Рекомендации по использованию наглядных и демонстративных материалов



В составе учебно-методического комплекса дисциплины «История мировой литературы и искусства» в распоряжении преподавателя имеется большой ряд наглядных и демонстративных материалов, которые помогут лектору решить ряд важных учебно-методических задач:

1. Сформировать у студентов яркие представления об основных художниках, произведениях искусства, школах, направлениях и стилях изучаемых эпох, цивилизаций и историко-культурных областей.

2. Раскрыть дидактические единицы изучаемого курса.

3. Повысить уровень личной заинтересованности в излагаемом материале.

4. В увлекательной форме расширить эрудицию и знание фактического материала.

5.. Познакомиться с компетентным мнением ряда критиков, философов и теоретиков искусства по центральным проблемам и вопросам истории искусства.

5. Сформировать ряд умений, а также творческих и профессиональных компетенций:

- анализа художественных произведений;

- художественной критики произведений искусств;

- узнавания художественных особенностей стиля, стилистических черт и идеосинкразий;

6. Сформировать ценностные эстетические установки, развить эстетический вкус в рамках эстетического воспитания.

Все демонстративные материалы и наглядные пособия систематизированы по следующим группам:

 

I. Репродукции:

- картины;

- архитектурные сооружения:

- скульптуры, инсталляции, арт-объекты;

- фотодокументации перформенсов;

- репродукции фоторабот;

- произведения декоративно-прикладного искусства;

Рекомендации: Использовать данную группу материалов настоятельно рекомендуется в процессе чтения лекции, для лучшего усвоения теоретического и фактического материала, для формирования адекватных и наиболее полных представлений об изучаемом материале. Рекомендуется уделять внимание студентов на системообразующие и характерные детали произведений искусства.

Также рекомендуется сопоставлять работы разных эпох и стилей для выявления отличий и существенных изменений в:

· способах и методах художественной выразительности и репрезентации,

· тематике произведений искусства,

· технике исполнения,

· формальных и содержательных составляющих произведений и др.

Пример: 1. на слайде изображение церкви Иль Джезу. На соседнем – репродукция Собора Св. Петра. Вопрос к аудитории: Что нового появляется в декоративном оформлении фасадов в архитектуре барокко?

2. На слайде изображение иконы Чимабуэ и репродукция фрески Джотто. Вопрос к аудитории: какое изобретение оказало огромное влияние на изменение живописной техники?

 

II. Виртуальные 3D экскурсии:

- Ансамбль Мамаева кургана;

- Троице-Сергиева лавра;

- Русский музей;

Рекомендации: Виртуальные экскурсии помогут сформировать красочные представления об архитектурных сооружениях, архитектурных ансамблях и музейных экспозициях. Игровая технология 3D экскурсий ориентирована на увеличение заинтересованности и энтузиазма студентов на занятиях и во внеучебное время. Экскурсии смогут создать яркий эффект присутствия в интерьерах разных исторических эпох.

3D экскурсии также рекомендуются для самостоятельной работы студентов и подготовки к лекционном занятиям.

 

III. Видеоматериалы.

III.1. Видео-арт и документация перформенсов (Мэтью Барни, Йоко Оно, Марина Абрамович, Йозеф Бойс, Нам Чжун Пайк, Олег Кулик, Брюс Науман и пр.)

III.2.Циклы документальных фильмов и передач (предназначены для демонстрации в рамках разных разделов в течении всего учебного семестра):

III. 2. a. «Сила искусства» с Пэрисом Шимоном (9 серий).

III. 2. б. Цикл «Палитры» с Аленом Жубером (39 серий).

III. 2. в. Цикл передач «Частная жизнь шедевра» BBC (18 серий).

III. 2. г. Серия «Импрессионисты» (8 серий).

III. 2. д. Серия «История произведений искусства» (10 серий).

III. 2. е. Цикл передач «Тайная история искусств» (9 серий).

III. 2. ж. Всемирная история живописи с сестрой Венди (10 серий).

III. 2. з. Величайшие шедевры мировой культуры: (10 серий).

III. 2. и. Картина расскажет тысячу слов (8 серий):

III. 2. к. Воображаемый музей Шемякина (18 серий):

III. 2. к. Тайны мировой архитектуры (8 серий)

III. 2. л. Мировые сокровища культуры (274 серии).

III.3. Художественные и документальные фильмы о художниках, скульпторах, архитекторах, стилях и направлениях:

