Тема 5. Художественные открытия европейского средневековья.



План:

1. Средневековье: понятие, периодизация.

2. Искусство раннего средневековья. Искусство Меровингов. Каролингское возрождение. Оттоновское возрождение.

3. Романский стиль. Куртуазная и смеховая культура.

4. Готический стиль.

5. Искусство Византии.

Литература:

1. Бахтин М. М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 2006.

3. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

4. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980 - 1420 гг. М., 2002.

5. Культура и искусство средневекового города. М., 1984.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1981.

8. Лясковская О. Ф. Французская готика. М., 1973.

9. Нессельштраус У. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л., 1964.

10. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.

11. Сопоцинский О. И. Искусство западноевропейского средневековья. М., 1964.

12. Тяжелов В. П. , Сопоцинский О. И. Искусство средних веков. М., 1975.

13. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII вв. М., 1979.

В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.

Наступил этап Средневековья — исторической эпохи, продолжавшейся почти десять столетий. Наравне с поздней античностью Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков. Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую форму, оно должно было пройти через необходимый этап становления новых идеалов и принципов. Главную роль в этом процессе играло христианство. Именно церковь создала духовные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, тем самым сплотив средневековое общество.

От античности средневековое искусство заимствовало некоторые художественные формы и ремесленные навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной миниатюры берут свое начало в Древнем мире. Однако использование этого опыта в искусстве раннего Средневековья было возможно лишь в тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных территориях долгое время господствовали традиции варваров.

На ранних этапах варварские государства пережили ряд ранних Возрождений:

1. Теорориканское (остготское) – 454-526 гг. В период «Остготского возрождения» жили Боэций, Флавий Кассиодор, Симмах, Эннодий и др. А также был построен Мавзолей Теодориха в Равенне.

2. Каролингское – сер. 8 - нач. 9 вв. В этот период при дворе Карла Великого была созвана Академия в Аахене, реформированы библейские тексты, реорганизованы монастыри по образцу бенедектинских, необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. Одним из замечательнейших произведений Каролингского возрождения считается Утрехтская Псалтирь (IX в.).

3. Оттоновское возрождение – кон. 10 века. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская.

В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения, а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока.

Архитектура романского стиля определялась потребностями паломнических церквей вместить большое количество людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться драгоценным реликвиям. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн.

Постепенно на смену романскому стилю приходит готический стиль. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний(пламенеющая готика).

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — изображению, составленному из скреплённых между собой цветных стёкол, которое помещали в проём окна. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением.

Важным событием в византийскои искусстве, разделившим все общество на противоборствующие лагери, стало борьба иконоборцев и иконопочитателей в VIII — начале IX веков. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»). Необходимость такого радикального запрета на иконы была вызвана тем, что в Византии к 8 в. иконы становятся настоящими священными фетишами: появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. При поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, в 787 году состоялся Седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания и отменивший решение церковного собора 754 года, лишив его статуса «вселенского».

Одним из ярых защитников икон стал Иоанн Дамаскин. По Иоанну Дамаскину, «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». Следовательно представляемый познающим субъектом образ не может быть тождественным своему трансцендентному Первообразу «по сущности», но он равен Ему «по ипостаси» и «по имени». И изображается на иконе, исходя из общей теории образа, не «природа» (человеческая или божественная), но Ипостась, что и сохраняет непостигаемость и неизобразимость Первообраза в иконных изображениях.

С точки зрения христианской ортодоксии икона несет в себе свет некоторой духовной сущности, а точнее сказать — благодать Божию, и ее главная функция — напоминательная. Иконы, — говорят святые отцы и их словами Седьмой Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, — напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам».

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!