Чем тяжелее грех, тем сильнее гнев 3 страница



а ты не оказала им милосердия…

И придет на тебя бедствие:

ты не узнаешь, откуда оно поднимется;

и нападет на тебя беда,

которой ты не в силах будешь отвратить. (Ис 47:6,11)

 

Основная идея Второ-Исайи отличается от прежних пророков и звучит так: теперь, когда Иудея понесла наказание и расплатилась за свои грехи, Бог смягчится и простит свой народ, возвратит его в обетованную землю и установит с ним новые отношения. В известном вступительном слове пророка так и говорится:

 

Утешайте, утешайте народ Мой,

говорит Бог ваш;

говорите к сердцу Иерусалима

и возвещайте ему,

что исполнилось время борьбы его,

что за неправды его сделано удовлетворение. (Ис 40:1–2)

 

Или вот как он говорит немного позже:

 

На малое время Я оставил тебя,

но с великою милостью восприму тебя.

В жару гнева Я сокрыл от тебя

лице Мое на время,

но вечною милостью помилую тебя,

говорит Искупитель твой, Господь. (Ис 54:7–8)

 

Точно так же, как много веков назад Бог провёл Израиль через пустыню в обетованную землю и спас его от египетского рабства, так он будет действовать и теперь, «уготовляя в пустыне путь для Бога нашего». Возвращение произойдёт чудесным образом: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся; кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня» (Ис 40:3–5). Это дивное возвращение через пустыню предстоит всем, кто возложит своё упование на Господа:

 

Он дает утомленному силу,

и изнемогшему дарует крепость.

Утомляются и юноши и ослабевают,

и молодые люди падают,

а надеющиеся на Господа обновятся в силе:

поднимут крылья, как орлы,

потекут — и не устанут,

пойдут — и не утомятся. (Ис 40:29–31)

 

Далее есть ещё несколько примечательных мест, где Бог говорит об Израиле как о своем избранном слуге, который был изгнан, но теперь будет возвращён, а враги его будут рассеяны:

 

А ты, Израиль, раб Мой,

Иаков, которого Я избрал,

семя Авраама, друга Моего —

ты, которого Я взял от концов земли

и призвал от краев ее,

и сказал тебе: «ты Мой раб,

Я избрал тебя и не отвергну тебя»,

не бойся, ибо Я с тобою;

не смущайся, ибо Я Бог твой;

Я укреплю тебя, и помогу тебе…

Вот, в стыде и посрамлении останутся

все, раздраженные против тебя;

будут как ничто

и погибнут препирающиеся с тобою. (Ис 41:8-11)

 

Для понимания Второ-Исайи важно сознавать, что именно народ Израиля, оказавшийся, как мы видим, в изгнании, называется «моим рабом» (41:8). Как говорит пророк: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (49:3). Это важно потому, что некоторые отрывки из Второ-Исайи были заимствованы ранними христианами и отнесены ни к кому иному, как к мессии — Иисусу, который, как считалось, пострадал за других, принеся искупление. И в самом деле, христианам, знакомым с Новым Заветом, трудно читать такие отрывки, как Ис 52:13 — 53:8, не думая об Иисусе:

 

Вот, раб Мой будет благоуспешен,

возвысится и вознесется,

и возвеличится…

Он был презрен и умален пред людьми,

муж скорбей и изведавший болезни,

и мы отвращали от Него лице свое;

Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи

и понес наши болезни;

мы думали, что Он был поражаем,

наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши

и мучим за беззакония наши;

наказание мира нашего было на Нем,

и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы,

совратились каждый на свою дорогу:

и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно

и не открывал уст Своих;

как овца, веден был Он на заклание,

и как агнец пред стригущим его безгласен,

так Он не отверзал уст Своих…

ибо Он отторгнут от земли живых;

за преступления народа Моего претерпел казнь.

 

Чтобы правильно понять столь значимый отрывок важно усвоить несколько вещей. О первой из них я упоминал в предыдущей главе: пророки Израиля не всматривались в далёкое будущее через магические хрустальные шары (до появления Иисуса пройдёт ещё полтысячи лет); они обращались со Словом Божьим к своим современникам. Более того, из отрывка никак не следует, что автор говорит о грядущем мессии. Прежде всего, слово мессия здесь ни разу не встречается (для интереса можете прочесть всю книгу). А потом о страданиях этого «раба» говорится в прошедшем времени, а не в будущем. После этих пояснений легко понять, почему до христианства ни один еврейский толковник не считал, что данный отрывок указывает на то, каким мессия будет или что он будет делать. Древний иудаизм (до христианства) никогда не предполагал, что мессия будет страдать за других, поэтому подавляющее большинство евреев отвергло идею о том, что Иисус может быть мессией. Мессия должен был стать фигурой величия и власти — например, кем-то вроде могущественного царя Давида, который будет править Божьим народом. А кем был Иисус Христос? Распятым преступником, прямой противоположностью тому, каким должен был быть мессия. Наконец, важно помнить о ключевом моменте: автор Второ-Исайи прямо говорит нам, кто этот «раб», который пострадал — это сам Израиль, тот самый Израиль, что был отправлен в изгнание (41:8; 49:3).[37]

