному дому, но особо не старался, просто поддерживал его в нормальном состоянии. Где-то подштукатурит, где-то подремонтирует, новую веранду сделает, навес над дровами, всего понемногу. Дом Любовь Мефодиевна завещала на троих своих детей, и два брата имели для себя 2/3 дома, а Сашина семья – 1/3, и что-то делать в доме без согласия братьев он не имел права. И что делать с домом, как жить дальше – всё было неопределённо. Виталий ещё мал, только в 4 классе, Пётр пришёл из армии и ушёл в город к своей невесте Ирине Навроцкой, хотя часто был и в Трудовом. Пётр с Ириной долго жили не расписываясь, не зная, как быть, где жить. Сашу и Веру теснить неудобно, а в городе у своей тёщи Пётр жить не решался, поэтому они жили как муж с женой, но семьи как таковой ещё у них не было. Верин отец Фёдор Петрович дал денег, привёз сантехников, и они в доме на Тракторной провели водяное отопление. Саша перестроил веранду, получилась ванная комната, кухня, коридор, стало удобно и просторно. Для Виталия сделали отдельную комнату, получилось в доме три комнаты. Но зимой при сильных морозах приходилось топить 2 раза - утром и вечером. Саша вставал в 5-6 утра, топил печь, и детям было легче вставать из постели в тёплом доме.

Сестра Сашина Ирина вышла замуж за Сергея Дубового, перешла к нему жить в двухэтажку на Парковой. Свадьба была в столовой 26 октября 1978 года, очень весёлая, много молодёжи. Молодожёны были очень красивыми, статными, хорошая пара. Леонид Семёнович приехал из Мурманска ради свадьбы, их с Марией Яковлевной возили на тачке как тестя и тёщу, когда ходили «цыгане». Молодые жили и на Молодёжной, у Ириной мамы, места хватало. Сергей был до свадьбы очень работящим по дому, даже мыл полы у будущей тёщи, но после свадьбы начал выпивать, потом пить регулярно, ссориться с Ириной. Он любил рыбачить, ездил на Казантип за глоссиками, на ставках ловил раков, всех угощал, всем хватало. Однажды привёз 4-х зайцев: ездили по полю с другом-охотником прямо по пахоте, по стерне, и ночью ловили в свете фар зайцев. Сергей работал водителем, довольно неплохо разбирался в технике. Высокий, красивый, обладал отменным здоровьем. Как-то пошли на Чатырдаг, так он просто взбегал на него с рюкзаком. Хорошо дрался, длинные руки, крепкие кулаки, и непростой характер показывали себя неплохо. Пётр рассказывал, как они ещё до свадьбы ездили по соседним сёлам, заходили вдвоём в клуб на танцы и устраивали фурор.

Мазанское кладбище, могила Ирины Ивановны. Мария Яковлевна регулярно убирает её вместе с детьми.

 

 10 октября 1979 года у Веры и Саши рождается вторая дочь – Юлия, а 1 ноября, через 20 дней, Ирина рожает сына, Дмитрия. У Юли была кишечная непроходимость, на 7-е сутки сделали операцию, долго лежала Вера с ней в больнице. Огромный страшный шов на животе так и остался на всю жизнь. Долго Вера и Саша ночами не спали, следя за дочкой, делая ей клизмы, давая лекарства. Ира и Вера иногда подменяли друг друга в кормлении своих детей, если надо было куда-нибудь отлучиться. Потом Дима и Юля пошли в детсад, им купили двойную коляску, как для близнецов. Обычно забирала их из детсада Мария Яковлевна, везла на этой коляске. Ольга Вакуловна была на пенсии, но по дому работала очень много, и помогала воспитывать правнука и правнучек. Мария Яковлевна работала, поэтому основные заботы о хозяйстве легли на Ольгу Вакуловну. Она прекрасно готовила кушать, убирала, стирала, мыла, невзирая на преклонный возраст. Саша хотя и приходил на Молодёжную, что-то делал по дому, но основную работу в огороде делала его бабушка. 4 января 1980 умирает мать Сергея, Мария Семёновна, и как раз на день рождения Сергея, 8 января, её хоронят.  Ира нередко ссорилась с Сергеем из-за его пристрастия к спиртному, даже дрались. Он несколько раз бросал пить,  кодировался, но не помогло. Пришлось Ирине уходить от него, уж слишком невыносимой стала жизнь. Перешла обратно к матери, на Молодёжную, с сыном.