Раздел, тема Образовательные видеоматериалы
1 Как искусство сотворило мир (2005)
2 Рождение искусства от Пиренеев до Урала (2008), Резчики по камню (2005), Гробница алтайского скифа (2000)
3 Загадки истории. Пирамида. За гранью воображения (2002), С точки зрения науки: Пирамиды (2005), Тайны пирамид (2002)
4 Наследие древних цивилизаций (1999)
5 -
6 Искусство древней Руси X - XVII вв. (2001), Ключ от вечности. Русская иконопись (2010)
7 Леонардо да Винчи: Гении. Леонардо да Винчи (1999), Серия исторические личности: Леонардо Да Винчи (2004), Жизнь Леонардо Да Винчи (1972), Леонардо да Винчи и тайна Tуринской плащаницы (2004), BBC: Великие мастера. Леонардо Да Винчи. Я хочу сделать чудо (2003), Тайна шедевров Леонардо (2006), Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека (2005). Микеланджело: Весна Микеланджело (1990), Агония и экстаз (1965), Микеланджело суперстар (2005), Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество (2006). Питер Брейгель (2000). Сад наслаждений Иеронима Босха (1980).
8 Артемизия Джентилески: Артемизия (1997) Архитектура русского классицизма (1990) Вермеер: Девушка с жемчужной сережкой (2003), Все работы Вермеера в Нью-Йорке (1990) Гойя: Гойя в Бордо (1999), Обнаженная Маха (1958), Обнаженная Маха (1999), Призраки Гойи (2006) Караваджо: Караваджо (1986), Караваджо (2007) Рембрандт: Тайна ночного дозора (2007), Рембрандт: Я обвиняю (2008), Рембрандт: Портрет 1669 (1977), Рембрандт (1936), Рембрандт (1963), Рембрандт (1999), История смерти и бессментия Саскии Ван Рейн (2009). Тайна Антуана Ватто (2007) Уильям Блейк (2000) Эль Греко: Эль Греко (1966), Эль Греко (2007).
9 Альфонс Муха – провидец ар-нуво (2004). Баския (1996). Ван Гог: Истории умерших – Винсент Ван Гог (2003), Постимпрессионисты. Ван Гог (2001), Жажда жизни (1956), Винсент и Тео (1990), Автопортреты. Винсент Ван Гог (2007). Гауди: Гауди (2003), Новые чудеса света. Саграда фамилиа. Барселона. Антонио Гауди (2002), Антонио Гауди (1984), Барселона от Гауди (2002), Гении и злодеи. Гауди (2002). Гоген: Гоген: дикарь и гений (1980), Найденный рай (2002), Постимпрессионисты. Гоген (2001). Дали С.: Слава и позор Сальвадора Дали (1997), Дали и кино (2003), Гала (2003), Сальвадор Дали. Жизнь без правил (2004), Сальвадор Дали (2004), Дали (1991). Камилла Клодель (1988). Климт (2006). Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника (1987), Сны Петрова-Водкина (2003), Автопортрет в красной феске. Роберт Фальк (2006). Любовь-это Дьявол. Штрихи к портрету Ф. Бэкона (1998). Магритт (1978). Модернисты (1988). Модильяни: Модильяни (2004), Бульвар Монпарнас/Любовники Монпарнаса (1958), Вы во мне как наважденье.. А. Ахматова и А. Модильяни (2008). Моя левая нога: история Кристи Брауна (1989). Мухина В.: Вера Мухина. Испытание (2004), Вера Мухина. Два лика судьбы (2009), Эпоха в камне. Евгений Вучетич (2008). Пикассо: Авантюры Пикассо (1978), Прожить жизнь с Пикассо (1996), Назовите меня Пикассо (2006), Герника (1950), Великие мастера. Пикассо – Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо (1997). Поллок (2000). Примитивисты: Чонтвари (1980), Пиросмани (1969), Серафина из Санлиса (2008) Ривера Диего: Необычайные похождения Диего Диеговича в стране большевиков. Диего Ривера. Русский след (2007). Роден (1986). Русский авангард: Русский авангард. Роман с революцией (2000), Конструктивисты. Опыты для будущего (2009), Кто есть кто. Казимир Малевич. Освобожденное ничто (2000), Контрасты и ритмы Александра Дейнеки (2009), Больше, чем любовь. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова (2007), Листья на ветру. Константин Сомов (2009), Мартирос Сарьян. Три возраста (2005). Русский модерн (1990). Тулуз-Лотрек: Мулен Руж (1952), Постимпрессионисты. Тулуз-Лотрек (2001), Лотрек (1998). Уорхол Э.: Я стреляла в Энди Уорхола (1996), Я соблазнила Энди Уорхола (2006), Энди Уорхол. Законченная картина (2002), Энди Уорхол (2007). Фрида (2002), Фрида на фоне Фриды. Приговоренная к сиесте (2005). Эйфель Г.: Гении и злодеи. Гюстав Эйфель (2002), Хроники Эйфелевой башни (2005).

