К мирским благам в свою эпоху 12 страница



 

 


Связь Раджа' с омейядскими халифами стала для них великой милостью и почётом от Всевышнего. Он призывал их к благу и указывал им на пути, ведущие к нему.

И он удерживал их от зла и закрывал перед ними его двери.

И он показывал им истину и побуждал их следовать ей.

И он указывал им на ложное и предостерегал их от следования ему.

И он проявлял чистосердечие по отношению к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам.

С Раджа' случилась история, которая осветила ему путь в его отношениях с халифами и чётко обозначила его задачу в общении с ними. Он сам рассказывал эту историю:

— Однажды  я  стоял  с  Сулейманом  ибн  'Абд-аль-Маликом   в  окружении  множества  людей  и  вдруг увидел человека, который направлялся к нам сквозь толпу. У него была благородная наружность. И я не сомневался, что он идёт к халифу. Оказавшись напротив меня, он подошёл. Встал рядом со мной, после чего поприветствовал меня и сказал: «О Раджа'! Поистине, этот человек — твоё испытание». Сказав это, он указал на халифа, а затем продолжил:  «В близости к нему много блага и много зла. Сделай же  свою  близость  к  нему  благом  для  тебя  и  для  людей. И знай,  о  Раджа',  что  занимающий  достойное   место  при    султане и передающий халифу просьбы слабых людей,

 

120               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


не имеющих возможности обратиться к нему с этой просьбой самостоятельно, встретит Всевышнего Аллаха для расчёта лёгкого. Помни, о Раджа', о том, что Аллах помогает тому, кто помогает своему брату-мусульманину. И знай, о Раджа', что одно из самых любимых дел для Всевышнего Аллаха — доставлять радость сердцу мусульманина». И пока я размышлял о его словах в ожидании продолжения его речи, халиф позвал: «Где Раджа' ибн Хайва?» Я приблизился к нему и сказал: «Вот он я, о повелитель верующих». И он задал мне какой-то вопрос. Ответив ему, я повернулся к тому человеку, дававшему мне наставление, но никого не обнаружил. Я обыскал всё, но так и не смог найти никаких следов того наставника...

 

 


В жизни Раджа' было немало историй, главными героями которых были помимо него омейядские халифы. Рассказы о его поступках остались на страницах истории, и они передаются из поколения в поколение.

Так, рассказывают, что однажды он был на собрании 'Абд-аль-Малика ибн Мервана, и халифу рассказали об одном человеке, питающем злобу к Омейядам. Ему сказали:

— Он поддерживает 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра* и помогает ему...

И доносчик рассказал ему о словах и делах того человека достаточно, чтобы разгневать халифа, и он сказал:

— Клянусь Аллахом, если я доберусь до него, то сделаю с ним то-то и то-то! И я обязательно отрублю ему голову!

И очень скоро Аллах предал этого человека в руки халифа и его привели к нему.

 


* Он был соперником 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и тоже претендовал на власть.

 

Раджа' ибн Хайва                                                                                                              121

 

 


Халиф был вне себя от гнева и уже собирался исполнить свою угрозу. Но Раджа' ибн Хайва поднялся и сказал:

— О повелитель верующих! Поистине, Всевышний Аллах сделал  для  тебя то, чего ты желал, предав его в твои руки. А теперь сделай для Аллаха то, что Он любит, — прости этого человека.

И гнев халифа улёгся. Он простил этого человека, отпустил его и оказал ему благодеяние.

 

 


В 91 году хиджры аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик совершил хадж. Его сопровождал Раджа' ибн Хайва. Добравшись до Медины, они посетили мечеть Пророка. Их сопровождал 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.

Халиф изъявил желание расширить мечеть и сделать её шириной в двести локтей. Людям велели выйти из мечети, чтобы халиф мог внимательно осмотреть её.

В мечети не осталось никого, кроме Са'ида ибн аль-Мусайяба, которого стража не посмела выгнать.