Христиане потом, конечно, стали думать, что в отрывке подразумевался их мессия, Иисус. Об этом я ещё скажу несколько слов, но сейчас нас интересует, что подразумевал Второ-Исайя в своём историческом контексте. Если этот отрывок относится к «моему рабу, Израилю», что всё это значит?

Как и другие пророки, Второ-Исайя полагал, что за грех положено наказание. Израиль, раб Божий, изгнанный в Вавилон, сильно пострадал от рук своих угнетателей. Эти страдания послужили искуплением. Изгнание Израиля искупило грех подобно тому, как служит искуплением за грех животное, принесенное в жертву в храме. Оно страдает за чужие грехи. Второ-Исайя использует метафору, идентифицируя Израиль в качестве личности, «раба Господня», и показывает, что изгнанные люди пострадали за других. Через них весь народ может быть прощён, восстановлен в правильных отношениях с Богом и возвращен в обетованную землю.[38] Другими словами, логика этого отрывка коренится в классическом понимании страдания: грех требует наказания, а страдание наступает из-за непослушания.

 

Христианское понимание искупления  

 

Хотя изначально Второ-Исайя обращался к изгнанному Израилю с целью объяснить ему, что понесённого народом наказания достаточно для примирения с Богом, христиане впоследствии рассматривали его слова о страдающем рабе в мессианском смысле, как указание на распятого Иисуса. Важно помнить, что, когда христиане сначала передавали истории о распятии Иисуса устно, а потом авторы Евангелий описывали то, что произошло при распятии письменно, они сопровождали свои повествования отрывками, подобными виденными нами здесь, в Ис 53 (и Пс 22, например). Описание страдальца в этих отрывках придавало христианским рассказам о страстях Иисуса должную глубину. Соответственно, страдающий раб, первоначально считавшийся Израилем, «как агнец» молчал во время своих страданий (Ис 53:7), и Иисус был показан молчащим во время своего испытания. Страдающий раб «к злодеям причтен был» (53:12), и Иисус был распят между двумя злодеями. Раб был «презрен и умален пред людьми» (53:3), и Иисус был отвергнут своим народом и поруган римскими солдатами. Раб «изъязвлен был за грехи наши» (53:5), и смерть Иисуса, как полагали, принесла искупление. Раб был «погребен у богатого» (53:9), и считалось, что Иисус также был похоронен состоятельным человеком, Иосифом Аримафейским. Раб, как полагали, был оправдан после его страданий, чтобы «воля Господня благоуспешно исполнялась рукою его» (53:10), и об Иисусе сказано, что он был воскрешен из мертвых. Вовсе не случайно повествования о распятии в Новом Завете созвучны с Ис 53 — новозаветные авторы при написании своих текстов размышляли о страдающем рабе у Исайи.

Наше исследование подводит нас к одному важному выводу: классический взгляд на отношение греха и страдания есть не только на страницах Ветхого Завета. Он занимает центральное место и в богословии Нового Завета. Почему Иисус должен пострадать и умереть? Потому что Бог должен наказать грех. Второ-Исайя предложил ранним христианам схему для понимания страшных страданий и смерти Иисуса: это было страдание, понесённое ради других. Именно через смерть Иисуса люди смогли примириться с Богом. Иисус был жертвой за грех.

Я уже упоминал, что это мнение выражено в Новозаветном Послании к Евреям, где предпринята попытка показать, что религия, основанная на Иисусе, намного превосходит религию иудаизма во всех отношениях. Для автора послания Иисус превосходит Моисея, который дал закон иудеям (Евр 3); он превосходит Иисуса Навина, который завоевал землю обетованную (Евр 3); он превосходит священников, которые приносят жертвы в храме (Евр 4–5); и, самое главное, он превосходит сами жертвы (Евр. 9-10). Смерть Иисуса рассматривается как совершенная жертва, которая лишила смысла все другие (еврейские) жертвоприношения тем, что она наделила совершенной святостью (или «освятила») тех, кто принял ее: по воле Божьей «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10:10); ибо Христос принес «одну жертву за грехи» (10:12). Здесь подразумевается та идея, что страдание одного замещает страдания других; опосредованно совершается искупление тех, кто заслужил гнев Божий.

