К мирским благам в свою эпоху 9 страница



— Это моя кольчуга. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте.

Зиммий возразил:

•— Нет. Это моя кольчуга, и она в моих руках, о повелитель верующих.

 

86                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


'Али сказал:

— Это моя кольчуга. И я никому не продавал её и не дарил. И твоей она стать не могла...

Зиммий сказал:

— Пусть нас рассудит судья мусульман.

'Али сказал:

— Что ж, это справедливо. Пойдём же к нему.

И они отправились к судье Шурайху.

Когда они сели перед ним, Шурайх спросил 'Али ибн Абу Талиба :

— Что говоришь ты, о повелитель верующих?

'Али сказал:

— Я обнаружил свою кольчугу у этого человека. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте, и я не продавал её ему и не дарил.

Шурайх спросил зиммия:

— А что скажешь ты?

Он ответил:

— Это моя кольчуга и она в моих руках, и я не обвиняю повелителя верующих во лжи.

Шурайх повернулся к 'Али и сказал:

— У меня нет сомнений в том, что ты говоришь правду, о повелитель верующих, и что эта кольчуга действительно твоя, но требуются два свидетеля, способные подтвердить то, что ты утверждаешь.

'Али сказал:

— Да. Мой слуга Канбар и мой сын аль-Хасан могут засвидетельствовать.

Шурайх сказал:

— Но свидетельство сына в пользу отца не принимается, о повелитель верующих.

'Али воскликнул:

 

 

Судья Шурайх                                                                                                                     87

 

 


— Пречист Аллах! Человек из числа обитателей Рая — и его свидетельство не принимается! Разве ты не слышал, что Посланник Аллаха  сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей обитателей Рая»?

Шурайх сказал:

— Да, мне это известно. Тем не менее я не могу разрешить сыну свидетельствовать в пользу отца.

Тогда 'Али повернулся к зиммию и сказал:

— Забирай кольчугу, ибо у меня нет иных свидетелей.

Зиммий воскликнул:

— Но я свидетельствую, что это — кольчуга повелителя верующих!

И он добавил:

— О Аллах! Повелитель верующих сидит вместе со мной перед судьёй, и судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия, которая повелевает это, — истина. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммед — Его раб и Посланник! Да будет тебе известно, судья, что это кольчуга повелителя верующих, и что я шёл за войском, когда оно двигалось к Сыффину, и эта кольчуга упала с его тёмно-серого верблюда, и я взял её.

'Али сказал:

— Коль уж ты принял ислам, то я дарю её тебе. И дарю тебе вместе с ней этого коня.

И  очень  скоро  люди  увидели  этого  человека  сражающимся с  хариджитами*  под  знамёнами  'Али в день битвы при Нахраване. Он храбро сражался, пока не пал в бою, приняв мученическую смерть.

 

 


* Группа выступивших против четвёртого праведного халифа 'Али ибн Абу Талиба.

 

88                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


А вот ещё одна интересная история из жизни судьи Шурайха. Как-то раз его сын сказал ему:

— О отец! Поистине, я веду тяжбу с некими людьми. Ознакомься же с нашим делом. Если правда на моей стороне, то я подам судебный иск против них. А если правы они, то я договорюсь с ними и отдам им то, что причитается им.

И он рассказал отцу всю историю с начала до конца.

Шурайх сказал:

— Иди и подавай иск против них.

И тот отправился к тем людям и предложил им обратиться в суд. Они согласились. А когда все они предстали перед судом, Шурайх вынес решение в их пользу.

Когда судья Шурайх вернулся домой вместе с сыном, сын сказал ему:

— Ты опозорил меня, отец... Клянусь Аллахом, если бы я не посоветовался с тобой прежде, я бы не упрекал тебя сейчас.

Шурайх сказал:

— Сынок, клянусь Аллахом, ты дороже для меня целой земли таких, как они, но Всевышний Аллах дороже для меня, чем ты. Я побоялся, что если сразу сообщу тебе о том, что правда на их стороне и ты договоришься с ними, не обращаясь в суд, то они могут недополучить что-то из того, на что имеют право. Поэтому я и сказал тебе то, что сказал.

 

 


Однажды какой-то человек попросил сына Шурайха поручиться за него, а сам сбежал, чтобы не отвечать перед судом за свои действия. И Шурайх посадил сына в тюрьму вместо этого человека, и сам лично приносил ему еду в тюрьму

каждый день.

 

 

Судья Шурайх                                                                                                                     89

 


Иногда некоторые свидетели вызывали у судьи Шурайха подозрение, но при этом он не видел способа отвергнуть их свидетельство, потому что не было оснований назвать их ненадёжными.

И он, стремясь к справедливости, говорил им, прежде чем они засвидетельствуют:

— Послушайте меня, и да наставит вас Аллах на истинный путь. В действительности это вы выносите решение против этого человека. Посредством вас я оберегаю себя от Огня. А вы ещё больше нуждаетесь в том, чтобы защитить себя от Огня. Поистине, сейчас у вас есть право отказаться свидетельствовать и просто уйти.