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, который в то время был правителем Медины, послал к нему гонца, который сказал:

— Было бы хорошо, если бы ты вышел из мечети, как и все остальные люди.

Са'ид ибн аль-Мусайяб ответил:

— Я не покину мечеть до наступления времени, в которое я покидаю её' каждый день.

Ему сказали:

— Ты бы встал и поприветствовал повелителя верующих.

Са'ид ответил:

— Я пришёл сюда, чтобы стоять пред Господом миров.

 Когда гонец передал ему слова Са'ида, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, показывая халифу мечеть, старался не подводить

 

122               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


его к тому месту, где сидел Са'ид. А Раджа' старался занять его разговором, зная о вспыльчивости халифа.

Но в конце концов аль-Валид всё-таки спросил их:

—     Кто этот шейх? Разве это не Са'ид ибн аль-Мусайяб?

Они ответили:

— Да, это он, о повелитель верующих. И стали рассказывать халифу о его религии, знании, достоинствах и богобоязненности. Рассказав ему немало, они сказали:

—Если бы старец увидел, что здесь повелитель верующих, он, конечно, поднялся бы и поприветствовал его. Однако у него очень слабое зрение.

Аль-Валид сказал:

—Я знаю, что он действительно таков, как вы сказали, и он имеет больше прав на то, чтобы мы сами подошли к нему и поприветствовали его.

И он подошёл к Са'иду и, остановившись перед ним, поприветствовал его и спросил:

—Как поживает шейх?

Са'ид ответил, не поднявшись со своего места:

—По милости Аллаха и Ему принадлежит хвала и благо... А как поживает повелитель верующих, да поможет ему Аллах в том, что Он любит и чем Он доволен?..

И аль-Валид ушёл со словами:

—Это последние из настоящих людей. Последние из праведных предшественников в этой общине...

 

 


Когда власть перешла к Сулейману ибн 'Абд-аль-Малику, Раджа' ибн Хайва занимал при нём даже более почётное место, чем при его предшественниках. Сулейман доверял ему и полагался на него и старался следовать его мнению и в важных, и в незначительных вопросах.

 

Раджа' ибн Хайва                                                                                                              123

 

 


Известно много историй, главными героями которых были Раджа' ибн Хайва и Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Но, пожалуй, самым важным для ислама и мусульман деянием Раджа' в эпоху халифа Сулеймана стало его отношение к передаче власти по наследству и роль, которую он сыграл в присяге людей 'Умару ибн 'Абд-аль- 'Азизу.

 

 


Раджа' ибн Хайва рассказывал:

— В первую пятницу месяца сафар* 99 года хиджры мы были вместе с повелителем верующих Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в Дабике. А он послал огромное войско к Константинополю под командованием его брата Маслямы ибн 'Абд-аль-Малика. Вместе с ним был его сын Дауд и много его родственников. Он поклялся не покидать Мардж Дабик, пока Аллах не  предаст  Константинополь  в  его  руки или пока он сам не умрёт.

Незадолго до пятничной молитвы халиф совершил малое омовение самым тщательным образом, затем облачился в зелёное одеяние и надел зелёную чалму. После этого он взглянул на себя в зеркало взглядом человека, довольного своим внешним видом и своей молодостью. Ему тогда было всего около сорока лет.

Затем он вышел, чтобы совершить молитву с людьми. А вернулся из мечети он уже с горячкой.

В следующие дни болезнь только усилилась. Он попросил меня быть возле него. Однажды я зашёл к нему и обнаружил, что он что-то пишет. Я спросил: «Что ты делаешь, о повелитель верующих?» Он ответил: «Завещаю власть своему сыну Айюбу». Я сказал: «О повелитель верующих.

 


* Сафар — второй месяц мусульманского календаря.

 

 

124               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Среди того, что оберегает халифа в могиле и очищает его совесть перед Господом, — назначение им своим преемником праведного человека. А твой сын Айюб — мальчик, не достигший совершеннолетия, и ты не можешь определить, праведным он будет или нет».

