АШТАВАКРА В ГОСТЯХ У «СТАРОЙ ПОДВИЖНИЦЫ» 11 страница



Области этих просветленных сияют в великолепии Небес. Яркие как звезды на небосводе, поддерживаемые многими колоннами, белыми, как диск луны, украшенные многими звонкими бубенцами и розовые, как недавно взошедшее солнце, те роскошные чертоги бывают недвижны или подвижны. Обители эти заполнены сотнями сотен вещей и животных, которые живут на земле, и столько же вещей и животных, живущих в воде. Некоторые из них наделены сиянием лазури, а иные одарены великолепием солнца. Одни сделаны из серебра, а иные - из золота. В тех чертогах много деревьев, чьи кроны усыпаны плодами, способными исполнять желания. Вокруг множество водоемов, дорог, залов и озер. Тысячи повозок, запряженных лошадями и прочим скотом, грохочут там своими колесами. Горы еды, множество прекрасных вещей, тканей и украшений находятся там повсюду. И так же многочисленны реки, бегущие молоком, и холмы риса и прочей пищи. Роскошные дворцы, похожие на белые облака, уставлены удобными ложами золотого блеска.

Все это дается тем, кто щедро дарит пищу в этом мире. Поэтому следует и тебе делать это. Поистине, достойные дары будут даны тем справедливым и возвышенным людям, которые дарят пищу. По этой причине всякий человек в этом мире должен приносить пищу в дар».

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

 

Глава 158

Юдхиштхира сказал:

"Первым делом ты всегда почитал, о царь, браминов, чьи обеты достойны. Но какое понимание благодати заставляет тебя поклоняться им? О великий своими обетами, ведь ты прозреваешь, что за процветание связано с поклонением браминам, и поклоняешься им! Расскажи мне обо всем этом, о могучерукий!»

Бхишма сказал:

Вот Кешава (Кришна), наделенный большим умом. Он расскажет тебе все. Возвышенный своими обетами и наделенный процветанием, он поведает тебе, какие блага воздаются за поклонение браминам. Моя сила, уши, речь, ум, глаза и чистое понимание мое - всё омрачено сегодня. И думаю я, что не за горами время, когда мне придется отбросить свое тело. Мнится мне, что солнце движется неизмеримо медленно (ссылка 368.1).

368:1 Пораженному человеку день кажется длинным.

Все высокие обязанности, о царь, что упоминаются в Пуранах для изучения и браминами, и кшатриями, и вайшьями, и шудрами, были рассказаны мной. Пускай ты, сын Притхи, узнаешь от Кришны ту малость, что еще осталась в этой теме. Я знаю правдивость Кришны. Я знаю, кем он является и какова его древняя мощь. О владыка Кауравов, Кешава является неизмеримой душой. Всякий раз, когда возникают сомнения, именно он укажет путь праведности (ссылка 368.2).

368:2 Смысл таков, что именно Кешава указывает направление в сторону праведности, поддерживает причину правды. Это не означает, однако, что когда вопросы морали разводят людей по разные стороны, Кешава рассеивает сомнения.

Это Кришна - тот, кто сотворил землю, и небо, и Рай. Истинно, земля возникла из тела Кришны. Обладая устрашающей мощью, он существует с начала времен. Это Кришна стал могучим Кабаном и спас унесенную под воду Землю.

Он создал все направления компаса, вместе со всеми горами. Под ним покоятся небосвод, четыре основные направления и четыре вспомогательных. Именно из него проистекло все творение.

Это им была создана древняя вселенная. Из его пупка появился лотос. И в этом Лотосе возник сам Брахма, полный неизмеримой энергией. То был Брахма, о сын Притхи, что занял собой темноту, которая существовала, превосходя любой океан в глубину и в ширину.

В эпоху Трета, о Партха, Кришна существовал на земле в виде праведности. В эпоху Трета он существовал в виде знания.

В эпоху Двапара он существовал в виде мощи.

В век Кали он приходит на землю в виде нечестия (неправды). Он тот, кто в былые дни убил дайтьев. Он тот самый Древний Бог. Он тот, кто управлял асурами в виде их верховного царя (Валина). Он является Творцом всех существ. Он также является и будущим для всех сотворенных созданий. Он также и хранитель этой вселенной, полной семенами разрушения.

