Общие    размышления  об  истории



 Когда прикоснулся через воспоминания родственников к истории рода, к подробностям семейных отношений, к живым личностям, составляющих этот род, то в душе и в сердце произошли некоторые перемены, произошла переориентация значения семьи, значение семьи в истории, значении каждого человека, каждого из нас во вселенских измерениях пространства и времени. По сути, я пережил жизнь каждого из вышеперечисленных моих дальних и близких родственников. Я ставил себя на место каждого из них, старался понять логику их поступков, и не мог никого из них осудить, и тем более не мог изменить всей той ниточки событий, которая зовётся историей. Люди, события, факты – всё стоит в строгой очерёдности, всё подчинено строгой последовательности, всё уже записано в Книгу, нет, не в ту, что я пытаюсь сочинить, а в ту, которая зовётся Книгой Жизни. Даже простое фиксирование слов и поступков человека принуждает к ответственности за точность и правильность их преподношения. На мне, воспроизводителе уже прошедшей человеческой жизни, ложится огромная тяжесть правильности этого преподношения. А вдруг я не так понял рассказчика, не так он сам понял ту давнюю ситуацию, или не выяснил внутренней причины описываемого поступка? Тогда получается неправда, неверное сочинительство, высказывание своего, явно неправильного мнения. Поэтому приходится давать голые, сухие факты, без каких-либо комментариев, без осуждения или одобрения. Получается какое-то неинтересное описание событий, и это так, потому что это не художественное произведение, не развлекательное чтение, а обыденная житейская проза со всеми её радостями, печалями, грехами, геройством и высокодуховным парением.

А нужно ли всё это, нужно ли так заботливо укладывать жизнь за жизнью, событие за событием, перелопачивание воспоминаний? Ведь в нашей памяти вполне достаточно воспоминаний о  трёх-четырёх поколениях, и большими мы практически не оперируем в наших общениях с родственниками. Зачем нам воспоминания о 5-7 поколениях, зачем нам наше генеалогическое древо? Что практически нам это даёт? Видимо, даёт и практически, и отвлечённо-несбыточно.  Кто-то что-то говорит об «иванах-не-помнящих-родства», о тех, кто стирает и в памяти, и  в истории свою родословную, но ведь это всё общие выражения. Всё же хочется понять, кто я, что я в истории, в мире, во вселенной. Причём не я как единица, а я как частица целого, огромного сообщества многих «я». Какой приходит ответ? А такой, что надо для этого шевелить извилинами, для этого они нам и даны. И отвечать на этот вопрос всё равно придётся каждому из нас, рано или поздно. К сожалению, над этим вопросом приходится думать уже в очень зрелом возрасте, пропуская прекрасное время остроты ума в юности. Мы теряем время. Оно ускользает, струится сквозь пальцы, а мы совершенно спокойно наблюдаем за этим, будто это нас не касается, к нам не относится. Но вдруг спохватываемся, зажимаем ладонь, но… Уже поздно, время ушло, и оно не возвращается. Так вот, такие экскурсы в историю, когда нам приоткрывается жизнь прошлых поколений, когда и у нас происходит устремление в нашу нынешнюю жизнь, когда соединяются родственные нити, и род, фамилия уже не что-то отвлечённое, а явное, незримо-ощутимое, выражающее наше единокровное присутствие в мире, дают нам силы и уверенность в нашем существовании, в нашей необходимости для всего человечества. Я, мы, мой род – живая частица всего рода человеческого, мы – единое целое.

Но всё равно чувство вины не покидает меня, что-то не то, не так делаю, не так описываю людей и события, получается  как в искажённом свете. Но и не описывать уже не могу, ум, совесть, сердце, душа стремится показать моих родственников, стремится осветить те далёкие события, прикоснуться к ним, моим предкам. Я благодарен им за то, что они были, за то, что благодаря им есть я, есть моя семья, и будет продолжение моего и ихнего рода.

Что касается конкретной фамилии, её продолжения в истории, думаю, от нас особо не зависит. Фамилия передаётся через мужчин, и не наша беда, если вдруг рождаются одни девочки, и фамилия уходит в историю. Но не в забвение, повторю: Книга Жизни пишется постоянно, все мы в ней записаны, не в зависимости от фамилии, от рода, а в зависимости от наших слов, дел и поступков. Вот мы в разговорах иногда пытаемся как-то характеризовать наших родственников одной фразой или двумя-тремя словами, и не боимся ошибиться, навешивая ярлык. А как же в этой Книге характеризуется человек, тоже двумя-тремя определениями или большой фразой? Или одним словом? Вот представим, что надо всех наших родственников охарактеризовать одним-единственным определением, каждому – по слову. Я даже представить себе не могу, что смогу взять на себя такую огромную ответственность. Кто-то станет честным, кто-то лжецом, кто-то прелюбодеем, кто-то завистником. Это как же страшно – жил-жил, и вдруг – гад паршивый, и это будет дано на всю оставшуюся жизнь, во все поколения, никем не смываемое пятно. Тогда одни станут хорошими со своими положительными определениями, а другие плохими со своими отрицательными определениями. Произойдёт разделение. Но в жизни не бывает, чтобы один человек имел только одни положительные качества, обычно достаточно хватает и хорошего, и плохого. Не мы решаем судьбу наших родственников, есть для этого Судья, всё в Его власти. Но в нашей власти смотреть на предложенное описание жизни кого-то из описываемых родственников и делать соответствующие выводы для себя, как мне жить дальше, чтобы обо мне не писали вот так, как о моём предке. Вот в чём практичность изложения жизни рода, фамилии. В ответственности за свою жизнь.

