АШТАВАКРА В ГОСТЯХ У «СТАРОЙ ПОДВИЖНИЦЫ» 6 страница



И Кшатриев, колесничных воинов, великолепных и неутомимо уничтожающих врагов, следует почитать (среди тех, кто населяет царство). Вот что поведал мне Нарада. Нет ничего, о царь, лучше почитания Брамина знатного происхождения, высоконравственного и добродетельного, досконально выполняющего все обряды - и поселения его в соответствующем дворце. Совершение этого повлечет за собой рост всеобщей благодати. Пожертвования, данные Браминам, достигают самых божеств, что принимают их. Брамины - отцы-покровители всего сущего. Нет никого выше Брамина. Адитьи, Чандрама (месяц), Ветер, Вода, Земля, Небо и Стороны света входят в тело Брамина и едят то же, что ест Брамин (сноска 158.1).

158:1 Имеется в виду, что все, предложенное Брамину в пищу, и все, что он съест, на самом деле будет съедено перечисленными божественными силами.

В том доме, где Брамину нечего есть, Питри (души предков) также отказываются вкушать подношение. Божества так же отказываются принимать пищу в доме негодяя, который ненавидит Браминов. Когда Брамины удовлетворены, удовлетворены и Питри. И нет никакого сомнения, что это так.

Те, кто дает священное масло Браминам, будут удовлетворены и в этом и в других мирах. Такие люди никогда не встретятся с разрушением. Воистину, достигнут они всяческих вершин. И все те жертвенные подношения, которыми человек радует Брамина, радуют затем и Питри и божеств.

Брамин - причина того жертвоприношения, откуда вышли все созданные вещи. Брамин хорошо знаком с тем, из чего эта вселенная возникла, и с тем, к чему она вернется, когда будет разрушена** (см. сноску после главы).

Истинно, Брамину ведом путь, который ведет на Небеса, а так же путь, что ведет в противоположном направлении. Брамин знаком с тем, что уже произошло, и с тем, что еще произойдет. Брамин - первейшие среди двуногих существ. Брамин, о глава народа Бхарата, полностью сведущ в обязанностях, предписанных его укладу (установленных для его варны).

Те люди, которые следуют заветам Браминов, непобедимы. И покидая этот мир, они не исчезнут без следа. Более того, каждый раз они будут побеждать. Те возвышенные люди - люди, что смирили свои души - кто принимает слова, падающие с губ Браминов, никогда не будут побеждены. Во всем будет их победа.

Сила и мощь Кшатриев, которыми они опаляют все вокруг, иссякают при встрече с Браминами. Племя Бхригу победило племя Таладжанга. Сын Ангираса победил Нипов (или "Непов" - обитателей горной страны, предположительно совр. Непала). Бхарадваджа победил потомков Витахавьи и династию Айлов (т.е. «сынов Илы» - дочери Ману; часть Лунной династии). О владыка Бхараты! Хотя все эти Kшатрии были искусны в разных видах оружия, все же названные Брамины, владея только черными шкурами антилоп в качестве одежды, преуспели в том, чтобы завоевать их.

Даруя Землю Браминам и освещая оба мира блеском этого поступка, человек должен успешно завершить все дела, что могут помочь ему приблизиться к концу всего сущего. Как огонь скрыт в толще древесины, все, что говорится, слушается или читается в этом мире - скрыто в Браминах.

В этой связи можно вспомнить старую историю о беседе Васудевы (=Кришны) и Земли, о глава народа Бхарата!

Васудева сказал:

- О, мать всего сущего, благодатная богиня, я прошу, разреши мои сомненья. Что должен сделать муж, ведущий уединенный образ жизни, дабы очиститься от всех грехов?