Когда исток праведности затухает, Кришна принимает рождение в среде богов или же среди людей. Отстаивая праведность, Кришна, что чист душой, в таких случаях защищает как высший, так и низший миры.

Давая милость тем, кто заслужил быть помилованным, Кришна разыгрывает из себя убийцу-Асура, о Партха! Он тот, что заставляет действовать и правильно и неправильно, он тот, кто является причиной.

Это Кришна является действием сделанным и тем действием, что будет сделано, и тем действием, что происходит сейчас. Знай же, что он, прославленный, есть Раху (в индуизме голова демона, обеспечивающая лунные и солнечные затмения) и Сома и Шакра. Он есть Вишвакарма. Он тот, кто обладает вселенской формой. Он Разрушитель и он Творец вселенной. Он обладатель шулы (копья); Он - человеческой формы; и Он - ужасного вида.

Все существа поют ему хвалы, ибо он известен своими деяниями. Сотни гандхаров, апсар и божеств всегда сопровождать его. Каждый ракшас возносит ему хвалебные гимны. Он заклинатель богатства; Он - победоносное существо во Вселенной.

Жертвоприношениями красноречивые люди воспевают хвалу. Певцы саманов хвалят его, читая саман Ратхантару. Брамины славят Его ведическими мантрами. Именно ему служители во время жертвоприношения совершают свои возлияния.

Божества во главе с Индрой воспели ему хвалу, когда он поднял горы Говардхана для защиты коровьих стад Вриндавана от непрекращавшихся ливней, что были насланы гневом Индры. Он, о Бхарата, единое благословение для всех существ. Он, о Бхарата, войдя в старую пещеру Брахмы, узрел там истинное полотно мира - так было в начале времен (ссылка 369.1).

369:1 Слова относятся к существованию Брахмы, когда ничего иного не было.

Взбудоражив всех Данавов и Асуров, Кришна, несравненный в своих подвигах, спас землю (речь о добыче и распределении Амриты, когда Вишну принял образ девушки, сбив с толку асуров и данавов, иначе они стали бы бессмертными, и войны никогда не прекращались). Это ему люди подносят разнообразную замечательную еду. Это ему воины посвящают все свои колесницы во время войны. Он вечен, и под игом этого Прославленного находятся и небосвод, и земля, и рай, и всё сущее.

Именно он заставил жизненное семя богов Митры и Варуны попасть в сосуд, откуда возник Риши, известный как Васиштха. Это Кришна является богом ветра; он же являет себя в виде могущественных Ашвинов; это он первейший из богов, а именно - Солнце обладающее тысячами лучей.
Именно им были покорены Асуры. Он тот, кто покрыл три мира тремя своими шагами. Он - душа божеств, и людей, и Питри. Он - та жертва, что приносится людьми, сведущими в ритуалах жертвоприношений.

Он тот, кто каждый день поднимается на небосвод (в виде солнца) и делит Время на день и ночь, а так же год и на сверную и южную половины. Бесчисленные лучи света исходят из его тела - и вверх, и вниз, и вдоль; и озаряют землю. Брамины, сведущие в Ведах возлюбили Его.

Принимая часть его света, солнце светит на небосклоне. Месяц за месяцем приносящий жертвы назначает ему быть этой жертвой. Дваждырожденные, знакомые с Ведами, поют ему хвалу во время любых жертвоприношений.

Он тот, кто являет собой колесо года, имея три ступицы [центральная часть колеса, что насаживается на ось] и семь спиц, дабы вращать его. И таким образом он поддерживает тройной дворец времен года. Наделенный большой энергией, пронизывающий каждую вещь, первейший среди всех существ - все это Кришна, что в одиночку поддерживает все миры. Он - солнце, он рассеивает чары тьмы. Он Творец всего. И ты, о герой, стремись к Кришне!

Когда-то возвышенный и могущественный Кришна жил некоторое время в форме Агни в лесу Кхандава среди соломы и сухой травы. Вскоре он достиг удовлетворенности, ибо он вобрал в себя все целебные травы в этом лесу. Способный идти куда угодно по своему желанию, именно Кришна покорил ракшасов и урагов (змееподобные родственники нагов), взяв их как возлияние в пылающий огонь.

