Чем тяжелее грех, тем сильнее гнев 2 страница



Ближе к концу книги, после того как Моисей передаёт заповеди и предписания, он чётко и ясно объясняет людям, что если они хотят преуспевать и процветать под водительством Божьим, им придётся исполнять Закон. Однако, если они станут его попирать, то будут обречены на ужасные и мучительные страдания. Двадцать восьмая глава Второзакония является ключом к пониманию всего богословия книги, ибо здесь благословения и проклятия изложены самым наглядным образом. Вот что Моисей говорит людям:

 

Если ты, … будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе…

Благословен ты в городе и благословен на поле.

Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего…

Благословенны житницы твои и кладовые твои.

Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. (Втор 28:1–6)

 

Далее Моисей сообщает, что если люди будут следовать закону, они победят всех своих врагов в битве, у них будет богатый урожай, они будут преуспевать и процветать. Напротив, если они станут его нарушать, им стоит ожидать прямо противоположного:

Проклят ты (будешь)… Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен… Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли… Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною… Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим… И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям… Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться… поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. (Втор 28:16–28)

Так вот оно в чем дело. Почему над Божьим народом разражаются катастрофы? Почему он страдает от эпидемий и болезней? Отчего случаются засухи и неурожаи, военные поражения, психические расстройства и все остальные беды, которые выпадают народу Божьему? Бог наказывает его за непослушание. Это всё то же характерное для пророков объяснение природы страдания, изложенное в историческом разделе Библии.

 

Другие исторические книги Библии  

 

Профетическое объяснение не ограничено книгой Второзакония; оно также доминирует в большей части других исторических повествований Ветхого Завета, большинство из которых испытали сильное влияние теологии Второзакония. Шесть больших книг, идущих за Второзаконием — Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств — рассматриваются учеными в русле девтерономической истории, поскольку давно известно (или, по крайней мере, считается), что эти книги написаны автором или авторами, которые разделяют основные взгляды, свойственные Второзаконию, и именно на основе этих взглядов излагают дальнейшую историю израильтян во времена после Моисея (примерно 1250 г. до н. э.)[31] Как уже говорилось, эти книги повествуют о завоевании земли обетованной (книга Иисуса Навина), об обособленной жизни колен Израилевых, пока им не был дан царь (книга Судей), о том, как цари Саул, Давид и Соломон стали править всем Израилем (1–3 книги Царств), а потом как после смерти Соломона царство разделилось надвое, и Северное царство оказалось разрушено ассирийцами в 722 году до н. э., а Южное царство вавилонянами в 586 г. до н. э. (3–4 книги Царств). Таким образом эти шесть библейских книг охватывают историю Израиля за семьсот лет. И над всем повествованием царит один взгляд. Это взгляд на грех и наказание: когда Израиль повинуется Богу, следует его воле и соблюдает его закон, он благоденствует и процветает; когда он не повинуется, он несёт наказание. В конце концов ему приходится уплатить высшую цену за неповиновение: его уничтожают чужеземные полчища.

Данный взгляд прослеживается в каждой из книг девтерономической истории. Вот книга Иисуса Навина рассказывает о том, как разношерстная армия израильтян смогла завоевать и завладеть землёй обетованной. С самого начала задаётся тон повествования. Бог велит Иисусу Навину войти в землю и захватить ее, причём даёт следующее обетование:

Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих… (Нав 1:5–8)

Так всё и происходит, как видно по самому первому сражению — знаменитой битве при Иерихоне. Как израильтянам удалось взять столь хорошо укрепленный город? Просто следуя Божьим указаниям. Иисусу Навину приказано, чтобы воины Израиля маршировали вокруг городских стен раз в день в течение шести дней. На седьмой день они должны промаршировать семь раз, а затем протрубить в трубы, и «стены падут». Они так и делают, и это срабатывает. Стены падают, воины входят в город и убивают там каждого мужчину, женщину, ребенка и животное (за исключением проститутки Раав и ее семьи). Громкая и полная победа (Нав 6).