Земля сказала:

«Нужно вручить себя Брамину. Это поведение очистительно и прекрасно. Все невзгоды преодолеет тот, кто с почтением служит Браминам. Из этого служения произрастает благополучие. Из этого произрастает слава. Из этого берут начало умственные способности и знания о душе. Кшатрии, благодаря этому служению, становятся неутомимыми воинами на колесницах и разят врагов, стяжая великую славу. Это - то, что сказал мне Нарада: каждый должен уважать Браминов, соблюдать священные обеты и знать священные тексты, если он хочет добиться процветания. Тот человек действительно увеличивает свое благоденствие, кто почитает Браминов, и он превосходит всех мужей, каково бы ни было их социальное положение. Тот, кто плохо говорит о Браминах, вскоре встретится с замешательством, и будет разрушен, как размокает комок необожженной глины, брошенный в море. Таким образом, все действия, направленные против Браминов, приводят к замешательству и гибели.

Узри же темные пятна на луне и в соленых водах океана (сноска 158.3).

158.3 Пятна на луне возникли из-за проклятия Дакши, брамина по варне. Дакша выдал 27 своих дочерей замуж за Чандру (луну), но любима Чандрой была лишь одна. За пренебрежение своими супружескими обязанностями Чандра был проклят. Воды океана стали солеными после того, как их прокляли мудрецы-Риши.

Когда-то великий Индра был проклят нести на себе тысячу любовных отметин (согласно мифу, Индра соблазнил жену брамина и был проклят - на всем его теле возникли тысячи женских половых органов). И лишь благодаря усилиям Браминов эти отметины были преображены в тысячу его глаз. Вот так, о великий Дэва, все и было. Так человек, желающий достатка и процветания, а так же благословения в следующей жизни, о убийца Мадху, должен жить, подчиняясь Браминам».

Бхишма продолжил:

Услышав эти слова богини Земли, о потомок Куру, убийца Мадху воскликнул: «Прекрасно, прекрасно!» - и тут же почтил богиню надлежащим образом.

Услышав эту беседу между Землей и Мадхавой ты, о сын Притхи, всегда с восторгом внимай Браминам и поклоняйся им. Делая это, добудешь то, что станет очень полезным для тебя!»

__________________

сноска после главы.

*Из тела «божественной жертвы» была создана Вселенная. Речь о «первочеловеке» Пуруше в качестве космической жертвы, которого отождествляют с Праджарапи и Брахмой (т.е. с варной браминов). В данном случае мы имеем дело со знанием о событии жертвоприношения, в котором принимали участие только знающие подлинный смысл совершаемого, т.е. «брамины» - сам Пуруша и его дети: садхья (=класс божеств, являющихся олицетворениями ведийских обрядов и молитв), боги и риши. Брамины были первыми из созданных существ. (Манавадхарма шастра)

**В вопросе возникновения/завершения вселенной и ее форм следует различать:

1) Мировую душу Вселенной (Высочайшую душу - Параматман), которая пребывает в абсолютном покое, не имеет видимой формы и личной истории - Самосущее, лишенное любых качеств и атрибутов, называемое Ниргуна-Брахман и

2) окачествленного (Сагуна-Брахман) личного творца Вселенной - Брахму или иначе «господа Бога».

Первый, Ниргуна-Брахман, имманентный по отношению к миру и личностному демиургу, существует вечно и определяется только апофатически; второй, Сагуна-Брахман, появляется во времени из золотого яйца (Хираньягарбха) и имеет ярко выраженные временные и слабо выраженные пространственные атрибуты.

Бог-творец феноменального мира Брахма рождается однажды и однажды умирает, так начинается и завершается космический цикл. Когда заканчивается последняя кальпа, все сотворенное возвращается к своему истоку и растворяется в ниргуна-брахмане (Мировой душе). Так наступает Пралайя (растворение) или непроявленное состояние реальности. Затем возникает новый Брахма, творящий мир и начинающий новую кальпу и т. д.

Итак, если Брахман находится за пределами циклических превращений, то Брахма ограничен ими. Бог Брахма, творец нашего мира - смертен в своей проявленной форме, но бессмертен в своей вечной непроявленной сущности Брахмана, Мировой души. Одно является частью другого, а по сути своей одним и тем же.