Это Кришна подарил Арджуне несколько прекрасных белых коней. Это он есть создатель всех коней. Этот мир (или: человеческая жизнь) представляет собой его колесницу. И он тот возничий, что приводит эту колесницу в движение. У неё три колеса - Саттва, Раджас и Тамас. И она может двигаться в трех направлениях - вверх, вниз или поперек (представляя таким образом высокое, низкое и промежуточное рождение, как результат поступков). В нее впряжено четыре лошади, а именно - Время, Предопределенность, Воля Богов и наша собственная Воля. Она имеет три ступицы (белую, черную и пеструю, что подразумевает хорошие поступки, злые поступки и действия, имеющие смешанный характер).

Именно в Кришне находят исток пять первоэлементов, включающих в себя небо. Это он создал Землю и Небо, и пространство между ними. Истинно Кришна, неизмеримый в своей пылающей энергии, создал леса и горы. Именно Кришна, желая покарать Шакру, что собирался метнуть него свою молнию, пересек реки и вмиг обездвижил его. Именно он - великий Индра, что любим браминами во время больших жертвоприношений с помощью тысячи старейших Рикш.

И только Кришна, о царь, оказался единственным, кто способен вынести Риши Дурвасу, великого энергией, в качестве гостя в своем доме. О нем говорят как об одном из древних Риши (в паре Нара-Нараяна). Он - Творец Вселенной. В самом деле, он создал все из собственной природы. Вдвойне превыше всех божеств тот, кто учит каждого из них. Он тщательно соблюдает все древние обряды. Знай, о царь, что именно Кришна, называемый Вишваксена ("Тот, чья армия постоянно увеличивается" - ипостась Вишну), является плодом всех деяний, несущих радость, всех деяний, что берут исток в Ведах, всех деяний, что происходят в мире.

Он - белые лучи света, что зримы во всех мирах. Он есть три мира. Он - три Правителя всех миров. Он три жертвенных огня. Он три вьярити (вступление к мантре); Действительно, сей сын Деваки заключает в себе сразу всех богов. Он год; Он времена года; Он срок в две недели; Он день и ночь; Он та мера времени, что называется и кала, и кшанта, и матра, и мухурна, и лава, и кшана.

Знай, что Вишваксена есть всё это. Луна и Солнце, Планеты, Созвездия, и звезды, все дни Парвы (Чхат Парва - религиозный праздник, посвященный Сурье. Празднуется 4 дня), включая дни полнолуния, связь созвездий и времен года, сын Притхи, проистекает из Кришны, который есть Вишваксена. Рудры, Адитьи, Васы, Ашвины, Садху (посвященные, аскеты), Вишвадевы, разнообразные Маруты, сам Праджапати, мать божеств Адити, и саптариши (Семь Мудрецов - звезды Большой Медведицы) - все произошли от Кришны.

Превратив себя в ветер, он расширяет вселенную. Во вселенской форме, он становится огнем, что сжигает все.

Превратив себя в воду, он увлажняет и погружает в себя любую вещь, а принимая форму Брахмана, он создает все виды одушевленных и неодушевленных существ. Он сам Веда, и он учит каждой Веде.

Он есть все таинства, но он же наблюдает за каждым обрядом, что осуществляются во благо Праведности и Вед, и той силы, которая правит миром. Твердо знай, Юдхиштхира, что Кешава есть вся движимая и недвижимая Вселенная. Он обладает обликом самого блистательного света.

Во вселенской своей форме, этот Кришна есть пылающее сияние. Первопричина души каждого из существующих существ, сначала он создал воды. Затем он создал Вселенную. Знай же, что Кришна есть Вишну. Знай, что Он - душа Вселенной. Знай же, что Он - все времена года; в нем заключены разнообразные и удивительные проявления Природы (Материи), которые мы видим.

Он тучи, откуда проливается дождь, и Он молния, что озаряет небо. Он слон Айравата. На самом деле, он все неподвижное и подвижное во Вселенной. Прибежище всей Вселенной и тонкая причина всех её свойств - это Кришна Васудева.

Когда он становится Дживой, его называют Санкаршана (вторая экспансия Вишну. Первая - собственно Васудева). Затем он превращается в Прадьюмну, и далее - в Анируддхи (третья и четвертая экспансии соответственно, все названы именами героев). Таким образом возвышенный Кришна, чтобы проявиться, представляет себя в форме четверых.