Правда, у каждого, кто интересуется проблемой страданий, может возникнуть вопрос о жителях Иерихона. Для Бога Израиля это были чужаки, которые поклонялись чуждым богам, и поэтому годились только в расход. Но если задуматься обо всех невинных, которые были убиты: действительно ли таков Бог, который приказывает вырезать тех, кто не принадлежит его народу? Ведь людям Иерихона даже не было дано возможности всё обдумать или обратиться к нему. Все они, включая младенцев, были перерезаны в назначенной для них Богом кровавой бане.

На протяжении всей книги Иисуса Навина армии Израиля оказываются на высоте всякий раз, когда они подчиняются божественным указаниям. Когда же они отступают от этих указаний даже незначительным образом, Бог наказывает их поражением (например, в стычке на земле Гай в седьмой главе). Следует понимать, что я не обсуждаю, что там было на самом деле, когда группа изгнанников из Египта вошла и поселилась в Ханаанской земле. Историки давно спорят о реальной подоплеке описываемых событий — нет никаких археологических доказательств, например, подтверждающих полное уничтожение Иерихона в XIII веке до нашей эры[32]. Что меня интересует, так это оценка происходящего самим автором девтерономической истории. По его мнению, успех пришел к народу Израиля, когда тот повиновался Богу; неудачи происходили, когда он его не слушался. Неудачи, кстати, были довольно серьезными. Люди ужасно страдали, если они не делали того, что им велел Бог.

Та же мысль лежит в основе книги Судей Израилевых, в которой описывается, как двенадцать колен Израилевых жили в земле обетованной до того, как ими стал править царь. Этот двухсотлетний период изображается несколько хаотично, но над всем повествованием возвышается одна идея. Когда Израиль был верен Богу, он процветал; когда он отходил от Бога, например, поклоняясь богам жителей других земель (израильским войскам не удалось уничтожить всех), тогда Бог наказывал их. Эта всеобъемлющая точка зрения выражена в самом начале книги, в кратком изложении того, что обычно происходило, когда дети Израиля начинали поклоняться «Ваалам», то есть местным божествам Ханаанитов:

Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, … и раздражили Господа … И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими… И им было весьма тесно. (Суд 2:11–15)

Всякий раз, когда подобное происходило, а оно происходило постоянно всю книгу Судей, в той или иной части земли Бог воздвигал правителей, которых называли судьями, чтобы они исполняли его волю и восстанавливали свободу от иностранного гнета для своего народа. И там рассказывается о таких личностях, как Аод и пророчица Девора, как Гедеон и силач Самсон. История того времени кратко сформулирована в последней строке книги: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25). К сожалению, то, что им казалось справедливым, не казалось справедливым Богу, отчего книга полна примеров побед и превосходства иноземцев.

Последним судьей был Самуил, а 3-я и 4-я книги Царств посвящены переходу от раздробленной автономии колен Израиля к монархии. Самуил направлен Богом помазать царя, который будет править своим народом. Девтерономическая история дает противоречивые сведения о том, было ли благим делом требование Израиля себе царя, и соответствовало ли оно Божьей воле, или же Бог неохотно пошёл на уступку злой воле израильтян. Первым царем был Саул, который поочередно изображается то как хороший и благочестивый правитель, то как плохой и безбожный. Из-за недостатков Саула Бог избирает Самуила помазать другого царя, молодого Давида, который после ряда конфликтов с Саулом (1 Цар) и после смерти Саула в сражении становится богоизбранным царем над всем народом. Так начинается своего рода золотой век древнего Израиля, когда территории, которыми он правил, были обширными, и когда иностранные державы, такие как Египет и Ассирия, еще не имели намерений доминировать в регионе (2 Цар). Эпоха продолжалась в течение правления Соломона, описанного в 3-й книге Царств. Девтерономический рассказчик в очередной раз задает тон правлению Соломона, излагая обращённое к нему Слово Божье:

И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе … то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек … Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих … и пойдете и станете служить иным богам … то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему… (3 Цар 9:4–7)

