ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОЙ ПОЛИТИКИ



 

Все большее внимание ученых из разных областей гуманитарных наук (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, П.С. Гуревич, М.В. Заковоротная, А.В. Кузьмин, Н.М. Лебедева, О.В. Лукьянов, В.С. Малахов, Д.А. Орлов, Л.М. Путилова, Т.Г. Стефаненко, М.В. Шакурова, Л.Б. Шнейдер и др.) привлекает проблема социальной идентичности, ее отдельных компонентов и механизмов их формирования.

В центре внимания нашего исследования, выполняемого при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-36-01210а2 на тему: «Педагогическая поддержка построения профессиональной карьеры провинциальной молодежью», находятся такие компоненты социальной идентичности человека, как профессиональная идентичность и этническая идентичность.

Под социальной идентичностью понимается самоопределение как отнесение себя к определенной группе.

На наш взгляд, наиболее точное определение следующее: «Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознания личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности» [2; 21-22].

При этом этническая и профессиональная идентичности являются важнейшими аспектами социального бытия или жизненной политики человека.

Этническая идентичность – один из самых устойчивых видов идентичностей, поскольку связана с детством человека, с семьей и родственниками. Для большинства людей она первична. Именно к ней люди возвращаются в трудные периоды своей жизни, когда рушится привычный порядок вещей и наступает дезорганизация.

По мнению Т.Г. Стефаненко, этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Учёный отмечает, прежде всего, когнитивную составляющую идентичности, хотя и говорит о наличии эмоциональных переживаний [4].

Г.У. Солдатова рассматривает этническую идентичность в рамках потребностно-мотивационной сферы личности и отмечает, что удовлетворение потребности в этничности связано с удовлетворением потребности в позитивной этнической принадлежности, которая, в свою очередь, порождает статусные мотивы и мотивы в безопасности. При этом исследователь акцентирует внимание на аффективной составляющей данного феномена и отмечает, что этническая идентичность «содержит в себе слой бессознательного».

Л.М. Дробижева считает, что этническая принадлежность необходима человеку для самоутверждения и полной самореализации. При этом учёный выделяет в структуре этнической идентичности помимо когнитивной и эмоциональной составляющей, и поведенческую («построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [1; 269].

Важным обстоятельством является и то, что этническая идентичность может расти или ослабевать под влиянием обстоятельств, в ответ на внешние условия. Как правило, источником роста этнической идентичности являются последствия межэтнических отношений. Так, ответом на обострение межэтнических отношений, на притеснения, критику этнических ценностей является рост сепаратизма, явления этнорелигиозного экстремизма, вплоть до терроризма, которые, к сожалению, существуют и в нашей стране.

Определенные ценности и установки предлагает индивиду профессия, также формируя его социальную идентичность.

Согласно социологу В.А. Ядову и его коллегам, нет твердых критериев для выделения социальных единств людей, кроме профессионального.

Важно, что процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Это связано и с тем, что человек может по тем или иным обстоятельствам сменить сферу профессиональной деятельности, и с тем, что в ходе развития науки содержание профессии может претерпевать существенные изменения.

Профессиональная идентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития (Проселова В.М., 2001). Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих социальной идентичности человека.

Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе (Иванова Н.Л., Конева Е.В, 2003), а также о месте своей профессиональной группы в системе общественных отношений (Волкова О.А., 2005). Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему разбираться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации.

Профессиональная идентичность предполагает определенное групповое членство, причем факторы причисления человеком себя к той или иной профессиональной группе имеют меньшую значимость, нежели сам факт этого причисления. Важно, что, считая себя представителем данной профессиональной группы, человек осваивает ее нормы, ценности и традиции (Завалишина Н.Д., 1997), и они становятся регулятором его поведения в моменты актуализации профессиональной идентичности. Другим словами, важен не уровень опытности человека в профессии, а его собственное признание того, что он «педагог», «врач», «инженер» и т.д. [2; 36-37].

Итак, познание человеком собственной идентичности осуществляется в три этапа:

1. Социальная категоризация (стереотипизация) – упорядочивание социального окружения, группировка личностей согласно замыслу индивида. Человек учится классифицировать познаваемых людей путем отнесения их к разным категориям на основе сходства и различия в процессе социализации.

2. Социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид «помещает» себя (позиционирует) в ту или иную категорию.

3. Социальная идентичность – полное социальное отождествление индивида [3; 12-13].

По данной схеме индивиды объединяются в группы. Аналогичным образом происходит самоопределение и позиционирование себя в группе «своих». Основными психологическими механизмами, действующими во взаимоотношениях между членами социальных групп, а также между сообществами людей, выступают процессы дифференциации (сравнение, выделение схожих и отличных характеристик) и интеграции (примерка и освоение групповых характеристик, стиля жизни). Некоторые механизмы дифференциации и интеграции рассматриваются английским социологом Энтони Гидденсом [5].

Именно в этих рамках вырабатываются стратегии поведения, разворачивается «жизненная политика», как творческий процесс самоактуализации индивида.

Э. Гидденс определяет жизненную политику как «политику самоактуализации в рефлексивно упорядоченной среде», а круг ее интересов – как набор тем и задач, обусловленных глобальным взаимовлиянием крупномасштабных и локальных процессов, обоюдным воздействием глобализирующих тенденций и созидания «Я» как рефлексивного проекта. Жизненную политику можно рассматривать как преемницу политики эмансипации, задача которой всегда состояла в освобождении социальной жизни от оков традиций и обычаев.

Жизненная политика, в отличие от эмансипации, уже безразлична к условиям или предпосылкам свободы, ее интересует само содержание свободы как автономного, независимого выбора жизненного пути, стиля жизни. Ее задача – создание нравственно оправданных форм социальной жизни, которые будут способствовать самоактуализации «Я» в контексте глобальных взаимозависимостей.

Разработка жизненной политики, пишет в заключение Э. Гидденс, становится первостепенной задачей на закате высокого модерна, где свобода выбора жизненного стиля реализуется в контексте глобальной взаимозависимости индивидуальных и планетарных потребностей [3; 20].

Подводя итог вышесказанному, хотим отметить, что этническая и профессиональная идентичности являются теми доминантами, которые определяют стратегию поведения человека или, говоря другими словами, определяют его жизненную политику, в ходе которой происходит личностное развитие. В этой связи, проблема формирования этнической и профессиональной идентичностей молодежи, адекватных современной социокультурной и экономической ситуации в России и в мире, приобретает особенную актуальность, поскольку от ее решения «здесь и сейчас» будет зависеть то, каким будет наше «завтра».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробижева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / А.Р. Аклаев, Л.М. Дробижева, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. - М.: Мысль, 1996. – С. 296.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с.

3. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). - СПб: Роза мира, 2005. –  206 с.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М.: Академический проект, 1999. – 320 с.

5. Giddens А. Modernity and selfidenlity. Stanford, 1991. - Р. 187-201.

 

П.Ю.Боклашова,

ФГБОУ ВПО «БашГУ» Институт экономики, финансов и бизнеса, (г.Уфа)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!