Глава 35

Бхишма сказал:

«О благословенный царь, Брамины единственно по рождению (сноска 160.2), становятся объектом поклонения со стороны всех существ, и как гости имеют привилегию съесть первую порцию любой приготовленной пищи (=первыми приступить к трапезе).

160.2 Смысл в том, что некто становится брамином лишь в силу рождения, без помощи очистительных обрядов, которые были описаны в священных писаниях. Когда еда приготовлена, никто другой, кроме брамина, не имеет права на первую порцию.

От них проистекают все великие блага жизни (а именно, Праведность и Богатство, Наслаждение и Освобождение). Они - друзья всех живых существ во всех мирах. Они - рты божеств (всё, что влагается в их рты, становится пищей богов).

Почитаемые искренне, они желают нам процветания, произнося слова, полные благости. Оставляемые же без внимания нашими врагами, пусть они гневятся на них и пусть желают зла своим недоброжелателям, произнося слова тяжких проклятий.

В этой связи знатоки древней истории повторяют следующие строфы, спетые прежде - как в древние времена Творец, сотворив Браминов, установил их обязанности. Брамины никогда не должны делать ничего другого, чем то, что было предначертано им.

Защищенные, они должны защищать других. Следуя этому пути, они несомненно достигнут сильной выгоды для себя. Совершая те деяния, что предопределены для них, они могут быть уверены, что достигнут процветания на своей стезе. Они должны стать образцом для всех живых существ и вожжами, сдерживающими их.

Брамин, обладающий знаниями, никогда не должен делать то, что пристало Шудрам. Совершая такие деяния, Брамин теряет заслуги (сноска 161.1).

161.1 Комментатор думает, что карма Шудр заключает в себе служение (видимо, в значении "прислуживание") другим. Следовательно, прислуживание другим людям - препятствие для брамина.

Согласно знанию Вед, Брамин получает и процветание, и мудрость, и энергию, и могущество, позволяющее сжечь все вещи, а также славу самого возвышенного рода. Жертвуя топленое масло божествам, Брамин достигает возвышенного блаженства и становится первым в принятии любой приготовленной пищи даже перед детьми (сноска 161.2), и наделяется процветанием.

161.2 В этой стране по сей день, когда пища приготовлена с учетом гостей, приглашенных в дом, никакая часть такой пищи не может быть предложена кому-то прежде, чем она будет посвящена божествам и расположена перед теми, для кого она предназначается. Исключение, однако, сделано для детей.

Наделенный сострадательной верой, посвященной самоограничению и изучению Вед, ты достигнешь осуществления всех своих желаний. Всё, что существует в мире людей, всё, что возможно в области божеств, - это всё может быть достигнуто при помощи аскез, знания и соблюдения обетов и ограничений.

Таким образом я рассказал тебе, о безгрешный, стихи, которые были спеты самим Брахмой. Наделенный высшим разумом и мудростью, сам Творец предустановил сказанное через сострадание к Браминам. Могущество тех из них, кто привержен аскезе, равно мощи царей.

Они воистину неодолимы, неистовы, обладают быстротой молнии и чрезвычайно скоры в исполнении того, за что взялись. Есть среди них те, которые обладают мощью львов и те, которые обладают мощью тигров. Некоторые из них наделены мощью кабанов, некоторые - оленей, и некоторые - крокодилов. Есть среди них те, чье прикосновение напоминает укус ядовитых змей, и те, чьи касания напоминают укус акул. Некоторые среди них способны одной только речью уничтожить тех, кто выступает против них; некоторые способны уничтожить лишь взглядом своих глаза. Некоторые среди них, как уже сказано, похожи на ядовитых змей, некоторые обладают очень мягким характером. Нрав Браминов, о Юдхиштхира, может иметь разные виды.