Саша продолжал ходить по Крымским горам и лесам, часто с сестрой, друзьями, но редко с ночёвкой, обычно на один день. Отец ему ещё в 1969 году купил фотоаппарат «ФЭД-4», с фотоэкспонометром, и он много фотографировал, особенно в походах, дома своих родных, детей. Фотографии делал сам по ночам, качество было не из лучших. Но фотография – это наслаждение красотой мира, природы, человека. Любимые лица, прекрасные пейзажи, забавные сцены, увековечивание прекрасного мига – душа и сердце открывается всему этому, становится чище, добрее, любвеобильнее. На гитаре играл всё реже, обычно по праздникам, или когда приходили гости, для поднятия настроения. Но игра на гитаре, да и на любом музыкальном инструменте – это прикосновение к гармонии звука, мелодии природы, к вибрации своей души. Музыка облагораживает душу, возносит её до небес, заставляет её звучать в унисон с тем невидимым миром, о котором говорят, что он Божественный. Продолжал заниматься резьбой гравюр на фанере, часто дарил свои изделия друзьям, родственникам на дни рождения. Астрономией уже не увлекался, не было возможности, остались только воспоминания да рассматривание звёздного неба по ночам, узнавая туманности, скопления и созвездия. Но и астрономия не менее важна для человека, ходящего ногами по земле, а глазами и душой воспаряющего к небу, к звёздам. Какие глубины там открываются при внимательном взгляде на небо, космос становится именно тем, каким он и назван изначально – красотою. А если посмотреть на звёзды в телескоп, то приближение к ним оптическое перерастает в погружение в них духовное, мыслительное. И нет предела этому погружению, глубины небесные бездонны, завораживают, заставляют задуматься о смысле жизни, о предназначении всего видимого мира, о своём месте во Вселенной. Активный спорт остался  только один – шашки, ездил на полуфиналы первенства Крыма, местные соревнования, один раз был и в финале. Дошёл до разряда кандидата в мастера спорта СССР, но никаких практических выгод это не давало. Но шашки тоже помогали в жизни, ведь не зря же сказано, что жизнь – это игра. Шашки копировали жизнь в миниатюре, здесь и там – стратегия и тактика, здесь и там – ловушки и обман, здесь и там – ответственность за каждый шаг, за каждый ход, здесь и там - множество вариантов, одни из которых - правильные, ведут к успеху и победе, а другие - ошибочны, ведут к поражению, драме, трагедии, и даже к смерти. Занимался хатха-йогой, очень удобно, не нужен стадион или спортзал со всякими тренажёрами, полчаса утром и чуть больше вечером было достаточно. Всё же йога ощутимо давала здоровье, в том числе и психологическое. Основы нравственности в ней были на первом месте, и только потом физические и дыхательные упражнения. Саша всё серьёзно воспринимал, надеялся достичь в йоге определённых успехов и достижений. Много читал духовной литературы по восточным учениям, продолжал выписывать всё те же журналы, дополняя их всё новыми по тем же темам. Одно время, до армии, у него была коллекция монет около 200 штук, и денежных знаков больше сотни, среди них восемь серебряных, но после армии их не оказалось. Это коллекционирование помогало окунуться в историческое прошлое мира, страны, быть как бы причастником тех событий, происшедших в годы изготовления монет и знаков. Это не было игрой в монетки, это было соединение прошлого с настоящим, это заставляло ответственней относиться к каждому своему шагу, потому что этот шаг – уже история. Увлечений у Саши было много, и он явно распылял свои возможности, пытаясь объять необъятное. Любое из этих увлечений могло бы стать профессией, к тому же любимой, но Саша почему-то отделил хобби от зарабатывания денег, и что главнее для него, он так и не определил. Если луч фонаря широкий, то он освещает много и широко, но светит недалеко и слабо. Если же луч сконцентрирован в точку, то он хорошо освещает эту точку и бьёт очень далеко. Так и у человека, чем уже специализация, тем лучше она разработана, и чем больше  у него специальностей, тем меньшее в них понимание. Кто-то углубляется всем своим существом в одно направление, и достигает в этом отменных результатов, а кто-то разбрасывается своими возможностями и не достигает чего-то серьёзного. Вот у Саши так и получилось, слишком много хотел узнать и уметь, и это превратилось в профанацию всего, с чем он связывался.

5-летие окончания техникума Советской торговли. Встреча выпускников во дворе у Веры на улице Тракторная в Трудовом.

Вера Фёдоровна, несмотря на рождение двоих детей, оставалась по-прежнему стройной и привлекательной. Работая в торговле, на практике показывала применение своих теоретических знаний. Сельская неприхотливая жизнь в детстве оставила отпечаток на всей её жизни – работоспособность неимоверная, никакого лукавства, честность и порядочность положительно выделяли её среди остальных торговых работников. Гастроном №14, ОРС Симферопольского района, магазин в селе Трудовом – везде она выделялась своей принципиальностью, трудолюбием. Начальство это заметило и поставило её завмагом в Трудовом. Со временем её имя появилось на районной Доске почёта. Увлечений у неё каких-либо не было, но было главное – ответственное отношение к порученному делу. Она всю себя отдавала работе, не распыляясь, не отлынивая. Чистый практицизм в его высшем выражении, про таких людей говорят – трудоголики. И в то же время Вера – душа общества, смех, шутки, веселье у неё самые непосредственные. И ещё прямота, кто ей по душе, того уважает, считается с ним, а кого нет – прямо об этом говорит, в глаза, без сплетен и интриг. С таким человеком и легко, и в то же время тяжело. Вериному мужу все её качества нравились, но чрезмерная общительность и забота о своих родственниках были ему не по душе. После смерти матери Вера взяла на себя ответственность за братьев, во всём помогая им, зачастую в ущерб своей семье. Частые поездки к родственникам забирали и время на свою семью, и деньги. Поэтому были некоторые разногласия, недопонимание. Но Саша в глубине души чувствовал правоту Веры, поэтому не доводил эти разногласия до драмы, обычно всё заканчивалось примирением. В итоге в семье решал дело здравый смысл, не что кому нравится, а то, что выгодно для семьи. Поездки к отцу Веры Фёдору Петровичу часто заканчивались для Саши головной болью, он не мог отказаться от «угощения», и напивался чрезмерно. Но зато тесть его уважал, давал деньги дочери, и однажды на эти деньги купили мотоцикл «Днепр-МТ10» с коляской. Это очень помогло семье – ездили на море вчетвером, в горы, к родичам, в кино, на рынок. Дочерей садили в коляску, сами сверху – и поехали. Много мест в Крыму объездили, от Южного берега до Евпатории. Саша решил совсем бросить выпивать, это ему удавалось в течение более пяти лет. Саша перешёл работать в совхоз рабочим-строителем, поднялась зарплата, дочери пошли в школу, времени на семью стало больше.

Наташа, крестница Саши, Лена, Юля, Дима. 1 мая 1983 год.

