Тема 7. Художественные идеи и образы эпохи Ренессанса.



План:

1. Черты и периодизация Возрождения.

2. Проторенессанс и Ранее Возрождение.

3. Высокое Возрождение.

4. Позднее Возрождение и маньеризм.

5. Северное Возрождение.

 

Литература:

1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1975.

2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

3. Бернесон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1970.

4. Колпинский Ю. Д. Образ человека в искусстве Возрождения. М., 1970.

5. Либман М. Я. Искусство Германии XV-XVI вв.

6. Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981.

7. Ренессанс, барокко, классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15-17 вв. М., 1987.

8. Фехнер Е. Ю. Нидерландская живопись XVI в. Л., 1964.

 

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Хронологически итальянское Возрождение распадлается на несколько этапов:

Проторенессанс – 13-14 вв.

Ранний Ренессанс  — 1420-1500.

Высокий Ренессанс — 1500 – 1580, до второй трети XVI в.

Поздний Ренессанс — вторая треть XVI.

Черты Возрождения:

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры.

От Античности Возрождение так же далеко, как и от Средневековья. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный).

Структурообразующим элементом итальянского гуманизма становится возвышение индивидуальности. Античный скульптурный, живописный портрет — это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительны, очень индивидуальны, часто до конца нераскрыты. Эстетика Ренессанса не только далека от античной, но и от предшествующей – средневековой. Так, по мысли деятелей возрождение самое идеальное и совершенное не трансцендентно, а имманентно (внутренне присуще) реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы.

Стоит также особо отметить, что в период Возрождения художник перестал персонифицировать ремесленника, а стал интеллектуалом и творцом. Так, Козимо Медичи склоняется к тому, что «редкие таланты — это небесные существа, а не ослы с поклажей».

Следствием ренессансных эстетических установок явились рационализм и наукообразность художественных теорий Возрождения, увлеченно разрабатывавших нормативы для композиторов, скульпторов, живописцев. Обсуждению законов перспективы, числовой симметрии, пропорции, анатомии много внимания уделил Леонардо да Винчи.

Основные представители итальянского Ренессанса:

  Проторенессанс Раннее Возрождение Высокое Возрождение Позднее Возрождение
Художники Джотто Мозаччо, Учелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа, Д. Беллини, А. Мантенья, С. Ботичелли. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан П. Веронезе, Тинторетто, Я. Понтормо, А. Бронзино, Пармиджанино
Скульпторы Н. Пизано Донателло А. Верроккьо  
Архитекторы А. ди Камбио Ф. Брунеллески Д. Браманте А. Палладио

Параллельно с итальянским Возрождением в Северной Европе развивается так называемое Северное Возрождение. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, в истории искусства принято выделять немецкое (А. Дюрер, М. Нитхард, Альтдорфер, Лукас Кронах Старший, Ганс Гольбейн Младший), нидерландское (братья Лимбурги, Р. Кампен, Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Гуго Ван дер Гус, И. Босх, Питер Брейгель Старший, Х. Мемлинг), французское (Ж. Фуке, Ф. и Ж. Клуэ, Ж. Гужон), испанское, английское Возрождение.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!