Большинство из тех, кто является героями этого сочинения, уже не с нами, а в мире ином, загробном. Но постепенно, один за одним, и мы к ним присоединяемся. И по логике вещей встреча нас с ними просто неизбежна. Можно сейчас нам представить эту встречу, но не забывать, что она будет происходить в таком месте и в таком мире, где всё о всех известно до мелочей, каждый перед другими как на ладони, где прошедшая жизнь каждого из нас со всеми делами, словами и мыслями будет полностью раскрытой тайной. Это здесь, на земле мы могли ловчить, обманывать, хитрить, делая всё с выгодой для себя, и при этом никто ничего об этом не знал. А там будем видны со всех сторон такими, какие мы есть на самом деле. И что же мы сможем сказать нашим родственникам, о чём вообще будем говорить? Осуждать их за какие-то прегрешения уже поздно, да и не имеем права, ведь сами точно в таком же находимся положении, и сами наделали грехов не меньше. Корить за то, что кто-то из них нас обидел? Но это ничего не изменит, надо было здесь нам исправляться, здесь решать свою загробную участь. Спрашивать подробности их жизни? Но это будет видно и так, и эти подробности будут очень для всех нас неутешительными. Горько будет сознавать, что вот встретились, соединились, а радости-то и не будет от этого. Хотя, конечно, кто попадёт в рай, место радости и блаженства, тому будет радостно встречать вновь прибывшего своего родственника. А если встреча будет происходить не в раю, а в аду? Да и по сути, мы все достойны именно ада, а там радости от встречи явно не будет. Это здесь мы радуемся встрече с родственниками, много общаемся, но если вдруг открыть друг другу все наши мысли – радости явно поубавится.

 Так как же мы соединяемся в родстве друг с другом? Только общей фамилией, общим генетическим кодом? Что-то маловато общего. Необходимо иметь нечто более весомое, более объединяющее. Думаю, что существует родовой дух, общее устремление от раннего предка к более позднему, общая направленность, вектор рода. И если этот вектор имеет правильное направление, в одной линии с предрасположением относительно идеального по отношению к этой фамилии, то она ещё будет жить, разрастаясь по земле. Но если члены фамилии начнут искажать своё предназначение, уходить от предначертанного родового пути, то и фамилия, и род может прекратиться. Трудно судить в таком ключе о всех Ерохиных, но, боюсь, что не зря фамилия вот так заканчивается. Грехов все мы наделали и продолжаем делать немало, но, скорее всего, не в них дело, а всё же в том векторе, который мы повернули не туда.

В православной церкви принято молиться друг за друга. Это заповедь, которую дал нам Господь, и, видимо, от неё многое зависит и в нашей нынешней жизни, и в будущей, загробной. Молиться – значит желать друг другу всяческих благ, главное из которых – вечная жизнь в Царстве Божьем на небесах, где будет вечное блаженство. Конечно, мы и здесь, на земле хотим жить счастливо, и тоже каждому, за кого молимся, этого желаем. Так вот, спросим друг у друга и ответим со всей честностью: желаем ли мы всем своим родственникам, за кого молимся, этого счастья, и земного временного, и вечного небесного? Боюсь, что нет, не желаем. Конечно, самым дорогим и близким желаем, в том числе и самому себе, по причине того, что мы это заслужили, мы этого достойны, или просто потому, что они и мы хорошие. Но наверняка есть и другие среди наших родственников, которым мы или не желаем такого же добра, или просто считаем их плохими, недостойными вечного счастья. То есть, мы становимся судьями, решающими, кого куда определить – или в рай, или в ад. Но не мы судьи, нам никто таких прав не давал, мы сами точно в таком положении, как и все, никто не достоин по-настоящему Царства небесного, только Господь по Своей милости может нас помиловать и дать нам возможность быть с Ним в Его обители. А нам нужно только каяться в своих грехах, просить и за себя, и за своих родных, и за весь род человеческий. Мы все связаны в одно единое целое, мы как тело, и если какой-нибудь кусочек от тела отрезать, то будет больно всему телу. Род человеческий и род фамильный – подобны, вот поэтому и надо и молиться, и желать всем счастья, всем, а не выборочно. И всё же на молитве мы выбираем из всех родственников тех, кто нам ближе и по телу, и по духу. Чтож, это наше право. Но при выборе мы всё же непроизвольно делаем предпочтение, как бы предвосхищаем Божий суд, или подсказываем Господу, кто из родственников хороший, а кто не очень, а кто явно плохой. Господь же просил любить даже врагов своих. Как мы будем желать врагам добра, если многих своих родственников не пускаем в рай, отказывая им в своей молитве?

