Чем тяжелее грех, тем сильнее гнев 1 страница



 

 

Господство классической точки зрения на страдание  

 

Сколь бы ни был чудовищен Холокост, очевидно, что он не являлся единственным печальным итогом Второй Мировой войны. Война затрагивает целые народы и, конечно, тех людей, из которых они состоят — как мирных жителей, так и солдат. Получить статистические данные по основным международным конфликтам ХХ века довольно легко. Что касается жертв, то считается, например, что Первая Мировая война привела к гибели пятнадцати миллионов человек. Многие из этих смертей были тяжелы и мучительны; позиционная война — довольно скверная штука. Чисто статистически Вторая Мировая война была гораздо значительнее: что-то вроде пятидесяти-шестидесяти миллионов смертей в общей сложности. В то время это составляло два-три процента всего населения Земли. Конечно, сюда не входят тяжелораненые, кому оторвало конечности, или кого изранило осколками так, что они потом носили их в себе всю оставшуюся жизнь, и тому подобное. Всякий раз, когда упоминается приблизительное число погибших или пострадавших, следует помнить, что за каждой цифрой стоят конкретные люди: мужчины, женщины или дети, со своими интересами и желаниями, любовью и ненавистью, убеждениями и надеждами. Надежды более пятидесяти миллионов человек во Второй Мировой войне были жестоко разбиты. Но и уцелевшие испытывали тяжкие последствия войны всю свою жизнь.

Одна из особенностей личного страдания заключается в том, что оно не всегда заметно со стороны по прямым или косвенным признакам. Конечно, это не всегда так: солдаты, которым посчастливилось выжить — будь то Мировая война, Корея, Вьетнам или любой другой из десятков конфликтов прошлого века, — часто оставались несчастны всю оставшуюся жизнь; с покалеченным телом или тяжело травмированной психикой, они так никогда и не смогли приобщиться к нормальной жизни, что было очевидно всем вокруг. (Любому, кто склонен прославлять военные подвиги, следует близко познакомиться со стихами Уилфреда Оуэна или посмотреть фильм Далтона Трамбо «Джонни дали винтовку» (1971), один из самых сильных антивоенных фильмов за всю историю кино).

Однако другим удалось пережить войну, вернуться к мирной жизни и продолжить счастливое и процветающее существование настолько успешно, что по внешним признакам вы бы никогда не догадались о сильной боли и глубоких страданиях, через которые они прошли. Конечно, есть миллионы подобных случаев, но здесь я приведу только один, который знаю лучше всего — это опыт моего собственного отца во Второй Мировой войне.

К тому времени, когда я достиг сознательного возраста (скажем, лет в тринадцать: я был немного тормознутым), жизнь моего отца была, что называется, американской мечтой. На большом участке земли стоял хороший дом в колониальном стиле с четырьмя спальнями, имелись две машины и лодка; мы были членами загородного клуба и наслаждались активной общественной жизнью. Папа был очень успешным бизнесменом, он продавал гофрированную тару от производителя в Лоуренсе, штат Канзас. Он был счастлив в браке с женщиной, которую считал своим лучшим другом, и у них было трое детей, один из которых, я бы сказал, особенно отличался внешностью и интеллектом…

Где место страданию в такой жизни? Ну, случались, конечно, обычные огорчения, разочарования, обманутые надежды и всё такое. И, наконец, рак. Но задолго до всего этого мой отец испытал свою долю страданий сполна, особенно во время войны. В марте 1943 года в восемнадцатилетнем возрасте его призвали в армию. После курса обучения по различным воинским специальностям (сложная история сама по себе), он в конце концов был отправлен рядовым в составе 104-й пехотной дивизии «Лесные волки» сражаться в Германию. Эта война оставила на нём неизгладимую печать.

Свой первый день на боевой работе он начал как подносчик патронов, а к концу дня стал наводчиком пулемёта. Двое парней перед ним были убиты, и его квалификация позволила ему занять их место. В дальнейшем легче не стало. Но больше всего ему досталось в бою у реки Рур в Германии 23 февраля 1945 года. Это произошло после того, как немецкое наступление в Арденнах было отбито и союзники вошли на территорию Германии. 104-я под шквальным огнем двигалась к Рейну, но сначала ей предстояло форсировать небольшую речку Рур, которая с другого берега была хорошо защищена вооруженными до зубов немецкими войсками. Был составлен план переправы, было назначено время, но немцы разрушили весь замысел. Зная о готовящейся атаке, они взорвали земляную плотину выше по течению, и сошедшая лавина воды сделала немедленную переправу невозможной. Американцам пришлось ждать. Наконец, 22 февраля был получен приказ: начать операцию в час ночи.