 

Но вот подрос Виталий, стал неуправляем, в доме стали пропадать мелкие вещи. Едой, что готовили на всю семью, угощал своих друзей, вкусные деликатесы быстро уходили из холодильника. Саша коллекционировал вино, бывало на серванте стояло до 20 бутылок марочных вин, но теперь их уже нельзя было оставлять в доме. Однажды Виталий гонялся за Верой с ножом, что-то она ему сказала, а ему это не понравилось. Пару раз Саша подрался с ним. Ни его отец, ни милиция не помогали. Саша не вытерпел, и перешёл жить в дом к матери, на Молодёжную, всей семьёй. Там жили бабушка Оля, мама, Ира с сыном. И ещё Сашиных четверо пришло, восьмером в двухкомнатном доме, спали кто где мог. Прожили с месяц, Виталий попросил вернуться. Вернулись, пожили немного, а он за старое. У Веры были знакомые в Тюменской области в городе Ноябрьске, можно было туда уехать, подальше от Виталия. Собрались, сначала уехал Саша 20 мая 1985 года, устроился, а потом и Вера с младшей дочкой Юлей. Лена училась в школе, решили оставить её с Марией Яковлевной. Виталий вскоре женился на Светлане из Херсонской области, родилась у них дочь Алла. Правда, свадьба омрачилась неурядицей Виталия с отцом, после которой Фёдор Петрович отлёживался дома с неделю. Пётр женился на Ирине Навроцкой в 1979 году, жил вначале у тёщи, потом во времянке в районе Ялтинского кольца, 31 января 1980 года у них родился сын Евгений. Но какого-то влияния на Виталия не оказывал, скорее всего, оттого, что Виталий был уже неуправляемый. В итоге Виталия осуждают на 6 лет тюрьмы, его жена Света вначале приезжала к нему в Одессу, но потом всё же разводится, уезжает в Херсонскую область с дочкой. Дом на Тракторной, 17 остаётся пустым, довольно сильно пришедшим в запустение. Пётр к тому времени разводится с Ириной, переходит жить к Светлане Жанновне Дудинес в двухкомнатную квартиру, где живут ещё её мать, отец и брат. Оформляют законный брак, 15 июня 1989 года у них рождается сын Сергей, Вера Фёдоровна становится его крёстной матерью. Пётр на свои средства делает в доме на Тракторной ремонт, довольно основательный, но его жена Света не хочет оставаться жить в селе. Пётр пускает в дом друга, занимающегося собаководством, собак разводят прямо в доме. Саша и Вера больше в этот дом не придут, и никто ни из Ерохиных, ни из Филенко в нём жить не будут.

Для семьи Ерохиных настал новый отсчёт времени – северная эпопея. Саша устроился работать в строительно-ремонтную бригаду каменщиком, ему дали койку в общежитии. Выслал жене 300 рублей из первой зарплаты в 512 рублей. Ждёт её, а она не едет. Оказалось, что она эти деньги не получила, поэтому продажей помидор из своего огорода накопила денег и приехала к Саше с Юлей. В августе 1985 года Саша получил зарплату 1220 рублей, что пришлось очень кстати, Вера раздала долги, которые пришлось брать для поездки на Север. Но пока ещё жить негде, пришлось жить больше месяца у знакомых – земляков. Очень неудобно, и деваться некуда. Спали с Юлей на раскладном кресле в однокомнатной квартире вместе с супружеской парой Петром и Екатериной Лазутиными. Спасибо хозяевам, что терпели неудобства. Вера устраивается на то же предприятие, что и Саша, и ей разрешают жить в общежитии, в той же комнате, где Саша с двумя мужчинами. Север делает людей отзывчивыми, добрыми, в комнате царил семейный порядок, добрососедские отношения. Вера с Сашей спали на односпальной кровати в одном углу, двое ребят в своих углах, а Юля на раскладушке посередине комнаты. Комната 5 на 5 метров была хоть и мала для этого, но 8 месяцев жизни в ней были не такими уж и плохими, очень дружными. Вера часто летает в Крым, денег хватает, но Лену пока ещё не забирают – некуда.

Первый северный отпуск совсем не то, что в Крыму, две недели. Тридцать дней с неплохой суммой денег в 1150 рублей. Саша с Леной ещё в 1984 году при отпускных в 90 рублей ездили на 3 дня в Севастополь, затем по Южному берегу, на большее денег не хватило. А теперь хватало на многое. Саша свозил Лену в Москву, побывали в Кремле, поплавали на катере по Москве-реке, побывали в музеях, на ВДНХ, на Ленинских горах, в ГУМе, в ЦУМе. Москва также запомнилась Арбатом, рестораном «Прага», в котором не смогли съесть всё, что заказали, и жарой в 30 градусов. Много фотографий напечатали, впечатлений – на всю жизнь. А в Крыму в это время, в июне 1986 года, Марии Яковлевне делают операцию на животе, первую из пяти будущих. Хорошо, что Вера успевает приехать и отвезти её в больницу.

 Ирина, сестра Саши, осенью 1985 года уезжает тоже на Север, к отцу в Мурманск, пока одна. Леонид Семёнович пригласил её жить в Мурманск, потому что в Трудовом ей жить стало неудобно из-за неприятных встреч с бывшим мужем Сергеем Дубовым.  Её сын Дима оставался с Марией Яковлевной, с Ольгой Вакуловной и Леной в доме на Молодёжной, ходил в подготовительную группу в детсадик. Летом 1986 года Ирина забрала его в Мурманск, а его место в школе заняла Юля, которая пошла в первый класс. Ирина знакомится с Дамиром Хайдаровичем Гайнановым, казанским татарином, и выходит за него замуж. Он работал электриком, затем ходил в дальнее плавание, ловил рыбу, следил за дизелями, за электрической частью. Но Ирина не захотела брать его фамилию, и тогда Дамир взял фамилию Ерохиных, чтобы и дети были с одной фамилией, и вся семья. Со временем Дамир усыновляет Диму, потому что Сергей отказался платить алименты и совсем исчез неизвестно куда. Мария Яковлевна 29 мата 1986 года уходит на пенсию, теперь можно спокойно смотреть за детьми, потому что Ольга Вакуловна постоянно болеет, и не может дать им надлежащего присмотра. Лена с Юлей учатся в Трудовской средней школе, по выходным Мария Яковлевна возит их в Симферополь в детский парк, в кино, в Гагаринский парк, просто ходят по городу. Постоянно пишут родителям в Ноябрьск письма, скучают за ними. Саша получает две комнаты в общежитии «Тюменец», без удобств, без кухни, за городом. Живут с Верой в нём 2 года одни, но часто приезжают в Крым, проведывают мать, бабушку, детей. Летом 1987 года 16 июля умирает Ольга Вакуловна, Саша с Верой пытаются успеть на похороны, но из-за отпускного сезона и отсутствия билетов на самолёт не успевают. Летели через Киев, первый раз побывали в столице Украины, на Крещатике. В сентябре Саше дают отпуск, он ведёт в поход Лену и братьев Кохановских – Андрея и Сергея. Ангарский перевал, перевал Фуна, поляна МАН, Джурла. Там делают привал, ночуют возле горного озера в палатке. Утром встреча восхода солнца, завтрак из ухи, приготовленной Сергеем, и дальше – гора Босна, Северная Демерджи, водопад Джур-Джур, Тырке, Замана, кордон, Малиновая тропа, Перевальное. Пришли домой в 12 часов ночи, усталые, но довольные.