Вот эта книга, я надеюсь, поможет показать нам и наш род фамильный, и в его лице род человеческий, и нас самих, какие мы есть. Что мы заслужили своей деятельностью, своей жизнью? Только честно признаемся самим себе, всмотримся в жизнь наших предков, сравним их со своей жизнью, и, я уверен в этом, скажем себе честно, что мы ничем не лучше их. Поэтому будем молиться за всех, не перебирая, кто достоин, а кто нет. И тогда эта цепочка фамильного рода будет связана воедино, мы и себе поможем, и тем, за кого молимся. Господи, прости наши согрешения, и очисти нас!

 

                                                           Продолжение рода

 

Так получилось, что род Ерохиных, основанный Афанасием Ивановичем, через три поколения начинает исчезать. Старший сын Тихон погиб неженатым, у Семёна было два сына, один – Леонтий – продолжил род, имел сына, но у того родились две дочери. У младшего сына – Юрия – не было своих детей. У Петра Афанасьевича было двое сыновей, но у них родилось по одной дочери. Всё, на этом род Ерохиных заканчивается. Четыре поколения проходит, и фамилия исчезает. Леонтий Семёнович очень больно воспринимал это, он даже хотел после развода с Марией Яковлевной ещё раз жениться, зачать ещё одного сына, и через него продлить род. Много раз он говорил сыну Александру, чтобы тот не останавливался, делал детей, пока сын не появится, но тот скептически относился к этим просьбам. Тем более, что у жены Александра - Веры - случилась внематочная беременность, от которой она чуть не умерла, и потом уже не беременела. Вот и всё, вроде бы конец роду, фамилии. Но тут происходит непредвиденное – дочь Леонтия Семёновича Ирина разводится, переезжает в Мурманск, и там выходит замуж. И при определении выбора фамилии категорически отказывается брать фамилию мужа. У неё уже был отрицательный опыт жизни с фамилией первого мужа – Дубовая. Зачастую те, кто читал или произносил её новую фамилию, ставили ударение на второй слог, а не на третий, как положено, и это её сильно огорчало, порой выводило из себя. Ну а новый муж Ирины оказался покладистым, спокойным, не предрасположенным к идеализации своей фамилии, и сам предложил изменить свою фамилию на её, то есть, Ерохин. Также он усыновляет сына Ирины от первого брака, Дмитрия, затем рождается у них ещё второй сын, Олег, и вот таким образом род Ерохиных продолжает жить. Недавно у Дмитрия и Олеси, его жены, родилась двойня – две дочери. Чтож, очередь за Олегом или за последующими детьми Дмитрия и Олеси. А своего сына Леонтий Семёнович называл как бы в шутку «последний из могикан», немало досадуя о его нерасторопности по отношению к продлению своего рода.

Но так ли это важно, чтобы человек носил именно ту фамилию, которую носил его отец, дед, прадед? Вон сколько однофамильцев по свету, а сколько людей со странными, даже вычурными фамилиями, и живут, ничуть не задумываясь о последствиях прерывания своего рода. Некоторые считают нормальным продление фамилии даже через женскую половину, но это очень известные, родовитые фамилии. Мы же, Ерохины, особой известностью не отличались, ни князьями, ни боярами не были, но память о своих предках стараемся беречь. Кстати, о самом слове – Ерохин, откуда оно? От простого определения качества причёски – взъерошенный, то есть, взлохмаченный, непричёсанный. Сразу видно, что эта фамилия из простого народа, крестьянского, потому что дворяне или бояре вряд ли ходили взлохмаченными, или без шапок, показывая свою ерошистость. Возможен и другой вариант: ерошистость может означать и свойство характера - неуступчивость, задиристость, даже горделивость, что тоже характеризует фамилию не с лучшей стороны. Возможно, первый наш предок, основатель фамилии, был взлохмаченным, задиристым человеком, и по этим основным определениям народная молва и приписала ему кличку по его качествам. А Леонтий Семёнович и его сын с большими лысинами, так что кончилась взъерошистость, кончилась ершистость, закачивается и фамилия, но род продолжается.

  

 

 

                                                                Часть 6

                


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!