Тема 2. Зарождение искусства в первобытном обществе



План:

1. Синкретизм и мифологическое сознание первобытного человека.

2. Функции и виды мифов.

3. Миф и искусство в системе культа и ритуала.

       4. Проблема генезиса искусства. Магический характер первобытного искусства. Теории происхождения живописи. «Макароны», «руки», наскальная живопись. Эволюция искусства: от стадии натурального макета к наскальным изображениям.

       5. Палеолитическая скульптура и мегалиты. Палеолитические венеры. Менгиры, кромлехи, дольмены.

 

Литература:

1. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994. (Гл. Генезис древнего рисунка).

2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956.

3. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство.

4. Окладников А. П. Утро искусства. М.-Л., 1967.

5. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966.

6. Шерстобитов В. Ф. У истоков искусства. М., 1972.

7. Искусство народов СССР. Т. 1. М., 1971.

8. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.-Л., 1985.

9. Ранние формы искусства. М., 1972.

10. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975.

 

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 —3 тыс. до н. э. Затем наступил бронзовый век (4—начало 1-го тыс. до н.э.), в начале 1-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Большинство произведений искусство палеолита было обнаружено во Франко-Кентабрии. Это связано не с тем, что искусство зародилось в этом регионе, а со многими объективными факторами:

1. «До нас дошла только тень того, что было создано» (Леруа-Гуран) из-за недолговечности материалов (лепка из глины, «геоглифы», кость). Во Франко-Кентабрии большее количество пещер с твердыми скальными породами, что и обеспечило отличную сохранность произведений: разрушение даже в сотые доли миллиметра за сто лет уничтожило бы росписи. Дошедшие изображения сохранились в глубине пещер, т.к. они не подверглись выветриванию.

2. Низкий уровень географического обследования ряда регионов,

Так как искусство палеолита обладало не только чисто эстетической функцией, но и социальной, трудовой, скорее следует говорить о палеолитической изобразительной деятельности, а не искусстве.

Типология произведений палеолитического искусства:

1.  По признаку археологической привязки комплексов: монументальное (пещерное) и малое (стояночное).

2. по тематике: зооморфные и антропоморфные.

3. По степени натуралистичности и символизации: 1. сюжетное (Плеханов, Столяр, Миллер, Пьет, Брейль считают, что оно возникло раньше орнаментального), 2. знаковое и орнаментальное творчество (Г. Рид считает, что оно генетически более раннее. Во многом он исходит из тезиса Гегеля: «символ составляет начальный этап искусства», Леруа-Гуран: «палеолитической искусство началось с абстракции и шло к реализму»).

Стоит признать, что знаковое и орнаментальное творчество предполагает определенную степень символизации, редукции, поэтому появилось позднее.

Генезис искусства

1. Искусство как игра. Рождение творчества связано с проявлением «чистого» эстетического чувства («незаинтересованное очарование» Люке, Ферворн, Кюн). А. Брейль: «Если бы не родилось искусство для искусства, искусство магическое или религиозное никогда бы не существовало». «Магия смогла приспособить к себе искусство». «Магия смогла приспособить к себе искусство в его финале, но не могла его создать».

2. Магическая теория (Тэйлор, Ланге, Попов, Бернардин, Замятнин, Рогинский) - изображения имели практически-культовую цель. Леви-Брюль отмечает по этому поводу: «Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее первобытный образ мышления, считают пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальными, как и изображаемые существа. “У китайцев, – пишет де-Гроот, – ассоциирование изображений с существами превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или скульптурное изображение, более или менее похожее на свой оригинал, является аlter еgо (вторым «я») живой реальности, обиталищем души оригинала, больше того, это – сама реальность”. В Северной Америке мандалы верили, что портреты заимствовали у своих оригиналов часть их жизненного начала. “Я знаю, – говорил один из мандалов, – что этот человек уложил в свою книгу много наших бизонов, я знаю это, ибо я был при том, когда он это делал, с тех пор у нас нет больше бизонов для питания”».

В иконографии палеолитических изображений отдельное место занимают «макароны» и «руки».

«Макароны», меандры - параллельные волнистые линии, прочерченные двумя или тремя пальцами по глине или же нанесенные как на поверхность глины, так и скалу зубчатым инструментом.

Теории происхождения:

1. Люке Г.: результат творческого, игрового наития, спонтанный акт творчества. Художники «получали удовольствие от игры этих линий»

2. «Макароны» - имитация гриффад пещерного медведя.

«Руки» - преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертание кисти. Руки распадаются на: позитивные и негативные. В основном эстампировалась левая рука. Встречается у североамериканских индейцев, в Австралии, Новой Гвинее.

Теории:

1. «Закон автоимитации» Люке.

2. Возможна связь «рук» с обрядами инициациями. В подтверждение этому тезису исследователи находят изображение калеченных рук.

У нас нет данных, позволивших бы сказать, что макароны и руки – древнейшие примеры изобразительной деятельности, давшие начало искусству.

Генетическая иерархия изобразительных форм:

1. Буше де Перт: «У примитивных народов скульптура должна была предшествовать рисунку, в то время как противоположное наблюдается сегодня у цивилизованных наций». «Скульптура, или опыт воспроизведения форм, была первым искусством».

2. Э.Пьетт: сначала появилась малая скульптура из рога, бивня и кости, за которой следовали барельеф и наконец гравировки.

3. Все формы верхнепалеолитического искусства появились одновременно (Брэйль, Ламинь-Эмперер, Кюн).

4. Столяр предлагает свою гипотезу эволюции палеолитических изображений:

«Натуральное творчество» эпизодическое экспонирование значительной части туши («продольное сечение»); экспонирование символических частей зверя - головы, конечностей, шкуры («поперечное сечение»); создание особых хранилищ натуральных символов определенного вида («медвежьи пещеры» и др.) Ранний и средний ашель (300000) Поздний ашель (100000)     Мустье (80000)
«Натуральный макет» (охотничья пантомима) прообраз «натурального макета» (использование естественной фигурной основы); «натуральный макет» с основой, собранной из камней; «натуральный макет» с грубо намеченной лепной основой и выделенной «шеей»; «натуральный макет» с глиняной основой, обобщенно передающей всю безголовую фигуру.     Переход к верхнему палеолиту (40000) Шательперрон (?)
Генезис искусственных изобразительных форм (куски кости в глине) полнообъемная обобщенная глиняная скульптура в натуральных размерах; обобщенно моделированный профильный глиняный барельеф; огрубленно схематический профильно-контурный рисунок на глине; профильный рисунок с уточненным контуром (краска и гравировка)     Ранний ориньяк (35000)
Начало верхнепалеолитического творчества (кровь животного в краске) профильный рисунок с детализированным контуром, несущим начала художественной стилизации и затем насыщаемый внутренними деталями, переход к четвероногим изображениям, передача движения; полихромия; профильная композиция Средний ориньяк (27000) - мадлен

До раннеориньякского рисунка скульптура служила для отработки навыков охоты (охотничья пантомима), для проведения инициаций, выполняла важную роль в социализации юношей, то есть обрядово-магический смысл, после происходит пресечение натурального обрядово-производственного отношения к художественным произведениям.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!