Вера снова уходит в торговлю, в магазин промтоваров «Берёзка». В мае 1988 года Саша едет в отпуск, 8 мая по настоянию Марии Яковлевны крестят Юлю в Свято-Троицком соборе, крёстной становится двоюродная сестра Веры Лидия Тимофеевна Муратова. В конце мая Саша везёт Лену и Юлю в Мурманск, в гости к отцу и сестре. Ира живёт с отцом и сыном в деревянном доме, работает. В то время была беременна вторым сыном. Обратно летят уже и с Димой, с остановкой в Ленинграде на один день. Кто мог знать, что когда-нибудь этот город станет для них родным. Саша уже здесь второй раз, поводил детей по самым красивым местам.

 Саше дают квартиру в деревянном доме, который наполовину сгорел, и его подремонтировали силами РСУ, в котором Саша работал. Летом  1988 года Саша с Верой привозят Лену и Юлю в этот дом, в двухкомнатную квартиру на первом этаже. 1 сентября идут в школу, Лена в 5-й, Юля в 3-й класс. Сашу на волне перестройки избирают начальником РСУ простым голосованием. Но с должностью не справляется, заваливает работу участка. Находиться между начальством и рабочими – как между двумя жерновами, сотрут, если не сможешь выстоять. Саша с его мягким характером не устоял, да и принципы работы на стройке его смущали – постоянные столкновения с рабочими из-за зарплаты, с начальством из-за выполненной работы, приписки, подгонки, вынужденный обман и прочие «мелочи» сильно давили на его совесть. Попросился назад, в каменщики. Быстро нашли опытного мастера-строителя, и Саша вздохнул с облегчением.

Саша продолжал заниматься йогой, хотелось достичь более весомых результатов, поэтому вступил в Ассоциацию Йоги СССР, переписывался с центром в Москве. Познакомился с Гнатюком Андреем, таким же разносторонне развитым молодым человеком. У того была немного другая специализация – интегральная йога. Он в совершенстве знал английский язык, одно время даже работал переводчиком в «Газпроме»,  прекрасно играл на гитаре, был отличником в школе. Разница в 10 лет не помешала им дружить и обмениваться совместными идеями. В стране шла полным ходом перестройка, новые веяния в политике, экономике, культуре, религии. Прошло празднование 1000-летие Крещения Руси, появился закон о свободе вероисповедания. Массово хлынули в страну и хорошие, и плохие идеи, проповедники различных сект. Открылись всевозможные курсы, кружки, объединения, все пытались затащить к себе непросвещённых граждан, открыть им истину, вовлечь в круг своих интересов. В домах культуры, сменяя один другого, выступали целители, экстрасенсы, знахари, парапсихологи, гипнотизёры, йоги, буддисты, и люди шли к ним, вступали в их сообщества. Свобода была полной, или, как говорил Горбачёв, плюрализм мнений.

                                Алушта. Детей часто возили на море.

В 1990 году Лена и Юля едут в пионерский лагерь, в Ялту, Саша и Вера отдыхают здесь же, рядом. У Саши был шагомер, проходили по 30000 шагов за день, отдых сочетался с прогулками, экскурсиями. Были в Севастополе, в Балаклаве, летали в Ленинград за 133 рубля с человека. В Ленинграде в основном ходили пешком, 35000 шагов – немало, очень устали за 3 дня. В декабре Саша едет в Алушту на семинар по биоэнергетике, заодно он связан и с йогой. Много интересных, увлечённых людей, даже обладающих определёнными способностями, но были и те, кому не всё здесь нравилось. Саша впервые узнал не просто о различных мнениях, но и о непримиримости некоторых мнений относительно друг друга. Чему-то его научили, но в дальнейшем он так и не использовал это на практике. Также он узнал и об опасностях, подстерегающих занимающихся йогой и биоэнергетикой. Он и раньше знал о них, но сейчас, с опытными наставниками, это воспринималось как серьёзнейшее предупреждение.