Воспоминания моего отца о следующих двадцати четырех часах я собрал из разных источников: писем, которые он писал ещё тогда, и историй, которыми он неохотно делился позже. С дюжиной других ребят они гребли через реку на лодке, а с другой стороны по ним стреляла немецкая пехота: пули летели отовсюду. Парня перед моим отцом убило наповал. Те, кто добрался до берега противника, окапывался где мог, дожидаясь остальных. Из-за переполненной реки окоп моего отца быстро заполнился водой. С парой других бойцов ему пришлось там продержаться целый день, в конце зимы по колено в ледяной воде. Перекрёстный огонь не давал поднять головы.

В конце концов они решили, что дальше там оставаться нельзя: ноги заледенели и помощи ждать было неоткуда. Они двинулись к своим, отец полз первым. К несчастью, единственный путь лежал через минное поле. Двух его приятелей разорвало на куски позади него. Он сумел доползти до своих, но дальше двигаться уже не мог. Вызвали медика, и тот быстро определил серьёзность состояния его ног. Отца на носилках переправили в тыл и, в конце концов, эвакуировали в Солсбери, Англия.

Потом врачи говорили, что это чудо, что он вообще смог стоять на ногах, не то что ходить и бегать. Они подумывали об ампутации, но циркуляция крови, к счастью, вполне восстановилась и не пришлось ничего отрезать, хотя проблема с кровообращением осталась у отца на всю жизнь до последнего дня и ноги постоянно стыли.

Дело кончилось тем, что дядя моего отца отыскал и навестил его в армейском госпитале Солсбери. Дядя сначала не узнал родного племянника из-за цвета волос. Пережитое сделало отца совершенно седым. В то время ему было двадцать лет.

Я рассказываю эту историю не потому, что она необычна, а потому, что она совершенно обыденна. Пятидесяти миллионам других людей повезло меньше: они были просто убиты. Многие миллионы на всю оставшуюся жизнь остались калеками. Миллионы других пережили нечто похоже на то, что произошло с моим отцом. Каждый из них страдал ужасно. С одной стороны, опыт моего отца был его личным опытом, но в с другой стороны он не был редок. В то же время у его сверстников был и другой личный опыт.

Дома в Канзасе, где он вырос, было полно других двадцатилетних парней, которых в день того сражения могли беспокоить лишь перспектива двойки на экзамене по химии, отсутствие пары для студенческих танцулек или ссора с любимой девушкой. Я не хочу недооценивать мучительную боль неразделенной любви: большинство из нас испытало ее, и знает, как она может терзать человека изнутри. Но это трудно сравнивать с физическим мучением и абсолютным ужасом пребывания под вражеским огнем с соратниками, которых справа и слева от тебя действительно разрывает на части.

В то же время, в отличие от сидящих дома парней, неподалеку от линии фронта была и другая молодёжь, которую медленно и безжалостно пытали и убивали обезумевшие нацистские врачи, ставя на ней эксперименты с переохлаждением, эксперименты с зажигательными бомбами, экспериментальные ампутации и пересадки конечностей, и так далее. Страдания не только бессмысленны, но и случайны, непредсказуемы и неравномерно распределены.

Способны ли мы объяснить страдание на войне или где бы то ни было ещё?

 

Господство профетической точки зрения  

 

Как мы уже видели, у ветхозаветных пророков было готовое объяснение, почему люди должны были страдать от тяжких мук войны. Для них война стала Божьим судом за грехи народа; по меньшей мере, это касалось самого Израиля и окружавших его тогда народов. Следует подчеркнуть, что реальные страдания на войне в древности были не легче нашего времени. Биться врукопашную на ножах, мечах и копьях не менее страшно, чем сидеть в окопах под свистящими пулями, уничтожающими твоих товарищей. Пророки считали, что Бог время от времени попускает войну, чтобы преподать урок своему народу и обратить его к покаянию. Полагаю, что если в окопах и вправду не бывает атеистов, то на уровне индивидуального подхода данный метод работает.

Однако было бы ошибкой считать профетическую точку зрения взглядом лишь нескольких случайно выбранных ветхозаветных авторов. По сути это видение большинства создателей библейских текстов. В плане литературного жанра на противоположном конце спектра от пророков находятся авторы учительных книг. Когда пророки передавали «слово Божие» применительно к определённой кризисной ситуации, указывая, чего хочет Бог от своего народа в конкретном случае, авторы поучений давали мудрые советы, применимые в широком диапазоне ситуаций. Предметом интереса этих авторов были универсальные истины, способные дать человеку счастливую и процветающую жизнь. Те истины, что они сообщают, они познали не через особое откровение Божие, а через опыт многих человеческих поколений. В Ветхом Завете есть несколько «учительных книг», в том числе книги Иова и Екклесиаста, которые мы рассмотрим позже, но самый типичный представитель жанра — это Книга Притчей Соломоновых, — коллекция поучительных изречений. Если им следовать, то по мысли автора наступит счастливая благополучная жизнь.[30]

