Методические указания к семинарским занятиям



 

Семинарское занятие №1. Сущность и генезис искусства.

1. Сущность искусства: понятие, этимология.

2. Функции искусства.

3. Виды искусства и их классификации. Свободные искусства.

4. Проблема генезиса искусства:

· Искусство как коммуникация в теории Выготского;

· Игровая теория происхождения искусства Хейзинги;

· Имитативная теория античности. Искусство и мимесис;

· Магическая теория (Э.Тайлор. С.Рейнак, С.Н.Замятнин, Я.Я.Рогинский).

· Мифологическая гипотеза (À.Ламинь-Эмперер. À.Леруа-Гуран).

· Компенсаторная гипотеза.

· Гипотеза демонстрации трофеев.

· Экологическая или демографическая гипотеза.

· Гипотеза информационного взрыва.

· Искусство как реализация «инстинкта украшения» (О. Вейнигер, К. Грос).

5. Понятие художественного образа. Образ как результат взаимодействия субъекта и произведения искусства.

6. Понятие канона и стиля. Стиль как художественная парадигма.

7. Специфическое место искусства в культуре. Связь искусства с другими формами духовного освоения действительности (Искусство и религия, искусство и мораль, искусство и политика, искусство и повседневность и т.д.).

8. Личность художника: эстетические и психологические измерения. Психология художественного творчества. Художественный гений и талант. Биография художника как культурно-эстетическая проблема.

 

Литература:

11. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

12. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

13. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.

14. Емохонова Л. Е. Мировая художественная культура. М., 1998.

15. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

16. Коган М. С., Холстова Т. В. Культура-философия-искусство. М., 1980.

17. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996. (Гл. 9, 10. Искусство как чувственная сфера культуры.) С. 159-196.

18. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. Минск, 1997.

19. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.,1990. С. 256-277.

20. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

21. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. М., Спб., 2000.

22. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. («культура», «искусство»).

23. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.,1997.

24. Щеглова Л. В. Эстетический идеал как способ универсализации человека // Электронная библиотека ВГПУ.

25. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

 

Семинарское занятие № 2. Основные тенденции в искусстве в конце XIX-XX вв.

1. Кризис культуры на рубеже 19-20 веков и его отражение в искусстве. Модерн и декаданс.

2. Импрессионизм и постимпрессионизм во Франции, его влияние на искусство других стран.

3. Новые течения в искусстве модернизма (от кубизма до абстрактного экспрессионизма). Формалистические направления в искусстве: кубизм, фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, оп-арт, поп-арт и др. От бессюжетного к беспредметному и нефигуративному искусству.

4. Актуальное искусство. Новое виды искусства: перформенс, хэппенинг, видео-арт, лэнд-арт, энвайромент и пр. От минимализма и концептуального искусства 1970-х к новой фигуративности 1980-х. Искусство 1990-2000-х гг.: глобализация и мультикультурализм.

5. Кино и видео как массовые виды искусства в «экранной» культуре XX века.

 

Литература:

1. Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

2. Азизян И. А. Диалог искусств XX века. М., 2008.

3. Акопян К. З. XX век в контексте искусства. История болезни как повод для размышлений. М., 2005.

4. Вентури Л. Импрессионизм. Л., 1969.

5. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. М., 2008.

6. Западное искусство. XX век. Проблемы интерпретации. М.,2007.

7. История зарубежного искусства. М., 1984.

8. История зарубежной музыки. XX век. М., 2007.

9. Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века. М., 1994.

10. Крючкова В. А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. М., 1985.

11. Неклюдова. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. М., 1992.

12. Ортега-и-Гассет К. Дегуманизация искусства. М., 1991.

13. Ревалд Д. История импрессионизма. Л., 1960.

14. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. М., 2002.

15. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

16. Тейлор Б. Актуальное искусство: 1970-2005. М., 2006.

17. Фокин М. Против течения. Л., 1981.

18. Чегодаев А. Д. Импрессионисты. М., 1971.

 

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Специфика художественного образа в эстетическом взаимодействии.

2. Психология искусства.

3. Этнографическое исслование народов Австралии, Африки и Океании и его роль в изучении первобытного искусства.

4. Памятники первобытной художественной культуры на территории нашей страны.

5. Эволюция палеолитического искусства: от натурального макета к наскальной живописи.

6. Эволюция архитектуры Древнего Египта: мастаб, зиккурат, пирамида.

7. Художественный мир Древней Индии.

8. Художественное своеобразие Древнего Китая и Японии.

9. Греческое искусство вазовой росписи.

10. Отличительные особенности греческих архитектурных ордеров.