В октябре 1991 года Саша посещает очередные курсы, и с удивлением узнаёт, что это обычные занятия для православных верующих людей. Более того, углубившись в изучение, он приходит к выводу, что все те поиски истины, что он вёл на протяжении последних лет двадцати, вывели его к Самой Истине – Иисусу Христу. В процессе поисков он никак не мог остановиться на чём-то определённом, полностью согласиться с изучаемой доктриной ему было не по душе, не по сердцу, не по уму. Даже занимаясь йогой, он всё искал то самое истинное учение, которое бы полностью его устраивало. И нашёл его в родном православии. Все его предки и родственники исповедовали именно православие, все крестились даже во времена гонений на христианство, на Церковь. Это было и традицией, и опорой во всех жизненных ситуациях, вера была в душе и в крови народа, к которому принадлежал род Ерохиных. Дети Саши и Веры были крещёные, Саша был крестником своих племянников – Димы и Олега, который родился в Мурманске 19 октября 1988 года. А первой его крестницей стала Наташа Карпова, дочь Вериной подруги Тамары, ещё в 1977 году. Наташа осталась без матери, её зарезал муж из ревности, воспитывала бабушка. Саша помнит, как во время крестин священник просил повторять за ним «Символ веры», а он был ещё тогда комсомольцем. И совесть тогда его спросила: ты это говоришь искренне, или лукавишь? Веришь в Бога или в идеалы коммунизма? Саша пошёл на компромисс и с совестью, и со своими взглядами, решил, что Бог есть, и церковные традиции всё равно соблюдать будет. Не он их придумал, не ему их и отменять. И видя серьёзный вид священника, его уверенность, спокойствие, благорасположение к пришедшим, пришёл к выводу, что тот обманывать и обманываться не может, слишком серьёзной была и жизнь, и смерть. Но во время перестройки Саша пытался вступить в партию, захотелось быть в авангарде передовых людей общества, признавал идентичными моральный кодекс строителя коммунизма и христианство. Саша помнил, как его бабушка Оля водила к причастию, как она молилась перед сном, какие у неё были большие и красивые иконы. Правда, отец попросил их убрать на чердак, потому что он коммунист, и к нему часто приходят гости. В роду Ерохиных более всех верующих была Анна Афанасьевна, которая не пошла на свадьбу из-за Великого поста. А в роду у Середы – Харитиния Григорьевна Панасенко, ходившая в Иерусалим, умершая на Пасху. У Любовь Мефодьевны тоже стояли иконы, тоже считала себя православной, но не до церкви было, работа, семья, дети забирали всё свободное время. Вера, Петя, Виталий были крещены, традиции соблюдались. На Пасху все пекли паски, куличи, красили яйца, ходили в храмы освящать их. На Крещение старались набрать святой воды, баночка всегда стояла у Ольги Вакуловны или на подоконнике, или в подвале. У Анны Афанасьевны всё это сохранялось в более строгом виде, и веточки вербы, и мак прямо в коробочках, и икон побольше. Была и большая цветная репродукция Успенского монастыря в Бахчисарае 1901 года издания. Церковь в Мазанке не закрывалась, православие в Мазанке поэтому было в почёте, верующих было много. Венчались многие, но это всё же было больше дань традиции, чем исповедание веры. Родители Саши и Веры тоже были венчаны, но это не помешало им развестись. К церкви обычно обращались во время праздников и скорби, когда кто-нибудь умирал. Повседневных обрядов и ритуалов не соблюдали. Фёдор Петрович уважал Благовещение, говорил, что в этот день даже птичка гнездо не вьёт. И на кладбищах стояло больше крестов, символов христианства, а не пятиконечных звёзд. Так что вера в народе была, поддерживалась постоянно, и осознанный возврат Саши к этой вере был, возможно, предопределён. Не зря же он так стремился к пониманию смысла жизни, к осознанию самого себя, к поиску того незыблемого и вечного, что называется Истиной.

Вера Фёдоровна была удивлена, но не противилась, ей это казалось очередным новым Сашиным увлечением, которых было довольно много. Саша стал вести активную церковную жизнь – ходил по воскресеньям в местную, ещё не достроенную церковь, молился и там, и дома, держал посты, как и все начинающие, всё воспринимал очень серьёзно. Конечно, это отразилось на семейных отношениях, и с женой, и с детьми. Вере не нравилось, что муж где-то пропадает вечерами, не бывает с семьёй на выходных, не ходит в гости с женой, уходит от супружеских обязанностей, отказывается есть мясо, устраивает на кухне своё меню. Дети тоже не всё поняли в поведении отца, то он говорил им одно о смысле жизни, теперь другое, начал призывать к покаянию, к соблюдению заповедей. В семье начались раздоры, и виной этому стал сам Саша.

То, что он вернулся в православие, Саша был рад, рад, что он пришёл к вере своих предков, что он не отказался от своих родственников, близких и дальних, и по расстоянию, и по вере. В этом он чувствовал поддержку всех тех, кто молился за него, за его семью, тех, кто понимал его заблуждения, но молча ждал его возвращения к своим истокам. И в этом тоже заключалась связь поколений, связь каждого члена рода Ерохиных, Филенко, Середы, Пичка между собой и в прошлом, и в будущем. Леонид Семёнович тоже был пронизан этим желанием – желанием связи всего рода воедино. Он проповедовал окружающим историю своего рода, уважительно относился ко всем умершим предкам, регулярно ходил на их могилы. И просил Сашу развить это дело, записать историю семьи Ерохиных. Но Саша видел, что писать только о хороших делах и не описывать плохих – это будет обман тех, кто будет читать это описание. Это будет прямая ложь и искажение истории. Противоречил отцу, понимая, что героизация предыдущих поколений будет во вред и читающим, и пишущим. Православное понимание жизни предполагает рассматривание её всесторонне, не осуждая никого, не оправдывая, не возвышая, а показывая человека во всём его многообразии, какой он есть без прикрас. Род Ерохиных ничуть не лучше других родов, у всех было практически всё одинаково, при тех же исторических событиях, при тех же человеческих страстях и грехах. Леонид Семёнович всё же видел в жизни предков больше героического, достойного для подражания. Но Саша решил – если и писать о предках, о родственниках, то только правду, или не писать ничего. А последующие поколения пусть сами решают, с кого им брать пример, а с кого нет, и какие качества предков годны для подражания, а какие нет. Этим и будет ценно описание рода, тем, что хотя и не всё, но основные вехи жизни всё же зафиксированы, и уже сами читающие будут думать о том, что же о них самих напишут их дети и внуки. Эта книга предполагает не просто чтение, а обдумывание своей жизни на основе жизни родственников. Если бы каждый из нас перед тем, как совершить плохой поступок, знал, что это будет записано, что это будет известно всем, и что по этому поступку будут говорить и судить о нём будущие поколения, то наверняка бы задумался - а стоит ли это делать.