Если же они настаивали на том, чтобы засвидетельствовать, Шурайх поворачивался к тому, против кого они собирались засвидетельствовать, и говорил ему:

— Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства и при этом я считаю, что с тобой поступили несправедливо, но я не могу выносить решения на основе предположения, я выношу решение на основании свидетельства свидетелей. И поистине, моё решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллах.

 

 


У Шурайха был девиз, который он всегда повторял, занимаясь судопроизводством:

— Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке. Поистине, притеснителя ожидает наказание. И поистине, притесненного ожидает справедливость. И поистине, я клянусь Аллахом, что тот, кто отказался от чего-то ради Всевышнего Аллаха, не станет жалеть об этом.

 

 

90                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Шурайх чистосердечно относился не только к Аллаху, Его Посланнику и Его Книге, но и к простым мусульманам и к влиятельным.

Один из них рассказывает такую историю:

— Однажды Шурайх услышал, как я жаловался другу на то, что мне пришлось претерпеть. Он взял меня за руку, заставив меня наклониться, и сказал: «Сынок, остерегайся жаловаться кому-то, кроме Всевышнего Аллаха. Поистине, тот, кому ты жалуешься, либо друг, либо враг. Если он друг, то ты только опечалишь его, а если он враг, то ты дашь ему повод позлорадствовать». Затем он сказал: «Посмотри на этот мой глаз». С этими словами он указал на свой глаз и продолжил: «Я не вижу им ни людей, ни дорогу вот уже пятнадцать лет, но я никому не рассказывал об этом до настоящего момента. Разве не слышал ты слова праведного раба: "Поистине, я жалуюсь на горечь мою и печаль мою только Аллаху" (12:86)? Когда у тебя случается беда, жалуйся Всевышнему Аллаху и ищи утешения у Него, ибо поистине, он Самый достойный объект наших просьб и Самый близкий из тех, к кому взывают...

 

 


А однажды Шурайх увидел человека, который просил что-то у другого, и сказал ему:

— Сынок, кто просит человека о чём-то, тот добровольно соглашается на рабство. Если тот, кого просят, исполнит просьбу, то этим он превратит просящего в своего раба. А если он откажет ему, то оба они вернутся униженными — этого унизит скупость, а того — полученный отказ. Если будешь просить, то проси Аллаха, а если будешь обращаться за помощью, то обращайся к Аллаху, и знай, что нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха.

 

 

Судья Шурайх                                                                                                                     91

 


Однажды  в  Куфе  разразилась эпидемия. Друг Шурайха отправился в Неджеф, желая избежать заражения. И Шурайх написал ему:

— Место, которое ты оставил, не приблизит твою смерть и не украдёт у тебя отпущенные тебе дни. И поистине, место, в которое ты отправился, подвластно Тому, Кто может всё и от Кого никуда не сбежать. Поистине, мы с тобой — на ковре одного властелина, и поистине, Неджеф близок для Обладающего могуществом...

 

 


Помимо прочих своих умений Шурайх был ещё и поэтом, слагавшим прекрасные стихи на важные темы.

Рассказывают, что когда его сыну было около десяти лет, он очень любил играть. Однажды Шурайх не обнаружил его в куттабе, где он должен был учиться. Оказалось, что он ушёл оттуда, чтобы поглядеть на собак.

Когда мальчик вернулся домой, Шурайх спросил его:

—Ты помолился?

Он ответил:

—Нет.

Тогда Шурайх велел принести бумагу и перо и написал его воспитателю следующее:

 

Молитву оставил он ради собак, желая натравливать

Их друг на друга с людьми недалёкими, скверными,

Пусть придёт он к тебе завтра с этим посланием:

Знай, что оно подобно посланию аль-Муталяммиса*.

 

 


* Речь идёт о человеке, который вёз запечатанное послание, в котором содержалось веление казнить его.

 

92                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Когда придёт он к тебе, то лечи его порицанием,

Иль наставленьем наставника мудрого и сметливого.

Если бить его станешь ты розгою, то не более

Трёх раз: после этого удержи свою руку.

И знай, что бы ни делал ты с ним, что душа его

Для меня, несмотря на все огорченья, наиболее ценная.

 

 


Да будет доволен Аллах 'Умаром, который украсил судопроизводство прекрасной жемчужиной. Он подарил мусульманам сияющий светоч, и мусульмане до сих пор пользуются светом его понимания Шариата Аллаха и находят правильный путь благодаря его пониманию Сунны Посланника Аллаха . И им будет чем гордиться перед другими общинами в Судный день.

И да помилует Аллах судью Шурайха, который поддерживал справедливость среди людей в течение шестидесяти лет, никого не притесняя и не отклоняясь от истины и не делая различий между царём и простолюдином.

 

МУХАММАД ИБН СИРИН

 

Мне не случалось видеть человека, более глубоко понимающего религию в своём благочестии и более благочестивого в своём понимании религии, чем Мухаммед ибн

Сирин.