Мекалы, Дравиды, Латхи, Пундры*, Конвасиры, Саундики, Дарады, Дарвы, Чауры, Савары, Варвары, Кираты, Яваны и многочисленные другие племена Кшатриев деградируют, превращаясь в Шудр из-за гнева Браминов. Из-за проявленного пренебрежения к Браминам Асуры укрылись в глубинах океана. Благодаря милости Браминов, Дэвы стали обитателями счастливых регионов небес.

Эфир не может быть осязаем. Горы Химавана не могут быть сдвинуты с их места. Текущая Ганга не может быть сдержана плотиной. Брамины не могут быть подчинены.

Кшатрии неспособны править Миром без благоволения Браминов. Брамины являются благородными существами. Они - божества самих божеств. Ты всегда должен поклоняться им, принося дары и угождая им, если действительно желаешь насладиться владычеством над всей Землёй и поясом ее морей. Энергия и могущество Браминов, о безгрешный, умеряются вследствие принятия подарка. Ты должен защищать свой народ, о царь, от тех Браминов, которые не желают принимать подарки!» (сноска 162.1)

162.1 Заявлено, что те Брамины, которые не принимают подарки, наделены большей силой и энергией, и превосходят остальных. Бхишма насталяет Юдхиштхиру соблюдать осторожность в обращении с ними.

______________________

*Царь королевства Пундра соперничал с Кришной, одевался как он, использовал подобные атрибуты и называл себя Paundraka Vasudeva («Васудева Пундракский» в значении "сын Васудевы" - также имя Кришны). Был убит в бою Кришной (по англ. Википедии).

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

Глава 36

Бхишма сказал:

По этому случаю приводят это древнее повествование - беседу между Шакрой и Самварой. Выслушай же её, о Юдхиштхира. Однажды Шакра, приняв облик измазанного прахом аскета со спутанными волосами, путешествуя на невзрачной телеге, предстал перед асурой Самварой.

Шакра сказал:

"Как добился ты того, о Самвара, что оказался почитаем более, чем все прочие представители твоей расы? По какой причине все считают тебя первым среди них? Поведай мне правду во всех подробностях".

Самвара сказал:

"Я никогда не питаю недобрых чувств к Браминам. Какие бы поручения они ни давали, я принимаю их с несомненным почтением. Когда Брамины толкуют писания, я слушаю их с великой радостью. Услышав их толкования, я никогда их не отвергаю. Я никогда и ни в чем не иду против Браминов.

Я всегда почитаю тех Браминов, что наделены мудростью. Я всегда обращаюсь к ним с вопросами. Я каждый раз касаюсь их ног (прося благословения). Приближаясь ко мне с дверием, они всегда тепло говорят со мной и спрашивают о моих делах. Если кто из них и бывает беспечен, я всегда внимателен и заботлив. Если кто из них спит, я всегда бодрствую.

Подобно пчелам, что напитывают соты медом, Брамины, мои наставники и владыки, всегда питают меня нектаром знания - меня, всегда верно следующего пути, указанному в писаниях, посвященному Браминам и полностью свободного от порока и злых страстей. Все, что они говорят с радостным сердцем, я всегда принимаю, опираясь на память и понимание.

Я всегда слежу, чтобы не утратить свою веру в них, всегда думаю о том, как я несевершенен пред ними. Я всегда впитываю нектар, что находится на кончике их языка, и именно поэтому я занимаю место выше всех прочих представителей моей расы, подобно Луне, возвышающейся над всеми звездами.

Толкования писаний, что падают с губ Браминов и внимая которым действует в этом мире каждый мудрый человек - это нектар на земле; его можно уподобить глазам удивительной чистоты.

Воочию наблюдая за встречей богов и асуров в древние дни и понимая силу повелений, нисходивших от браминов, мой отец исполнился радостью и изумлением (сноска 1:2).

1:2 Судя по всему, имеется в виду следующее: на встрече дэвов и асуров сила браминов была полномасштабно подтверждена, ибо Шукрачарья помог асурам своими мантрами и заклинаниями, а Брихаспати и остальные схожим образом помогли дэвам.

Созерцая силу благородных Браминов, мой отец задал Чандре вопрос: "Как брамины достигают успеха?".