Жизнь на Севере отличается от жизни в Крыму. Зима снежная, длится до 9 месяцев, морозы постоянные до 40-50 градусов, но в домах тепло. Зимой солнце встаёт в 10 утра, а заходит в 14-30, летом встаёт в 2-30, а заходит в 23 часа. Комары не дают покоя, но в лес за грибами и ягодами ходят все, и рыбакам раздолье, рыбы полно в реках и озёрах. Саша с детьми ходил на лыжах, ходил в спортзал, в плавательный бассейн, на различные концерты, дети посещали многочисленные кружки и секции. В городе и спорт, и культура хорошо развиты, много домов культуры, спортзалов, кинотеатров, музыкальных школ, детских и подростковых клубов, и все они работали в полную нагрузку. Много появилось друзей, знакомых, земляков, в гости ходили постоянно, и сами принимали не только по праздникам. Саша снова стал употреблять алкоголь, но старался не упиваться, понимал серьёзность алкогольной зависимости. В Крым летали и ездили довольно часто, в среднем по два раза в году. Летний отпуск длился 30 дней, затем 33 дня, потом 56 дней, денег хватало, времени отдохнуть тоже. Где только не побывали: в Москве, в Ленинграде (Петербурге), в Киеве, в Мурманске, Салехарде, Тобольске, Тюмени, Свердловске (Екатеринбурге), Челябинске, Сургуте, Владимире, Новороссийске, Анапе, не забывая и крымских мест - Севастополь, Керчь, Евпаторию, Судак, Феодосию, Новый Свет, Ялту, Алушту. И это постоянно, совмещая и отдых, и походы, и поездки. Но Вера ездила чаще других: три раза в Арабских Эмиратах, в Словакии, В Китае, в Якутии всю зиму в командировке, Новосибирске, Омске, Одессе, Кишинёве, Белоруссии, Кисловодске, Пятигорске. Часто ходили на свадьбы, город молодой, женятся чаще, чем разводятся. Зарплата вначале была 500-600, затем 700-800, а потом в связи с девальвацией все стали вдруг миллионерами. Получали 1500000-3000000 рублей до 1997 года, пока не уменьшились деньги в 1000 раз. Ноябрьск быстро развивался, строился, в 1985 году жителей было 55000, а в 2007 – 110000 человек. Деревянные дома постепенно исчезали, появлялись даже 9-этажки. Жить было и уютно, и удобно, и работа особо не обременяла, сил хватало. Приезжали из отпуска как в родной дом, даже с радостью.

 Саша обычно приезжал весной в отпуск, потому что надо было в это время сажать картошку, а Мария Яковлевна сама уже не справлялась. Часто приезжал с Юлей, ездили на ЮБК, просто погулять, и отдохнуть в пансионатах или у частников. Ходили по 40000 шагов в день по горам, по берегу моря, по паркам. Затем ехала Вера, одна или с Леной, а потом уже с внучкой Русланой. Приезжала в Трудовое Ирина с мужем и детьми, обычно летом. Тоже и отдыхали, и по дому работали, Мария Яковлевна одна оставалась только зимой.

В мае 1997 года Юля едет по путёвке на Кипр отдыхать вместе с детским хором «Ямал». С ними вместе отдыхает профессор-богослов диакон Андрей Кураев. В конце отдыха они едут в паломническую поездку в Иерусалим ко Гробу Господню, также посещают Египет, пирамиды. Юля – вторая после Харитинии Григорьевны Панасенко в нашем роду, посетившая эти святые места. Ей выдали грамоту, что она является пилигримом. В 2010 году эти же места посещает Дамир Ерохин, привозит много сувениров, свечей, фотографий, он – уже третий. Саше предлагают туда ехать вместе с группой верующих из Ноябрьска, но он подумал, и отказался. Лена ездила отдыхать в Египет, купалась в Красном море, посещала музей древностей в Каире, была на экскурсии в долине пирамид. Ещё она была в Индии, объехала почти всё побережье Индийского океана. Ирина была в Норвегии, много раз в Финляндии, по одному разу во Франции, в Италии, на Адриатике. А Дамир, плавая по всем океанам и морям на рыболовецком корабле, был практически везде. Много рассказывал, показывал фотографии, видеофильмы, часто привозил вещи, от велосипедов и радиоприёмников до сувениров и одежды.

Жизнь постепенно перешла в третье тысячелетие, в двадцать первый век. Лена заканчивает школу, идёт работать в управление «Газдобыча», меняет работу, уходит в торговлю, к Вере Фёдоровне в магазин. Юля тоже после школы идёт в магазин продавцом. Саша с Верой разводятся, но продолжают жить все вместе, так как этот развод хотя и официальный, но ради получения квартиры в каменном доме. Саше дают однокомнатную в центре города, Вере – двухкомнатную чуть подальше. Лена выходит замуж 27 апреля 1996 года за Сергея Александровича Минченко, сына Вериной подруги Риты. Меняют квартиру на лучшую, переходят туда жить. 5 июля 1997 года у них рождается дочь Руслана, но через год отношения у них в семье охладели. Сергей стал уезжать к друзьям на своей машине, меньше внимания уделять семье. Как ни старались и родственники, и знакомые воздействовать на Сергея, не получалось. Даже переходили жить к Вере и Саше, но всё продолжалось по-старому. Лена разводится, когда Сергей стал употреблять наркотики, бить Лену, уносить из дома вещи на продажу. Руслану водят в очень хороший детский сад «Мишутка», с православным уклоном. Идёт учиться во 2-ю школу, заодно её возят на занятия по танцам. Юля встречается с парнем Сашей, но со временем у них всё прекращается. Юля встречает другого парня, старше её на 12 лет, тоже зовут Сашей, боксёром, мастером спорта по тай-боксу. Живут вместе на квартире в Ноябрьске, затем он её увозит в Петербург, он сам там много лет жил, приехав из Дагестана. Пожив в Петербурге, возвращаются ненадолго, и снова уезжают, снимая там квартиру. Лена уезжает к сестре в Петербург 6.06.2006 года, устраивается на работу, устраивает Руслану в школу, заодно в танцевальный коллектив. Достаточно всяких трудностей и у Юли, и у Лены, всякое случалось, но терпят, выдерживают.