Апостол Павел, писавший несколькими десятилетиями раньше анонимного автора Послания к Евреям (которого христианские читатели потом ошибочно приняли за Павла), имел примерно ту же точку зрения. В своем Первом послании к Коринфянам Павел говорит: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор 15:3). Несколько более экспансивен Павел в своем Послании к Римлянам, где он указывает, что «гнев Божий» (Рим 1:18) сойдёт на всех людей, потому что все согрешили, но сам Христос принес искупление, пролив свою кровь для других:

Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру (Рим 3:23–25).

Павел предлагает относительно простую формулу того, как Бог дает вечное спасение своему народу: грех ведет к наказанию; Христос принимает наказание на себя; соответственно, смерть Христа оказывается способной искупить чужие грехи.

В целом данный взгляд на искупление происходит из классического понимания страдания: грех требует страдания в качестве наказания. Иначе Бог мог бы просто прощать людей, когда пожелает, и не было бы причин для смерти Христа. Христианское учение об искуплении и спасении для вечной жизни коренится в профетическом представлении о том, что люди страдают, потому что Бог наказывает их за ослушание.

Нагляднее всего данный взгляд на искупление представлен в Евангелии от Марка, первом из написанных Евангелий. Мало что говорит в пользу вероятности чтения Послания апостола Павла анонимным автором Евангелия от Марка, хотя Павел писал его примерно двадцатью годами ранее. Но то, как Марк понимал значение смерти Иисуса, во многом соответствует паулинистскому пониманию искупления. У Марка Иисус сам говорит об этом своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Мы видим учение о том, что одна жизнь отдается за другую, словно бы взятое прямо из Второ-Исайи.

Далее у Марка Иисус истолковывает свою смерть как искупительную жертву за грех. Перед своим арестом он в последний раз ужинает с учениками. Это, по-видимому, Пасхальная трапеза, то есть ежегодная трапеза, совершаемая евреями в память о событиях исхода при Моисее много веков назад. Евреи и до сих пор ежегодно употребляют на Пасху специальные блюда, имеющие символический смысл, вспоминая своё избавление Богом. Они едят ягненка, поминая агнцев, убитых в ту ночь, когда ангел смерти шёл убивать первородных детей египтян и прошёл мимо домов израильтян; они едят горькие травы, поминая горечь египетского рабства; они едят пресный хлеб, поминая, что им пришлось бежать от фараона так быстро, что не было времени поставить закваску для обычного хлеба; они выпивают по несколько чаш вина.

Согласно Марку, во время этой трапезы Иисус наделил символические кушанья ещё большим смыслом. Он взял хлеб и, преломив его, сказал: «сие есть Тело Мое». Затем он взял чашу вина и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк 14:22–24). Иными словами, тело Иисуса, как и хлеб, должно было быть «преломлено», и его кровь должна была излиться. Это не было страданием, которое он сам заслужил в наказание за свой грех. Это совершалось ради других.

 

Ещё примеры классической точки зрения в Новом Завете  

 

Таким образом, христианское учение об искуплении основано на своего рода трансформации классического представления о причинах существующего в мире страдания. Согласно пророкам, страдания в этой жизни постигают тех, кто не повинуется Богу. Некоторые позднейшие иудеи и большинство позднейших христиан пришли к мысли, что страдания за грех последуют не в этой, а в загробной жизни. Причины такой перемены во взглядах мы рассмотрим в восьмой главе. Пока же достаточно заметить, что искупление, принесённое смертью Христа, было воспринято христианами как освобождение от пресловутых вечных мук загробной жизни. Христос принял наказание на себя.

Профетическое объяснение страданий можно найти и в других местах Нового Завета, даже в тех отрывках, которые не говорят об искуплении. Однако они тоже в значительной степени касаются загробной участи человека. Нигде учение о будущем наказании не изложено более наглядно, чем в рассказе Иисуса о суде над козлами и овцами в Мф 25. Некоторые ученые считают этот отрывок, который встречается только в Евангелии от Матфея, одной из притч Иисуса; другие считают, что это реальное предсказание того, что должно произойти в конце времён. В любом случае Иисус говорит о том, что случится, когда великий вселенский судия, которого он называет Сыном Человеческим, «приидет во славе Своей с ангелами Своими» (Мф 25:31). Все народы земли будут собраны пред ним, и он поделит их на две части, с «овцами» по правую руку и «козлами» по левую. Овцам могучий царь (Сын Человеческий) скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Почему же эти люди войдут в Божье благословенное царство? Господь говорит им: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34–35). Но благословенные сбиты с толку, потому что они не помнят, чтобы делали нечто подобное для великого царя. Он объясняет им: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Другими словами, праведные добрые поступки, совершенные для страдающих, получат вечную награду.