11. Связь античной традиции с художественной культурой западноевропейского средневековья и Возрождения.

12. Интерпретация сюжетов античной мифологии и литературы в живописи, скульптуре, театре, литературе, киноискусстве.

13. Художественные элементы рыцарской культуры.

14. Проблема образа в искусстве Византии.

15. Основные сюжеты и образы художественной культуры средневековья.

16. Стилистические особенности «пламенеющей готики».

17. Художественная культура средневековой Японии.

18. Арабо-мусульманская художественная традиция (книжная миниатюра, каллиграфия и рукописные книги, орнамент).

19. Философский смысл русской иконы.

20. Сюжеты и образы древнерусской живописи.

21. Проблемы личности в искусстве Возрождения.

22. Гуманизм как основа новой системы ценностей европейской культуры в искусстве.

23. Садово-парковое искусство эпохи Просвещения.

24. Театральный костюм, грим и искусство декорации эпохи Просвещения.

25. Искусство барокко: «мученичество, видение, экстаз, смерть».

26. Декадентство как система идей.

27. Влияние на художественную культуру 20 века философии интуитивизма, идей Ф. Ницше, Э. Гуссерля, В. Дильтея, психоанализа.

28. Художественные аспекты повседневности: дизайн, художественная фотография, реклама.

29. Культура и аудитория в интерпретации неоавангарда, попкультуры, контркультуры.

30. Активная роль публики и ориентация художественного творчества на определённый способ чувственного восприятия (выставки, реклама, комиксы, газеты, хеппенинги, поп-арт, перформенс и т. д.).

Примерные вопросы к зачету

1.    Происхождение и назначение искусства.

2.    Место искусства в системе культуры.

3.    Проблемы периодизации мировой художественной культуры.

4.    Первобытное искусство и его особенности.

5.    Первобытное искусство позднего палеолита. Анимизм в живописи. Первобытное искусство мезолитической эпохи. Петроглифы. Мезолитическая архитектура.

6.    Художественная культура Древнего Египта. Особенности развития. Периодизация.

7.    Архитектура Древнего Египта.

8.    Изобразительное искусство Древнего Египта. Скульптура. Живопись.

9.    Литература Древнего Египта.

10.  Художественная культура Древней Передней Азии. Архитектура Древней Месопотамии.

11.  Художественное своеобразие античной культуры. Периодизация. Основные центры.

12.  Архитектура Древней Греции. Ордерная система.

13.  Скульптура и живопись Древней Греции.

14.  Древнегреческие литература и театр.

15.  Античная мифология в культуре и искусстве.

16.  Греческие и восточные традиции в художественной культуре Древнего Рима.

17.  Архитектура и скульптура Древнего Рима. Скульптурный портрет.

18.  Художественная культура эпохи средневековья. Периодизация. Основные центры.

19.  Художественная культура романского периода. Изобразительное искусство (архитектура, скульптура, книжная миниатюра).

20.  Художественное своеобразие готики.

21.  Искусство Византии. Византийские традиции в художественной культуре Древней Руси.

22.  Искусство Древней Руси. Периодизация. Основные центры. Художественные особенности древнерусской архитектуры и живописи.

23.  Художественная культура эпохи Возрождения. Смысл термина «Возрождение». Гуманизм как ведущий принцип духовной культуры Возрождения и его реализация в искусстве.

24.  Периодизация искусства эпохи Возрождения. Основные центры. Формирование школ.

25.  Искусство Высокого Возрождения в Италии. Крупнейшие мастера. Роль личности мастера в художественной культуре Ренессанса.

26.  Художественное своеобразие Северного Возрождения.

27.  Основные художественные принципы культуры Нового времени. Проблема стиля. Барокко. Классицизм.

28.  Специфика русской художественной культуры 17-18 веков.

29.  Основные особенности русской и западноевропейской художественной культуры XIX века.

30.  Художественная культура рубежа 19-20 веков. Общность художественных тенденций России и Западной Европы.

31.  Западноевропейское искусство конца 19 - начала 20 века. Новые стили и течения.

32.  Импрессионизм и постимпрессионизм.

33.  Особенности авангардной художественной культуры (эстетические концепции и традиции).

34.  Понятие стиля и направления в искусстве. Понятие жанра.

35.  «Серебряный век» в русской литературе и искусстве.

36.  Основные тенденции в художественной культуре 20 века: массовизация, дегуманизация, «цитатность», «экранность», «фельетонизм», эстетизм и т.д.

37.  Основные художественные принципы постмодернизма.

38.  Искусство XX века и его основные художественные особенности.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!