Вере исполняется 50 лет, её провожают на пенсию, награждают правительственной медалью «100 лет профсоюзам», дают звание «Ветеран труда», но она ещё работает в ОРСе газовиков. Саша уходит на пенсию в 55 лет, награждают грамотой министра топливной энергетики, тоже дают звание «Ветеран труда», дарят дорогие подарки. Он решает ехать в Крым, к матери, ей уже 76 лет, постоянно больная, требует ухода. В 2007 году уезжает к матери, живёт с ней в Трудовом, Вера остаётся в Ноябрьске, работает, ждёт результаты по программе переселения с Севра на Юг.

Леонид Семёнович, уехав на Север в Мурманск, работал в школах, детсадах, вёл кружки, занимался общественной работой. Увлекался спортом, бегал на лыжах, просто бегал, даже полумарафонские дистанции, делал по утрам физзарядку, проповедывал здоровый образ жизни, ходил в походы по Кольскому полуострову. Жил один, но вёл поиски супруги, такой подруги жизни, как и он сам. Находил, испытывал радость в общении с родственной душой, но со временем что-то менялось в их отношениях, они расставались. С Марией Яковлевной он развёлся, но продолжал каждое лето приезжать к ней в гости на день-два, а то и больше. В Крым приезжал и погостить у родственников, и работать воспитателем в детских лагерях. На одной женщине он уже собрался жениться, но та умерла, и он уже не делал попыток создания новой семьи. Леонид Семёнович изменил своё имя на первое, Леонтий, получил новый паспорт, отрастил усы, а со временем и бороду, создав себе новый имидж. Увлёкся пропагандированием русского полководца А.В.Суворова, и, считая себя потомком суворовского солдата, старался развить эту пропаганду буквально во всём. И образ жизни великого полководца, и его идеи, его высказывания, его победы – всё было для Леонтия Семёновича образцом для подражания, всё это он претворял в свою жизнь. Старался так преподнести Суворова, чтобы и другие прониклись этими идеями и образом его жизни. Зачастую эти его старания людьми не одобрялись, не поддерживались, в том числе и среди знакомых женщин. Леонтий Семёнович сокрушался, жалел об их непонимании, а с женщинами расставался. Иногда у него мелькала мысль вернуться в Крым, опять сойтись с бывшей женой, даже серьёзно её рассматривал, но каждый раз отбрасывал этот вариант как нереальный. Опять возвращаться в село, и жить там почти безвыездно, не вылезая из огорода и сарая, оставить все передвижения по стране, оставить свои увлечения, привычки, свободу – этого он просто не смог бы сделать, не смог бы так жить. Он объездил все памятные места, где проходила жизнь и подвиги Суворова, запечатлел их на фотографиях, в документальных записях. Объездил все города-герои, создавал свои планы по пропагандированию патриотическо-просветительской работы в школах. Делал на деревянных и фанерных дощечках лаковые миниатюры с изображением Суворова, мест его подвигов и его сподвижников. Причём достиг в этом некоторого совершенства, создал целую выставочную галерею. С этой выставкой Леонтий Семёнович ходит и ездит по школам, городам, сёлам, домам культуры, училищам, читает лекции о Суворове, его идеях, подвигах, о его времени. Конечно, это было патриотическое воспитание молодёжи, это было благое, полезное дело. Но вот напор, энергия, с какой он всё это делал, иногда людей отталкивало, делая их противниками дел пропагандиста. И в семье, и в школе, и в воинской части, в которой работал в последнее время, на него смотрели как на помешанного на своей идее. Он хотел устроить музей Суворова в Мазанке, затем в Трудовом, в Севастополе, во Владимире, в Лакинске, даже в доме Марии Яковлевны, и центральным экспонатом чтобы были его лаковые миниатюры. Но везде к его идее относились или настороженно, или резко отрицательно. Леонтий Семёнович раздражался непониманием окружающих, ведь это было в его глазах благородное и полезное дело. Иногда впадал в депрессию, разочаровывался своей идеей, но потом отбрасывал все сомнения и продолжал дело дальше. Из Мурманска временно переехал во Владимир, в воинской части создавал музей Суворова, заодно работая в нём смотрителем и лектором. Но возраст брал своё, здоровье постепенно подкашивалось, то ноги, то глаза, то сердце давали сбои. Образ жизни тоже не располагал к укреплению здоровья – утренняя физзарядка, бег и обтирание переходили вечером в обычный ужин с регулярными 100 граммами алкоголя, часто и больше 100 г. Такой рваный режим жизни не мог не сказаться на здоровье. Утром сердце нагружалось от физических упражнений, а вечером ещё сильнее принимало алкогольную нагрузку, вот и не выдерживало. Сделали операцию по шунтированию сердца, вставили в грудь электрокардиостимулятор, уже нельзя было ни бегать, ни пить, ни волноваться. Но Леонтий Семёнович не мог так резко оставить  используемый режим дня, продолжал и ходить, и волноваться, и выпивать, перейдя на пиво. Не забывал и женщин, только вот друзей у него стало намного меньше, настоящих, серьёзных друзей. Продолжал петь и играть на баяне, но слушателей поубавилось. Заболел простатитом, воспалением аденомы, но не лечился, всё некогда, и некому было подталкивать к лечению. Хотя он работал среди людей, по сути был одинок. Когда сильно заболел и слёг в комнате офицерского общежития во Владимире, к нему приехал сын. Вместе с завклубом, коллегой Леонтия Семёновича, Ларисой Касьяновной, повозили по больницам, подлечили, чтобы перевезти в Мурманск, в своё жильё, по месту прописки. Лариса Касьяновна оказалась удивительно заботливым, энергичным человеком, многое сделавшим для Леонтия Семёновича. После операции врач сказал – уже поздно лечить, через месяц – готовьтесь, рак простаты. Сын перевёз отца в Мурманск, там за ним присматривали Ирина с Дамиром, через 6 месяцев Леонтий Семёнович умер в больнице 2 сентября 2010 года. Потенциал здоровья, заложенный годами, позволил продержаться больше, чем предсказывали врачи. Прожил он чуть больше 79 лет, похоронили в Мурманске, через дорогу от двоюродной сестры Александры. Отец его, Семён Афанасьевич, похоронен под Перекопом, мать Ирина Ивановна – в Мазанке, брат Юрий – в Моздоке, две сестры – в Трудовом, все в разных местах.

