Рекомендации по активизации познавательной деятельности студентов



Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой литературы и искусства» кафедры теории и истории культуры предполагает ряд мероприятий по активизации познавательной деятельности студентов.

Данные мероприятия основаны на применении интерактивных методов в обучении, потому что именно интерактивные методы обладают особым воспитательным и образовательным потенциалом:

1. Они ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом;

2. Они ориентированы на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

3. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

4. Способствуют развитию творческих и профессиональных компетенций учащихся.

УМКД предполагает ряд мероприятий по активизации познавательной деятельности студентов. Ниже представлен проект мероприятия «Прогулки по музею»

 

Учебно-воспитательное мероприятие «Прогулки по музею»

Цель мероприятия – активизировать познавательную деятельности студентов посредством применения интерактивных методов в учебно-воспитательной работе.

Задачи мероприятия: 1. Расширить представления о художниках, исторических периодах, стилях и направлениях в искусстве.

2. Сформировать заинтересованность в изучаемой дисциплине, сформировать мотивацию к познавательной активности.

3. Сформировать ряд умений и компетенций:

· Описания и анализа произведений искусства, художественной критики,

· Аттрибутации произведений искусства: соотнесение с определенным стилем, направлением, художником,

· Выступления перед аудиторией.

Продолжительность мероприятия: 2 академических часа.

Место проведения мероприятия: Волгоградский музей изобразительных искусств.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе (за неделю или две недели до проведения мероприятия) студентам предлагается список произведений искусства, которые имеются в постоянной экспозиции Волгоградского музея изобразительных искусств. Каждый студент должен выбрать одно произведение из нижеприведенного списка и подготовить о нем краткий рассказ, который должен включать в себя:

· Рассказ о художнике,

· Тематика полотна, по возможности – история его создания,

· Технические и стилистические особенности письма художника,

· Место работы в общем наследии художника (это центральная работа или вторичная, посредственная).

Список картин (к нему прилагаются репродукции):

1. Айвазовский И. К. Штиль на море.

2. Алексеев Ф. Я. Морской пейзаж.

3. Антропов А. П. Портрет Екатерины II.

4. Брюллов К. П. Ангел и пери.

5. Воробьев М. Н. Вид Иерусалима

6. Горбатов К. И. Новгород Великий.

7. Коровин К. А. В Крыму.

8. Лебедев М.И. Итальянский пейзаж.

9. Маковский В. Е. Осужденный.

10. Малявин Ф. А. Крестьянская девушка.

11. Машков И. И. Колхозница с тыквами.

12. Машков И. И. Портрет художника А. И. Мильмана.

13. Машков И. И. Советские хлеба.

14. Нестеров М. В. До государя челобитчики.

15. Нисский Г. Г. На путях.

16. Петров-Водкин К.С. Командиры РККА.

17. Пластов А. А. Девочка в синем платке.

18. Саврасов А. К. Лунная ночь в деревне.

19. Тропинин В. А. Женский портрет.

20. Шишкин И. И. Пейзаж.

Во время полготовки студенты могут использовать не только доступную литературу библиотек, но и заранее провести исследование непосредственно в музее: расспросить экскурсоводов и научных сотрудников музея об интересующем полотне.

2.Я-экскурсовод

На первом этапе мероприятия непосредственно в самом музее ребята рассказывают своим одногруппникам тот материал, который им удалось подготовить.

Параллельно студенты должны самостоятельно без посторонней помощи заполнить следующую таблицу:

Стиль Представители в музее
Классицизм  
Романизм  
Кубуфутуризм, модернизм  
Художники-маринисты  
Социалистический реализм  
Критический реализм  

Викторина

На заключительном этапе мероприятия предполагается проведение викторины по произведениям искусства в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств.

1. В 1911 году он за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене. После этого морская тематика становится главной темой его полотен. (Горбатов К. И.)

2. История бытования этого сюжета в русской культуре увлекательна: Это произведение Жуковского является переводом второй частя поэмы Т. Мура «Lalla Rookh» («Лалла Рук»). К этому переводу резко отрицательно относился Пушкин: «Жуковский меня бесит — что ему понравилось в этом Муре? чопорном подражателе безобразному восточному воображению?» А этот художник нарисовал по сюжету перевода Жуковского картину. Назовите художника и картину. Подсказка: современного зрителя в названии этой картины может смутить одно малоизвестное слово. На самом деле оно означает «воображаемых существ, которые ниже ангелов, но превосходнее людей, они не живут на небе, но в цветах радуги... и подвержены общей участи смертных». (Брюллов «Ангел и пери»).

3. Эта картину вполне могла бы проиллюстрировать стихотворение Пастернака:

Не поправить дня усильями светилен.

Не поднять теням крещенских покрывал.

На земле зима, и дым огней бессилен

Распрямить дома, полегшие вповал.

(Саврасов А. К. Лунная ночь в деревне, или Зимняя ночь. Стихотворение Пастернака также называется «Зимняя ночь»).