Однако Соломон оказывается неверен Богу. Как и у многих могущественных правителей до и после него, падение произошло из-за женщин. Говорится, что у Соломона было более тысячи жен и наложниц (11:3). Само по себе это не было проблемой в период, когда полигамия широко практиковалась и не осуждалась законом Моисеевым (к удивлению многих нынешних читателей). Проблема заключалась в том, что «полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок» (11:1). А Бог приказал израильтянам жениться и вступать в половую связь только с израильтянками. И причина такого приказания становится очевидна в случае Соломона. Его жены-иностранки побуждают его поклоняться своим богам. Бог гневается и клянётся, что «отторгнет от него царство». И вот что происходит. Сын Соломона Ровоам занимает трон после его смерти, но колена в северной части земли решают отделиться и создать своё собственное государство во главе с альтернативным царём Иеровоамом.

В конце 3-й и 4-й книг Царств описывается царствование различных царей в Израиле (на севере) и в Иудее (на юге), до уничтожения обоих царств сверхдержавами Месопотамии. Успех каждого царя, по мнению историка-девтерономиста, зависел не от его политического опыта или дипломатического мастерства, а от его верности Богу. Те, что повинуются Богу — блаженны; те, что нет — прокляты. Наконец, ослушание становится столь вопиющим, что Бог решает уничтожить Северное царство. Автор 4-й книги Царств подробно рассказывает о том, что привело к разрушению столицы Самарии и всего Северного царства ассирийцами:

 

И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию…

Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской … и стали чтить богов иных … и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу Богу своему … и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего» … Но они не слушали и ожесточили выю свою, … и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, … и оставили все заповеди Господа Бога своего … И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина. (4 Цар 17:5-18)

 

 

Полтора столетия спустя нечестивые и безбожные цари Иудеи также были отвергнуты Богом, и этот народ тоже был уничтожен, на этот раз вавилонскими войсками, которые к тому времени успели покорить могущественную Ассирию. Опять же, для автора книги сокрушительное военное поражение и последующие ему огромные страдания не были результатом политических ошибок или слабости армии; Иудея была уничтожена Богом за неповиновение его заповедям:

Так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей … За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня …, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. (4 Цар 22:16–17)

 

 

Иудейская система жертвоприношений  

 

Мы убедились в господстве так называемого классического объяснения страданий. Мысль о том, что страдания наступают у народа Божьего за его непослушание, встречается не только у всех пророков — больших и малых — но и в учительных книгах (напр. в книге Притч), и в исторических книгах Священного Писания (Пятикнижие и девтерономическая история). На самом же деле эта мысль сидит ещё глубже, в самом сердце религии древнего Израиля.

Сегодня многие люди в нашем западном мире (особенно на американском юге, где я живу) думают о религии как о вере. Они полагают, что хотя религия, конечно, включает в себя ритуалы поклонения и влияет на образ жизни, но в глубине души религия — это вопрос того, во что человек верит касательно Бога, или Христа, или спасения, или Библии, и так далее. Однако в Древнем Израиле, как и почти во всех древних обществах, религия была не столько о том, как правильно верить, сколько о том, как правильно поклоняться Богу. И правильное поклонение заключалось в надлежащем выполнении священных ритуалов, определённых свыше (это было верно и для древних языческих религий). В частности, религия Израиля — это религия жертвоприношений.

В Торе Бог предписывает древним израильтянам приносить ему в жертву животных и продукты питания (см. Левит 1–7). Современные ученые находят законы жертвоприношения сложными и запутанными, и немало споров ведётся о том, по каким признакам различались жертвоприношения (жертва за «грех», жертва «повинности», жертва «всесожжения», жертва «возношения» и т. д. — все эти вопросы рассматриваются в Торе), как они совершались, и как они «работали» на самом деле[33]. Одна вещь, однако, вполне очевидна. Некоторые из жертвоприношений, которые должны были приноситься израильскими священниками в определённом святом месте (будь то древняя Скиния, или позже, после времён Соломона, иудейский Храм), приносились во искупление греха. То есть, на те случаи, когда люди коллективно или поодиночке нарушали Божий закон и тем самым лишали себя Божьего благоволения, Бог предусмотрел для них способ возмещения ущерба — принесение жертвы. Основная идея этой формы жертвоприношения заключается в том, что нарушителю божественной воли положено наказание (т. е. ему придётся пострадать), а когда приносится соответствующая жертва, то наказание отменяется.