Едва ли не полностью состоящая из лаконичных афоризмов, которые необходимо осознать и переварить, Книга Притчей почти не имеет заметной структуры. Такую книгу можно читать с любого места, не беспокоясь о литературном контексте или сюжете, потому что по большей части их там нет. Поразительно, но при всём своём отличии от Пророков, Книга Притчей разделяют их точку зрения на то, что Бог воздаёт добром за праведную жизнь, а страдание есть следствие зла и ослушания. Это не столько потому, что Бог наказывает грешников, сколько потому, что мир был создан Богом определенным образом, так что правильная жизнь ведет к счастью, а нечестивое поведение приводит к страданиям. Эта мысль повторяется на всём протяжении книги. Вот смотрите:

 

Проклятие Господне на доме нечестивого,

а жилище благочестивых Он благословляет. (3:33)

 

 

Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,

стяжание же нечестивых исторгнет. (10:3)

 

 

Праведник спасается от беды,

а вместо него попадает в нее нечестивый. (11:8)

 

 

Праведность ведет к жизни,

а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (11:19)

 

 

Не приключится праведнику никакого зла,

нечестивые же будут преисполнены зол.(12:21)

 

 

Грешников преследует зло,

а праведникам воздается добром (13:22)

 

Это же классическое объяснение пророков, отчётливо явившее себя теперь в учительных книгах. Почему люди голодают, испытывают физическую боль и терпят личные невзгоды, подпадают под Божие проклятие, оказываются в беде и умирают? Потому что они нечестивы, они не повинуются Богу. А как избежать страданий? Как можно гарантировать благословение Божье, сытый желудок, благополучие в жизни и избавление от бед? Повинуясь Богу.

Ах, если бы это было правдой. Но действительность никогда не бывает такой складной. Достаточно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, как часто нечестивые процветают, а праведники страдают, порой самым ужасным образом. И всё же, очень интересно, что даже авторы исторических книг Ветхого Завета, от которых в первую очередь ожидаешь, что в свете истории они заметят всю проблематичность классического объяснения страданий, даже эти писатели по большей части убеждены, что страдание исходит от Бога как наказание за грех. Это можно увидеть в некоторых самых известных исторических эпизодах Библии — например, в сюжетах самой первой книги, Бытия, и еще отчетливее в длинном историческом повествовании от завоевания Израилем земли обетованной (Книга Иисуса Навина) до завоеваний Иудеи Вавилонянами (4-я книга Царств).

 

Иллюстрации из самого начала библейской истории  

 

В некотором смысле основные темы Пятикнижия обозначены в самом его начале в рассказе об Адаме и Еве. Пятикнижие посвящено отношению Бога ко всему человеческому роду, который он создал, и народу (Израиля), который он избрал особо: он сделал его своим народом и дал ему свои законы; израильтяне нарушили его законы, и за это были наказаны. Авторами Пятикнижия человечество оценивается в его отношении к Богу, то есть положение народа Израиля на земле определяется тем, как он сам относится к Богу, призвавшему его свыше. Те, что повинуются Богу, благословлены (Авраам); те, что ему не повинуются, прокляты (народ Содома и Гоморры). Страдание возникает не по прихоти истории, а по воле Божьей.

И всё повествование, состоящее из пяти книг, открывает известная история Адама и Евы. Адам сотворен первым и ему разрешено есть плоды любого дерева в райском саду, кроме «древа познания добра и зла» — если он вкусит с этого дерева, то «смертью умрет» (Быт 2:17). Затем из ребра Адама создана Ева, и они начинают совместную жизнь в Эдеме.

Но, говорится далее, змей в саду был «хитрее всех зверей». Он соблазнил Еву, сказав ей, что вкусив запретный плод (кстати, нигде не говорится, что это яблоко), люди не умрут, но станут «как боги». Женщина поддается искушению змея. (Кстати, змей не называется здесь сатаной, это более поздняя интерпретация. Людей искушает самая настоящая змея. С ногами.) Ева ест фрукты и дает их Адаму, который тоже ест. Это была ошибка.

Когда Бог появляется (прогуливаясь по саду в прохладе дня), то понимает, что они наделали, и наказывает всех троих: змею, Еву и Адама (3:14–19). Отныне змей по земле будет только ползать (то есть лишится ног). Что еще более важно, теперь в результате своего греха Ева будет испытывать мучительную боль при родах.

Как все говорят (насколько я слышал), роды — это самый болезненный опыт в человеческой жизни. Лично мне ещё говорили, что он сопоставим с прохождением камня в почках, но, честно говоря, поскольку я никогда не испытывал этого сомнительного удовольствия (и точно не испытаю второго), я могу только принять сравнение на веру. В любом случае, нам сейчас трудно представить безболезненные роды и, согласно этой истории, боль является Божьим наказанием за непослушание.