III.4. Фильмы о музеях и экспозициях:

1. а. Искусство XX века в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

1. б. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. История и коллекции.

1. в. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Галерея искусства Стран Европы и Америки XIX-XX веков.

2. Музеи мира (10 серий).

3. Индустриальные музеи (14 серий)

4. Художественные музеи мира (13 серий).

5. Великие замки Европы (4 фильма).

6. Эрмитаж: Эрмитаж. Живопись Франции. Сезанн, Ван Гог, Гоген (1980),

Шедевры Эрмитажа (5 серий)

7. Окно в Лувр (2005)

8. Новый музей на набережной Бранли (2006)

Рекомендации: Документальные и художественные фильмы и передачи рекомендуются для демонстрации непосредственно на лекционном занятии: преподавателю стоит обратить внимание на различный хронометраж предлагаемых материалов (от 20 до 45-50 минут), что позволит равномерно распределить время занятия и освободить часть лекционного времени для демонстрации видеофильма. В вышепредложенных передачах студенты смогут более детально познакомиться со стилями и художниками разных исторических эпох, с компетентными мнениями художественных критиков, историков и теоретиков искусства. Видеофильмы не только смогут проиллюстрировать положения лекции, закрепить сформированные знания: представления, понятия и закономерности, но и значительно расширить эрудированность аудитории, развить эстетический вкус, что немаловажно в воспитательной работе, эстетическом воспитании студентов.

Безусловно, лектор не сможет позволить просмотр художественных фильмов непосредственно на лекционном занятии в меру их значительного хронометража, поэтому рекомендуются следующие виды работы:

1. Просмотр фильмов с аудиторией во внеучебное время с их дальнейшим обсуждением непосредственно после просмотра. В данном случае важна не только обратная связь на уровне знаний (т.е. что нового узнали ребята? что они узнали еще на лекции и увидели новыми глазами?), но и эмоциональный отклик студентов на представленный материал. Важно не только закрепить полученные еще на лекциях представления, но и отрефлексировать эмоциональное и психофизическое состояние аудитории (чувство прекрасного, безобразного, катарсиса) при помощи понятийно-категориального аппарата эстетики.

2. Просмотр фильмов в рамках самостоятельной работы студентов, результатом которого может стать написание рецензий и статей на фильм или обсуждение фильма в рамках лекционного времени (10-15 минут).

Художественные фильмы о деятелях искусства позволят сформировать яркое эмоциональное отношение студентов к излагаемой на лекции информации, сформировать эстетические ценностные установки.

 

IV. Аудиоматериалы.

В распоряжении кафедры имеется и обширная фонотека:

· Музыка Древнего Египта (реконструкция)

· Античности

· Индии

· Китая

· Японии

· Средних веков: светская: песни вагантов, миннезингеров, труверов, трубадуров, жонглеров; церковная: григорианские хоралы, мессы и песнопения)

· Возрождения: светская и церковная: авторская, полифоническая

· Нового времени (16-19 вв.): барокко, классицизма, рококо, романтизма, реализма.

· XX века: авангардная и экспериментальная музыка, минимализм.

Рекомендации: К сожалению, теория бессильна в описании изменений, происходивших в музыке на протяжении тысячелетий, т.к. малое количество студентов имеют музыкальное образование, поэтому для формирования представлений о музыкальных стилях и направлениях настоятельно рекомендуется прослушивать на занятиях отрывки различных музыкальных произведений (не более 5-10 минут).

 

V. Карты.

Карты «Мировое наследие ЮНЕСКО».

Рекомендации: Рекомендуется привлекать карты при изучении культуры какой-либо страны или географического региона. Они сформируют у студентов представление о локализации объектов, внесенный в список Мирового художественного наследия ЮНЕСКО. Возможно привлечение карты и для проверки усвоенных знаний. Варианты заданий: «Где расположены центры мирового наследия ЮНЕСКО?». Задания подобного рода смогут не только сформировать представления о культурно-исторических центрах и центрах туризма, но и привить ценностные ориентации на сохранение мирового художественного наследия.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!