Желая создать эту вселенную, состоящую из пяти первичных элементов, он, приступив к своей работе, заставил все живое развиваться в пяти направлениях, а именно: божества, асуры, люди, звери и птицы. И именно он затем создал Землю и Ветер, Небо, Свет, а также Воду, о сын Притхи! Сотворив эту вселенную неподвижных и подвижных объектов, проявленную в четырех укладах бытия (то есть, живородящие, яйцекладущие, растения и нечистые по рождению), далее создал он Землю и ее пятью зачатками. И затем он создал небесную твердь, чтобы проливать обильные потоки вод на землю (ссылка 371.1).

371:1 Семя земли заключает в себе пять составляющих. И они формируют собой четыре типа существ и определяют типы действий, характерные для этих существ.

Без сомнения, о царь, это Кришна создал вселенную. Его происхождение в нем самом; он тот, кто дает вещам бытие силой собственной могущества. Он тот, кто создал богов, Асуров, человеческие существа, Мир, Ришей, Питри, и всех тварей. В жажде созидания, этот Владыка всех существ должным образом создал целую живую Вселенную.

Знай же, что добро и зло, подвижное и неподвижное, все проистекает из этого Единого, который есть Вишваксена. Всё, что существует, и всё, чему еще только будет дано существование, все есть Кешава.

Этот Кришна также и смерть, что настигает всех существ в их финале. Он вечен, и именно он поддерживает Праведность. Все, что существовало в прошлом, и все, то чего мы не можем знать, точно так же заключено в этом Вишваксене. Всё, что есть благородного и достойного во Вселенной, все существующее добро и зло, есть Кешава, который немыслим.

Следовательно, абсурдно думать, что кто-то превосходит Кешаву. Таков он. Более того, он является Нараяной, высочайшим среди высочайший, неизмеримым и неувядающим. Он вечная и неизменная причина всей движимой и недвижимой Вселенной в её начале, середине и конце, а также причина всех существ, рожденных по их собственному желанию.

 

Глава 159

Юдхиштхира сказал:

- Скажи же нам, о убийцу Мадху, какие блага влечет за собой поклонение браминам. Ты хорошо знаком с этой темой. А наш прародитель, воистину, знает Тебя.

Васудева сказал:

"Слушай меня, о царь, с пристальным вниманием, о главный среди народа Бхарата, и я перескажу тебе, каковы заслуги браминов в соответствии с истиной, о первейший из семейства Куру!

Однажды, когда я был в Двараке, о отрада Кауравов, мой сын Прадьюмна, разъяренный некоторыми браминами, пришел ко мне и молвил: «О, убийца Мадху, какими заслугами обладают столь почитаемые брамины? Откуда дана им эта власть, что наследуется ими и здесь и после? О раздающий почести, какие награды достигаются непрестанным поклонением браминам? Любезно объясни мне все с полной ясностью, ибо ум мой колеблется в сомнениях относительно этого».

Услышав эти речи, адресованные мне Прадьюмной, я ответил ему - послушай же, о царь, с чутким вниманием, что это были за слова:

"О дитя Рукмини, послушай меня, и я поведаю тебе, какого процветания может достичь человек, поклоняясь браминам. Когда кто-либо настраивает себя на приобретение известной совокупности трех благ (а именно, праведности, богатства и удовольствия), или на достижение Освобождения, или славы и благосостояния, или на целительство и лечение болезней, или на поклонение божествам и Питри, такому человеку следует позаботиться, чтобы удовлетворить Дваждырожденных.

Каждый из них как царь Сома, который разливает свет, что так приятен, по небесной тверди. Они - мера счастья и несчастья. O дитя Рукмини, будь оно в этом или в следующем мире, о сын - всё благое имеет свое происхождение в браминах. Я не сомневаюсь в этом! В поклонении браминам берут исток великие деяния, и слава, и сила. Обитатели каждого из миров и наместники вселенной - все они поклоняются браминам. Как же тогда, о сын, возможно нам игнорировать их, отдавшись идее, будто это мы владыки земли?