Леонтий Семёнович сокрушался, что у Саши одни дочери, и поэтому с его стороны род Ерохиных прервётся. У дочери Ирины сыновья, но они от разных мужей, и со своими фамилиями. Одно время у него была мысль заиметь сына от какой-нибудь хорошей женщины, дать фамилию Ерохин, воспитать его, или, в крайнем случае, передать его Саше, чтобы продолжил воспитание, и продлил род. Но Ирина, выйдя второй раз замуж, оказалась продолжательницей рода, теперь у Ерохиных двое молодых парней, дело за ними. Дмитрий женился на Олесе, через некоторое время у них родились близнецы-девочки, Амелия и Виктория. Ждём дальнейших событий…

    

      

 

 

                                                               Часть 8

                               

Заключение

…Афанасий, Вакула, Кирилл, Семён, Яков, Леонтий, Мария, Александр, Ирина, Вера, Дамир, Елена, Юлия, Дмитрий, Олег, Руслана, Виктория, Амелия… 6 поколений, не много. Когда читаешь Библию, где перечислены главы еврейских родов, то удивляешься, насколько щепетильными были люди, записывая всех своих родственников, составляя целую систему памяти поколений. От самого начала, от первого человека идёт память. Что это им давало? Связь. И друг с другом, и с Богом, как основополагающей причиной всего сущего. Он, Господь, решил создать человека, Он ему дал власть, силу, возможности, свободу, Он берёг человека после грехопадения, Он вёл его по единственному пути соединения с Собой, Он соединился с человеком в образе Богочеловека Иисуса Христа. Человек, в итоге, был создан для соединения с Богом. Путь, пройденный человеком тернист, опасен, с блужданиями и остановками. Но всё же путь имел цель, и цель была достигнута, мы, люди, с Богом, нам остаётся самая малость – прожить свою жизнь в соответствии с Его предначертаниями, Его заповедями, и в конце жизни влиться в семью тех наших предков, которые сейчас с Ним в Царстве Небесном. Не все умершие находятся в этом Царстве, и причина одна – сами этого не захотели. Условия соединения человека с Богом записаны и в Писании, и в Предании, часто Конституция повторяет эти заповеди, и ей вторит наша совесть, поэтому все знают, что такое хорошо и что такое плохо, и вполне ответственны за свои действия, приводящие их не к Господу, а к Его противнику. Мы, люди, предназначены именно к деланию добра, и эта цепочка из добрых дел связывает нас друг с другом, поколение с поколением, род с родом. Не сотворили добра – цепочка разрывается, связь исчезает. Думаю, если бы весь род Ерохиных жил чисто и праведно, фамилия бы не исчезла. По нашим грехам не даётся нам эта связь с утверждением и сохранением фамилии. Конечно, нет абсолютно идеальных людей, у всех что-то искажено, у всех грехи, но на то Иисус Христос и пришёл, чтобы грехи наши смывались покаянием. Видимо, в нашем роду было мало покаяния, исправления, а было вольное понимание жизни и ответственности за неё. Погибли на войне Тихон, Семён, Яков, защищая отечество. Церковь признаёт таких людей как святых, как мучеников, пролитием своей крови исправившие и свои прегрешения, и членов своей фамилии. Но таких людей мало, требуются подвиги не только во время войны, но и праведная жизнь в мирное время. Нам нельзя кого-то из родственников выделять в хорошую сторону, а кого-то в плохую – Господь даст Своё суждение о каждом из нас, мы только должны помнить самое хорошее о человеке, и брать именно эти примеры из его жизни, которые и нам пойдут на пользу.

Жаль, что в этом описании говорится только о 6 поколениях, всего лишь маленький кусочек из жизни всего человечества. Но с уверенностью можно сказать, что и всё человечество было точно таким во все времена, как и описываемые здесь люди. Маленький фрагмент истории человека, звено одной цепи, а звенья все одинаковые. Но чувство родства присутствует при описании жизни родственников, хоть и кратеньком. Встретимся все вместе, поговорим, если будет что сказать друг другу в загробном мире. Но что нам это даст тогда, в будущем? Нам это надо сейчас, в настоящем, пока ещё не поздно научиться от них хотя бы по этим воспоминаниям. И тогда будем благодарны им и за их добрые дела, и за их ошибки, которые мы уже не должны повторять. Они, эти люди, не мёртвые, если сейчас через память поколений говорят с нами, они все живы. Человечество – живое существо, состоящее из клеточек, и каждая клеточка – «я».

Это моё мнение, моё видение истории, человека, рода. У кого-то может быть другое мнение, и оно имеет право на существование. Сколько людей – столько и мнений, но существует относительная истина, и существует абсолютная истина. Первая может и ошибаться, вторая же полная, вечная и неизменная. Но если кто-то пожелает высказать эту  абсолютную истину, я с благоговением прикоснусь к ней.

Я буду благодарен всем, кто что-то исправит или дополнит, или продлит эту запись нашего рода.

 

 

                          

 

 

  

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!