Сома (он же Чандра, Луна) сказал:

"Брамины венчаются успехом через свои испытания духа. Сила их - в слове. Мастерство принадлежащих к царственному рангу Кшатриев находится в их оружии. Но брамины оружием своим имеют слово ("речь").

Претерпевая лишения в обители своего наставника, Брамин должен изучать Веды или хотя бы Пранаву (священное слово ОМ). Отказывая себе в гневе и удаляясь от земных привязанностей, он должен стать Саньясином (Яти, бродячим аскетом), равно беспристрастно взирающим на все предметы и существ.

Если же он в совершенстве овладеет всеми Ведами, оставаясь в обители своего наставника, то хотя он и приобретет великое знание, достигнув положения, заслуживающего уважения - люди все равно осудят его как не видавшего мир или домоседа. Подобно змее, поглощающей мышей, земля поглощает двоих: Царя, не желающего сражаться и Брамина, не желающего покидать дом, дабы приобрести знание.

Гордыня уничтожает благополучие людей скудоумных. Дева, если зачнет, становится опозоренной. Брамин же навлекает на себя бесчестье, сидя дома.

Это суть то, что мой отец услышал от Сомы, имевшего удивительный вид. По этой причине мой отец стал чтить Браминов и благоговеть пред ними. Как и он, я почитаю их и преклоняюсь перед всеми Браминами высоких обетов."

Бхишма продолжил:

Услышав эти слова, нисшедшие от уст принца Данавов, Шакра стал чтить браминов и через это достиг первенства среди всех богов.

Глава

Юдхиштхира сказал:

«Кто среди этих трех человек, о Прародитель, более достоин того, чтобы ему преподносили дары: совершенно незнакомый чужак (о ком даритель ничего не знает), или тот, кто живет рядом и давно известен дарителю (о ком даритель хорошо знает), или тот, кто представляется дарителю, придя издалека (о ком даритель не знал, но теперь знает)?»

Бхишма сказал:

«Все они равны. Некоторые достойны даров потому, что они просят милостыню для выполнения жертвоприношений или для того, чтобы внести плату наставнику, или для содержания своих супругов и детей. Другие достойны даров, потому что они следуют обету скитаться по земле , ни о чем не прося, пользуясь тем, что дают.

Мы так же должны всегда подавать человеку то, в чем он нуждается.

Мы должны, однако, подавать дары, не причиняя страданий тем, кто зависит от нас. И это - то, что мы услышали (возможно, речь об "услышанном", т.е. о шрути). Тот, кто причиняет страдания зависящим от него людям (=домочадцам, подданным и тем, кого ты обязан содержать) - в итоге страдает сам.

К чужаку - т.е. к тому, кто прибыл впервые, - следует относиться как к человеку, вполне достойному дара. К тому, кто хорошо известен и знаком, и живет вместе с дарителем, следует относиться точно так же. Тот, кого ты узнал, и о ком известно, что он прибыл из отдаленного места - достоин такого же отношения».

Юдхиштхира сказал:

"Это правда, что мы должны преподносить дары, не причиняя никому вреда и не нарушая предписаний священных текстов. Нужно, однако, правильно понять, каков по сути тот человек, кому надлежит преподносить дар. Этот человек должен быть таков, чтобы преподнесенный ему дар не умалялся (Сноска 3.2)"

3: 2 Считается, что пища и других вещи, будучи преподнесены недостойному человеку, сами оскверняются. Поэтому Юдхиштхира спрашивает о том, кто собственно тот человек, кому могут быть преподнесены дары.

Бхишма сказал:

"Если очевидно, что Ритвик (священнослужитель, который совершает ведические жертвоприношения), Пурохита (родовой жрец-брамин), наставник (гуру), Ачарья (высокий учитель), ученик, родственник в браке (по мужу/жене) и родственники по крови обладают Знанием и не имеют преступного намерения - то они без сомнения должны считаться достойными уважения и почитания.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!