О могучерукий, не дозволяй гневу твоему избрать браминов в качестве своего объекта. В этом, как и в ином мире, Брамины считаются сутью. Они обладают непосредственным знанием обо всем во Вселенной. Воистину, они способны все обратить в пепел, если разгневаются. Они способны создавать другие миры и других наместников в этих мирах (отличных от тех, которые существуют). Почему же тогда людям, что обладают энергией и верными знаниями, не повести себя с послушанием и уважением к ним?

Раньше в моем доме, о сын, жил брамин Дурваса, чье лицо было зеленым и темно-желтым. Одевался он в лохмотья и имел при себе палку, изготовленную из дерева Бильва (сноска 373:1).

373:1 Aеgle marmеlos - Баиль или каменное яблоко. В шиваизме листьями бильвы, растущими по три на черешке и оттого напоминающими трезубец Шивы, осыпают Шивалингам на праздник зимнего новолуния.

Его борода была длинна, и сам он был чрезвычайно истощен. Статью он был выше, чем самый высокий человек на земле. Бродя по всем мирам - а именно, тем, что принадлежат человеческим существам, и тем, что уготованы для божеств и других высших существ - пел он следующий стих непрестанно, среди сборищ и на площадях: "Есть ли здесь кто-нибудь, кто позволит брамину Дурвасе остановиться в доме своем, исполняя акт гостеприимства для него? Он гневается на каждого, если находит хоть малейшее преступление! Услышав это о нраве моем, отыщется ли здесь тот, кто даст мне приют? Истинно, тот, кто согласится дать мне убежище как гостю, не должен содеять ничего такого, что разозлит меня!"

Когда я увидел, что никто не решается принять его в своем доме, я пригласил его и убедил обосноваться в моей обители. В некоторые дни он ел пищу, достаточную для тысячи мужей. В другие дни он ел очень мало. В некоторые дни он уходил из моего дома и не возвращался. Иногда он смеялся без явной причины, а иногда плакал без повода.

В те времена не было никого на земле, кто был бы равен ему по годам. Однажды, войдя в покои, предоставленные для него, он сжег все кровати и покрывала, и всех изысканно украшенных девиц, что были там, дабы служить ему. Сделав это, он вышел. Весьма довольный своими обетами, он сразу же встретился со мной и сказал: «О Кришна, я хочу без промедления поесть сладкой пшеничной каши на молоке, приправленной корицей!»

Заранее разгадав его мысли, я уже наказал моим слугам подготовить все виды еды и питья. В самом деле, многие отличные яства были уже приготовлены. И как только он попросил меня, я распорядился, чтобы принесли сладкую пшеничную кашу на молоке, приправленную корицей, и предложил подвижнику.

Съев немного, он быстро сказал мне: «Почему бы тебе, о Кришна, не съесть немного этой каши и не измазать ей все свои конечности!» Без стеснения я сделал, как было им указано. В самом деле, остатками этой сладкой каши я смазал свое тело и голову.

Аскет в это время увидел твою мать, сладколикую, что стояла рядом. Тут же рассмеявшись, он измазал и ее тело этой кашей. Затем подвижник приказал, что бы твою мать, чье тело было измазано пшеничной кашей, без промедления запрягли в колесницу. Направившись к этой колеснице, он вышел из моего дома. Наделенный большим умом, этот брамин пылал сиянием, словно огонь, и ударил в моем присутствии мою Рукмини, наделенную молодостью, будто она была животным, которому суждено тащить на себе колесницу, полную людей.

Видя это, я не чувствовал ни малейшего ростка горя или злобы, или желания нанести увечье этому Риши. Истинно, когда он запряг Рукмини в колесницу, он пожелал держать путь по главной дороге города. Видя это необычное зрелище, некоторые дашархи (Дашарха - древнее название Двараки. Дашархи - потомки Дашархи, ядавы). наполненные гневом, стали говорить между собой следующие вещи: «Кто на этой земле продолжит дышать после того, как Рукмини впрягли в колесницу? Воистину, пусть мир будет наполнен только браминами! Пусть никакие другие варны не родятся здесь. Яд опасной змеи чрезвычайно смертоносен. А брамин опаснее, чем яд. И нет врачевателя для человека, который был укушен и обожжен смертоносным змеем-брамином».


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!