Адам, понятно, тоже проклят. Вместо того, чтобы просто собирать плоды с садовых деревьев, ему придется работать на земле в поте лица своего. Отныне жизнь будет тяжела, а выживание сомнительно. Это постоянное страдание стало расплатой за непослушание. Тон дальнейшему библейскому повествованию теперь задан.

Бытие может быть прочитано только в одном ключе — через установление связи между этим первым актом непослушания и последующими плачевными результатами: весь человеческий род, произошедший от непослушных родителей, наполнен грехом. Дело пошло так плохо, что Бог решает уничтожить мир и начать все сначала. Об этом рассказывает история Ноева ковчега и всемирного потопа: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5). Поэтому он решает их судьбу так: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (6:7), вместе со всеми животными, «ибо Я раскаялся, что создал их». Люди, по крайней мере, наказываются за своё нечестие, но неясно, чем заслужили смерть животные. Только Ной и его семья спасаются чудесным образом; все остальные утонули в священном потопе, который послал Бог.

У большинства из нас были знакомые, которые когда-то утонули, и мы со скорбью думаем об их последних мгновениях. Это не самый приятный вид смерти. Но утопить целый мир? С чего бы? С того, что Бог разгневался. Непослушание должно быть наказано, и потому Бог убил почти весь человеческий род. Предсказатели Армагеддона ожидают, что он поступит так снова, но уже при помощи не воды (Бог обещал больше так не делать, см. Быт 9:11), а войны. Понятно, что кто-то отказывается верить в Бога, решительно уничтожающего созданных им людей из-за их неодобрительного поведения.

Последняя история, она тоже из книги Бытия. Мир вновь заселяется, но все люди опять оказываются злы. Поэтому Бог выбирает одного человека, Авраама, чтобы наладить с ним особые отношения. У Авраама есть племянник по имени Лот, который живет в городе Содоме, населённом кроме него действительно неприятными людьми. Бог решает уничтожить это место; Авраам спорит с ним и заставляет его согласиться, что если там окажется хотя бы десять праведников, то город не будет уничтожен. В этом споре со своим избранником у Бога туз в рукаве — он прекрасно знает, что в городе нет десяти праведников: только Лот, его жена и две дочери. И поэтому Бог посылает в город двух своих ангелов-мстителей. Горожане демонстрируют свою безудержную развращенность и, сочтя этих гостей обычными людьми, приходят ночью к дому Лота, требуя выпустить к ним незнакомцев, чтобы они могли их изнасиловать. Лот, необычно для нас мотивированный древними представлениями о гостеприимстве, предлагает вместо этого двух своих дочерей-девственниц. К счастью, вмешались два ангела. На следующее утро семья бежит из города, и Бог уничтожает его огнем и серою. Однако жена Лота не подчиняется наставлениям ангелов; она оглядывается назад, чтобы увидеть разрушение, и превращается в соляной столп (19:24–26). На каждом витке истории непослушание влечёт наказание.

 

Иллюстрации из самого конца Пятикнижия  

 

Таким лейтмотивом пронизано всё повествование Пятикнижия, всех пяти книг. В последней книге, во Второзаконии, он в некоторых отношениях достигает своего апогея. Название книги буквально означает «второй закон», но на самом деле это не второй закон, а второе описание всё того же закона, данного Израилю через пророка Моисея. Последовательность повествования построена следующим образом. В книге Исход Бог спасает Израиль от египетского рабства и чудесным образом помогает скрыться от преследующих армий фараона в Красном (или тростниковом) море. Затем он приводит народ на гору Синай, где даёт ему свой закон (Исход и Левит). Людям следует двигаться на север и войти в обетованную землю. Однако, когда они подходят к границе своего путешествия и высылают вперёд разведчиков, те возвращаются и докладывают, что израильтяне не смогут завоевать землю, потому что её жители весьма свирепы (Числ 13,14). Поскольку израильтяне отказываются верить, что Бог поможет им осуществить свой замысел — захватить землю и истребить ее жителей, Бог наказывает людей Израиля, не позволяя ни одному из них войти в обетованную землю (за грехом следует наказание). Он говорит Моисею: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте… и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ 14:22–23).

И вот Бог повелевает народу Израилеву бродить по пустыне сорок лет, пока не вымрет всё поколение (за исключением одного сохранившего верность разведчика Халева и нового израильского полководца, Иисуса Навина, преемника Моисея). По прошествии сорока лет Бог приказывает Моисею передать народу, который не был на Синае в первый раз, тот закон, который он получил там сорок лет назад. Книга Второзакония рассказывает о новой передаче Закона Моисеем.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!