4. Когда-то, предположительно в 1910-е годы, в период активной деятельности знаменитого объединения «Бубновый валет» Александр Куприн составил шутливую карту под названием «Карта планетной системы "Бубнового валета"». На этой карте он иерархически расположил и охарактеризовал художников, входивших в это объединение. Иерархия представлялась ему следующим образом: первые места остались вакантными, затем под латинской буквой С (Сатурн) шла планета «Кончаловский» с кольцом, которое называлось «Рождественским»; под D — планета «Фальк» (Нептун); под Е — планета «Куприн» (Уран); под F — «Лентулов» (Венера); под G — Земля, имевшая два полюса, один из которых назывался «Федоровым», другой — именем этого художника.

К сожалению картины этого художника мало известны. Но вот одна картина, изображающая этого художника, известна вам очень хорошо. Назовите его имя (Мильман А. И.).

5. В мае 1837 г. Этот художник-пейзажист отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника застает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры. «Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты и ОН, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе» - так отозвался на известие о его смерти К. П. Брюллов. Назовите ЕГО. (Лебедев М. И.).

6. Об именной этой картине И.Н.Крамской как-то сказал: «. . .Об Х и говорить не следует, — перед его картиной («Y») плачут». Да и как тут не плакать? 1860–1870-е годы известны как пора активности в России народовольцев, представителей интеллигенции, поставивших целью борьбу за интересы народа. «Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей тех лет кончались тюрьмами, ссылками, гибелью. Не случайно в демократическом искусстве тогда был популярен образ революционера. Так о какой картине говорил Крамской? (Маковский В. Е. «Осужденный».)

7. Жизнь этого художника сложилась благополучно: в 1814 г. он стал академиком, в следующем году начал преподавать, в 1823 г. получил звание профессора, а в 1843-м - заслуженного профессора. Широкую известность ему принесли картины, созданные после поездки на Ближний Восток (1820-21). Вы тоже видели одну картину из этого цикла. Назовите художника. (Воробьев М. Н.).

8. В московском училище живописи и зодчества его руководителем был Перов. А именно за эту картину этот художник получил звание классного художника и большую серебряную медаль (Нестеров М. В. «До государя челобитчики»).

9. В «“Женских” стихах» Ходасевич пишет: «Рядом с Кнорринг она (Бакунина) безвкусна. Кнорринг женственна, между тем как Бакуниной, видимо, близок душевный строй ХУ, о которых она сама упоминает сочувственно». На ХУ мы заменили некое словосочетание, означающее не очень женственных дам. Найдите одну из этих «неженственных женщин» в экспозиции музея (ХУ – малявинские бабы).

10. Обратная перспектива, как вы можете убедиться в отделе иконописи, реализуя идею нисхождения божественной благодати на предстоящего, имеет точкой схода параллельных осей именно зрителя, на которого изливается откровение, в связи с чем в пространстве самой иконы они расходятся веерообразно. Именно на этой динамике расходящихся осей этот художник строит свою «сферическую перспективу» - вид перспективы, где несколько точек зрения; присутствуют также наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. Найдите работы этого художника (К. Петров-Водкин).

11. Этот художник написал примерно 6 тысяч картин, из которых значительная часть – морские пейзажи. Поэтому его картины сравнительно дешевые и есть почти в каждом российском музее. (Айвазовский И. К.).

12. Придя к власти, Екатерина II не стала предоставлять место при дворе художнику, запечатлевшему образ ее ненавистного супруга. Государыня приблизила датского живописца Вигилиуса Эриксена, написавшего около тридцати ее портретов в самых различных костюмах и позах, а позднее — Стефано Торелли, создававшего в ее честь пышные аллегорические полотна. Нужно отдать им должное, как живописцы они были сильнее нашего героя. Однако Екатерина II, умевшая находить применение талантливым людям, привлекла этого художника к важным государственным делам. Его подключили к работам по подготовке коронационных торжеств. В 1760-е годы он сделал достаточно много копийных портретов царицы, главным образом с оригиналов иностранных художников. (Антропов А. П.).

13. Его отец носил то же имя, что и знаменитый «отец церкви». Некоторым его картины напоминают полотна Хоппера и Кирико. Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, знакомился с творчеством молодых московских художников, то из множества работ он обратил внимание на его картину «Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «Х». Назовите художника, учитывая, что Х – это омофон его фамилии (Г.Г. Нисский).

14. Этот художник как-то писал: «В Х, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море. Впрочем, как ни прекрасен был Гурзуф, но я все же любил больше мой деревенский дом, среди высоких елей моей прекрасной родины». «В Х» - это также название работы художника, которая визит в стенах музея. Найдите картину (Коровин К. А. В Крыму)

15. Этот знаменитый авангардист был сломлен приходом советской власти. Как и Машкову ему пришлось начать писать полотна в стилистике социалистического реализма, но даже и в них он остался читаем как авангардный художник. Во время проработочных кампаний 1940-х гг. он подвергался критике как «формалист». А после 1953 г. стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью. (Фальк Р. Р.)


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!