И неспособность поступать праведно по отношению к другим получит вечное наказание. После «овец» царь обращается к «козлам» и говорит им: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41–43). Эти люди также недоумевают: они тоже не помнят, чтобы видели нуждающегося Господа. Но он объясняет и им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Итак, указывает Иисус, те, кто не сумел вести себя праведно по отношению к нуждающимся, «пойдут в муку вечную» (Мф. 25:46).

Вечное наказание. Это страдания в экстремуме. Поджариваться на огне, который вечен, горение которого не прекратится никогда. Почему люди страдают от вечных мук? Потому что они грешили. Это профетический взгляд, преобразованный в учение о загробной жизни. Бог причиняет страдания, потому что люди не слушаются его.

 

Предварительный итог  

 

Итак, мы увидели, что классическое объяснение страданий свойственно большей части Библии. Мы видим его в пророках, в книге Притч, в исторических книгах Ветхого и в некоторых частях Нового Завета. Что касается Ветхого Завета, то это объяснение рассматривается с точки зрения современной авторам жизни: так сказать, здесь и сейчас. Те люди, группы или народы, которые повинуются Богу и исполняют его волю, процветают; те, кто этого не делают, страдают. Страдают они потому, что Бог наказывает их за грехи. Авторы Нового Завета часто изображают это наказание как вечное, без шанса на прощение. Для большинства писателей Ветхого Завета, особенно пророков, страдание является стимулом к покаянию. Если люди обратятся к Богу и начнут поступать правильно, он отменит наказание, облегчит боль и страдания, вернет людям здоровье и процветание. Хорошая жизнь настанет снова.

Правда, картину несколько портят досадные исторические реалии. Эти предсказания будущего успеха и счастья так и не сбылись. Многие люди в Древнем Израиле действительно обратились к Богу, отвергли поклонение идолам, старались выполнять божественные установления, соблюдали свою часть Завета. Но страдания не прекратились и утопическое царство так и не наступило.

Слово «утопия» интересно само по себе. Оно происходит от двух греческих слов, которые означают «хорошее место». Но если использовать другую этимологию, это также может означать «нет места». Создатели данного термина иронизировали: утопия — это такое идеальное место, которого, по сути, не существует. Утопическое царство, в котором больше нет печали, боли и страданий, не найти нигде. Это, безусловно, относится к древнему Израилю. Несмотря на возвращение к Богу, несмотря на благочестивых правителей, несмотря на попытки быть народом Божьим, Израиль продолжал испытывать голод, засуху, чуму, войны и разрушения. Как будто мало одного военного фронта: после того, как ассирийцы захватили страну, пришли вавилоняне. Вслед за ними пришли персы. Затем греки. Потом египтяне. Затем сирийцы. А потом римляне. Одна за другой великие империи мира сокрушали и поглощали крошечный Израиль, порождая непрерывную цепь политических неудач, военных поражений и социальных катастроф.

В немалой степени именно поэтому классическое профетическое объяснение проблемы страданий показалось бессодержательным и не удовлетворило многих более поздних авторов Древнего Израиля, принявших явно или неявно противоположные взгляды (Иов, Екклесиаст, Даниил и прочие). Кроме того, вопрос, заданный древними пророками, это вопрос миллионов религиозных людей на протяжении веков. Этот вопрос рождается из твердого убеждения, что Бог сам призвал Израиль и лично избавил его от ужасных условий египетского рабства. Но если Бог вмешивался в нашу жизнь прежде, чтобы помогать нам, почему он не помогает нам сейчас? Может ли быть, что он сам является причиной наших страданий? Может быть, мы его обидели? Как мы можем вернуть его благосклонность, чтобы наши страдания закончились? Пророки и другие библейские писатели, конечно, не вывели общего религиозного принципа в качестве истинного для любого времени и места. Они всегда говорили в определённое время и по отношению к определённому месту. Но читатели на протяжении многих лет порой сами выводили из их писаний универсальный принцип и приходили к убеждению, что причиной страдания является Божье наказание за грехи.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!