Тема 1. Место искусства в культуре



План:

1. Искусство: понятие и сущность.

2. Классификации видов искусства.

3. Функции искусства.

4. Генезис искусства.

5. Понятие художественного образа. Образ как результат взаимодействия субъекта и произведения искусства.

6. Понятие канона и стиля. Стиль как художественная парадигма.

7.Специфическое место искусства в культуре. Связь искусства с другими формами духовного освоения действительности

 

Литература:

1. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. Минск, 1997.

2. Емохонова Л. Е. Мировая художественная культура. М., 1998.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. («искусство»).

4. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996. (Гл. 9, 10. Искусство как чувственная сфера культуры.) С. 159-196.

6. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

7. Коган М. С., Холстова Т. В. Культура-философия-искусство. М., 1980.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.

9. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

10. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

 

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов.

Искусство изучает широкий спектр дисциплин: искусствознание, эстетика, философия искусства, психология искусства, история искусства, социология искусства, художественная критика.

К искусству принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. В современном понимании слово «искусство» стало употребляться с 18 века.

Классификация видов искусства

1. По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные.

2. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).

3. По тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).

4. Одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы — многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талантом и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы дизайна — декорации и костюмы.

5. В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: драма, трагедия, комедия, фарс и т. п.

6.

Виды искусств Статические   Динамические  
Изобразительные живопись, графика, скульптура, фотоискусство    
    театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство  
Неизобразительные архитектура, декоративно-прикладное искусство   музыка, хореография, балет, радиоискусство

Функции искусства:

Искусство выполняет следующие функции:

· познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;

· мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;

· воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;

· эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;

· коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);

· прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения (научная фантастика, Петров-Водкин, Кирико и портрет Апполинера);

· Суггестивная

· Компенсаторная (искусство как утешение и лечение). Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности.

Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Арт-терапия.

Особенность искусства как вида деятельности заключается в том, что оно оперирует не абстрактными понятиями и категориями (как наука и философия), а художественными образами. Восприятие, представление, понятие, закономерность имеют мало общего с художественным образом.

Образвообще — это некая субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром — образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. В самом широком общефилософском плане образ — субъективная копия объективной реальности. Художественный образ— это образ искусства, т.е. специально создаваемыйв процессе особой творческойдеятельности по специфическим законам субъектом искусства — художником, — феномен. Можно создать теорию образа, можно передать словами ощущения, вызываемые образом, но объяснить образ – невозможно.

Канон- система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные и конструктивные закономерности конкретных видов искусства.

Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом (V в. до н.э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон».

Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Перенос веса тела на опорную ногу вызывает легкий наклон осей бедер и плеч, причем под углом друг к другу. Соответственно верхние конечности получают противоположное соотношение, получившее в древней Греции название «хиазм»: для опущенного плеча естественна расслабленная рука, для приподнятого ­ напряженная. В спокойную позу это привносит ощущение динамического равновесия и естественного ритма. «Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью», писал современник. Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма.

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна:

1. канон выражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры.

2. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешал ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени.

Искусство Нового времени начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к личностно-индивидуальному типу творчества.

Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона. В XIX—ХХ вв. эта категория энергично разрабатывалась многими историками и теоретиками искусства, эстетиками, философами. Школа искусствоведов Г. Вёльфлина , А. Ригля и других понимала под стилем достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей («история искусства без имен» — Вёльфлин). А.Ф. Лосев определял стиль как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения».

На уровне культурных эпох и направлений искусства исследователи говорят о больших стилях искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или крупного направления говорят о стилях отдельных школ (например, для Возрождения: стили сиенской, венецианской, флорентийской и других школ) или стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).

Стиль - это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации художественных средств и приемов выражения), внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!