Это явно тот случай, что в Левите называется «всесожжением» («и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» Лев 1:4; ср. Иов 1:5), жертвой «за грех» («так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему» Лев 4:35), и жертвой «повинности» («священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему» Лев 5:16).

Поскольку грех влечёт за собой такое страшное наказание, как проявление Божьего гнева, то этот гнев необходимо предотвратить. Предотвратить его можно правильной жертвой животного. Как я уже сказал, не совсем понятно, как на самом деле «работает» жертва. Заменяет ли животное человека, которого теперь не нужно убивать, поскольку было убито животное? (См. Быт 22:1-14.) Или работает какая-то другая, более сложная логика?[34] Как бы ни работал этот механизм, израильский храмовый культ видел в жертвоприношении способ восстановления утраченной связи с Богом, разрушенной непослушанием. Таким образом, классическое объяснение страданий — ослушание ведёт к наказанию — лежало в самой сердцевине древней израильской религии.

По ходу развития истории Израиля представление о том, что одно существо (животное) может быть жертвой за другого (человека), приобрело глубоко символичное значение. Как мы ещё увидим, оно должно было стать очень важным для ранних христиан, чье понимание смерти Иисуса иногда выражалось как «совершенной» жертвы за грехи (см. Евр 9-10 в Новом Завете). То есть важно понимать, что христиане не изобрели представление о том, что страдания одного могут привести к прощению другого. Эта идея коренится в самом Древнем Израиле, и это видно, в частности, в текстах одного пророка, действовавшего после разрушения Иерусалима 586 года до н. э. Поскольку писания этого пророка позднее были объединены (в один свиток) с писаниями Исайи Иерусалимского, жившего на полторы сотни лет раньше, он широко известен как Второ-Исайя.[35]

 

Заместительная жертва у Второ-Исайи  

 

Для реконструкции событий разрушения Южного царства вавилонянами историки использовали несколько источников Ветхого Завета (2 Цар 25; Иер. 52).[36] Оказавшись между двумя конкурентами — Египетским царством на юге и Вавилонским царством на северо-востоке, иудейский царь Седекия принял судьбоносное решение встать на сторону египтян. Тогда вавилонские армии царя Навуходоносора выступили против Иудеи и в течение восемнадцати месяцев осаждали Иерусалим, вынудив город голодать и претерпевать лишения. В конце концов стены были пробиты, сопротивление сломлено, а святой Храм (построенный Соломоном за четыреста лет до того) разрушен. Седекия пытался бежать, но был схвачен: Навуходоносор убил сыновей царя у него на глазах, затем самому ему выколол глаза и в оковах увел в Вавилон. Многие представители Иерусалимской элиты и аристократии тоже оказались в плену и были отправлены на чужбину (считалось, что они не смогут поднять восстание вдали от своей родины). В контексте именно этих событий и звучит воззвание Второ-Исайи.

Ещё более ста лет назад учёные осознали, что главы 40–55 книги Исайи не могли принадлежать автору первых тридцати девяти глав. Начальные главы относятся ко времени, когда Ассирия готовилась напасть на Иудею — то есть в VIII в. до н. э. С другой стороны, главы 40–55 написаны в то время, когда Южное царство уже было разрушено, а его народ отправлен в изгнание, то есть в середине VI в. до н. э. Возможно, потому, что обе эти книги имеют схожие пророческие темы, кто-то позднее объединил их в один свиток, добавив также главы 56–66 от еще более позднего пророка (Третье-Исайи), писавшего о следующем историческом периоде.

Второ-Исайя согласен со своими предшественниками пророками в отношении страданий, которые обрушились на народ Израиля в качестве наказания за его грехи против Бога. Воистину, Израиль теперь «от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (40:2). Однако данное правило, связующее грех и наказание, относится не только к побежденному Израилю, но и к победившему Вавилону, как Бог сам извещает его одержавший победу народ:

 

Я прогневался на народ Мой,

уничижил наследие Мое

и предал их в руки твои;


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!