Мурикъ аль-'Иджли

 

Сирин решил дополнить свою веру, присоединив к ней новую половинку — иными словами, он решил жениться. Случилось это уже после того, как Анас ибн Малик  отпустил его на свободу и его ремесло стало приносить ему хорошую прибыль и много благ. А был он мастером-медником, искусным в изготовлении Медной посуды.

Выбор его пал на невольницу повелителя верующих Абу Бакра ас-Сыддика  по имени Сафийя.

 

 


Сафийя  была  совсем  юной  девушкой  с  красивым  лицом, чистым  сердцем, многочисленными  достоинствами и благородным поведением. Все женщины Медины, знавшие Сафийю, ''Искренне любили её: и молодые, её ровесницы, и пожилые, которые видели, что умом и достойным поведением она ничуть не уступает им.

Но больше всего девушку любили жёны Посланника Аллаха , особенно 'Аиша .

 

 


Сирин отправился к повелителю верующих и обратился к нему с просьбой отдать за него Сафийю.

 

 

94                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Ас-Сыддик туг же стал выяснять, насколько праведный и благонравный человек сватается к Сафийе — подобно тому, как заботливый отец торопится выяснить всё о сватающемся к его дочери. Ничего удивительного в этом нет, ибо он действительно любил её как дочь. Кроме того, он чувствовал свою ответственность за неё. Поэтому он постарался разузнать о Сирине всё что можно.

Первым, кого ас-Сыддик спросил о нём, стал Анас ибн Малик . Анас сказал:

— Жени его на ней, о повелитель верующих, и не бойся за неё, ибо я его знаю как человека, верного религии, благонравного, мужественного и благородного. Я знаю его с тех пор, как Халид ибн аль-Валид взял его в плен в местечке 'Айн-ат-тамр вместе с сорока другими мальчиками и привёз его в Медину. Сирин оказался моей долей, и я был очень доволен им.

 

 


Ас-Сыддик  дал  согласие  на  брак  Сафийи  и Сирина. Он решил  проводить  её  так, как провожает заботливый отец любимую дочь, когда та выходит замуж, и устроил такой праздник по случаю её свадьбы, который выпадал на долю немногих девушек в Медине.

Очень  много  благородных  сподвижников  присутствовали  на её  свадьбе,  в  том числе восемнадцать участников битвы при Бадре.

С мольбой за неё обратился к Всевышнему Аллаху человек, записывавший Откровение для Посланника Аллаха  — Убайй ибн Ка'б. И присутствующие сопровождали его мольбу словами: «Амин! Амин!» Три матери верующих наряжали и украшали девушку, когда пришло время отвести её к мужу.

 

Мухаммад ибн Сирин                                                                                                         95

 

 


Одним из плодов этого благословенного союза был мальчик, который спустя два десятка лет стал одним из самых известных последователей сподвижников и одним из выдающихся мусульман. Это Мухаммад ибн Сирин.

Давайте же расскажем историю жизни этого благородного последователя сподвижников с самого начала.

 

 


Мухаммад ибн Сирин родился за два года до окончания правления повелителя верующих 'Усмана ибн ' Аффана .

Он воспитывался в доме, в котором каждый угол источал  благочестие и богобоязненность.

Когда смышлёный мальчик подрос и возраст его приблизился к совершеннолетию, он обнаружил, что мечеть Посланника Аллаха  всегда наполнена дожившими до этих дней благородными сподвижниками и нх старейшими последователями. Там можно было встретить Зейда ибн Сабита, : Анаса ибн Малика, 'Имрана ибн Хусайна, 'Абдаллаха ибн 'Умара, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, Абу Хурайру...

И юноша устремился к ним так, как устремляется жаждущий к прохладному и чистому источнику. От них он научился Книге Аллаха, перенял их понимание религии Аллаха, а также немало хадисов Посланника Аллаха . Это принесло его разуму мудрость и знание, а его душе — праведность и верное руководство.

Позже семья выдающегося мальчика переехала в Басру, где и осела.

 

 


В те дни Басра была совсем новым, недавно основанным городом. Мусульмане принялись за его строительство только

 

 

96                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


в конце правления 'Умара . Город служил отражением особенностей мусульманской общины того времени. Он был военной базой для мусульманских войск, отправлявшихся в походы на пути Аллаха, а также центром обучения и наставления для жителей Ирака и Персии, принимавших ислам. Жители города представляли собой серьёзное мусульманское общество, которое трудится для мира этого так, словно будет жить вечно, и трудится для мира вечного так, словно умрёт завтра.

 

 


Начав свою новую жизнь в Басре, Мухаммад ибн Сирин разделил своё время на две части. Одну часть он посвящал знанию и поклонению, а вторую — добыванию хлеба насущного и торговле.

На рассвете, когда мир этот озарялся светом Господним, Мухаммад отправлялся в мечеть Басры, где учил других и учился сам.

А к полудню он отправлялся на рынок, где продавал и покупал. А ночью, когда мир опускал свои завесы, Мухаммад стоял на своём обычном месте у себя дома, совершая молитву, читая Коран и плача из страха перед Милостивым глазами и сердцем, — так, что его родные и соседи начинали бояться за него, слыша его всхлипы за стеной.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!