Тогда он изменил своё решение: «Это всего лишь написанное мною. Я хочу обратиться к Господу моему, чтобы Он указал мне правильное решение. У меня не было решительного намерения...» И он порвал написанное. Спустя день или  два он позвал меня и сказал: «Что ты думаешь о моём сыне Дауде, о Абу аль-Микдам?» Я ответил: «Он отправился вместе с войском в Константинополь, и ты не знаешь даже, жив он или нет...» Он спросил: «Кого бы ты предложил, о Раджа'?» Я ответил: «Решение за тобой, повелитель верующих». Я хотел посмотреть, кого он назовёт, чтобы отвергнуть их одного за другим, пока он не назовёт 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Он спросил: «Что ты думаешь об 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе?» Я ответил: «Клянусь Аллахом, я знаю его как человека достойного, безупречного, разумного, набожного...» Он сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, он такой и есть... Но если я назначу своим преемником его и оставлю ни с чем детей 'Абд-аль-Малика*, то будет смута. Они никогда не позволят ему править собой». Я сказал: «Что ж, привлеки одного из них к участию: назначь его преемником 'Умара». Халиф сказал: «Ты прав. Это успокоит их. И они удовольствуются и примут его». Потом он взял бумагу и написал своей рукой: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Это послание раба Аллаха Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика, повелителя верующих, 'Умару ибн ' Абд-аль-

 

 


* Он имел в виду своих братьев.

 

 

Раджа' ибн Хайва                                                                                                              125

 

 


'Азизу. Я назначаю тебя своим преемником и назначаю твоим преемником Язи да ибн 'Абд-аль-Малика. Слушайте меня и повинуйтесь, и бойтесь Аллаха и не разделяйтесь. А иначе коварные и корыстные люди захотят одолеть вас...» Закончив писать, он вручил мне послание. Затем он послал за Ка'бом ибн Хамизом, начальником стражи, и сказал ему: «Вели моим родным собраться и сообщи им, что послание, которое у Раджа' ибн Хайвы, написано моей рукой, и вели им присягнуть тому, кто упомянут в этом послании». Когда они собрались, я сказал им: «Это послание повелителя верующих. Он назначил своего преемника и велел мне принять вашу присягу тому, кого он назначил». Они сказали: «Слушаемся и повинуемся повелителю верующих. И мы обещаем быть покорными его преемнику». После этого они велели мне попросить у повелителя верующих разрешения зайти к нему и попрощаться с ним. Я сказал: «Хорошо».

Когда они вошли к нему, он сказал им: «Поистине, это послание, которое держит в руках Раджа' ибн Хайва, написано моей рукой. Это мой завет моему преемнику. Слушайтесь и повинуйтесь тому, кого я назначил, и присягните тому, кто упомянут в этом послании».

И они присягнули друг за другом. Потом я вышел с запечатанным посланием, содержание которого было известно только мне и повелителю верующих.

Когда  люди  разошлись, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз пришел ко мне и сказал: «О Абу аль-Микдам! Поистине, повелитель верующих хорошего мнения обо мне, и он сделал Мне много добра и неоднократно  выказывал своё расположение ко мне... И я боюсь, что он поручил мне что-то из этого дела. И я заклинаю тебя Аллахом и прошу тебя ради нашей дружбы: есть ли в послании повелителя верующих

 

126               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


что-то касающееся меня, чтобы я успел попросить его освободить меня от этой ответственности, пока не поздно?» Я ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, о чём ты спрашиваешь!» И он ушёл, гневаясь на меня. Потом ко мне подошёл Хишам ибн Абд-аль-Малик и сказал: «О Абу аль-Микдам! Я знаю о твоём многолетнем уважении и любви ко мне. И я буду очень благодарен тебе, если ты сообщишь мне о том, что в послании повелителя верующих. И если он назначил своим преемником меня, то я промолчу, а если он назначил другого, то я будут говорить, потому что подобного мне не отстраняют от такого дела! И я клянусь тебе Аллахом, что не стану упоминать твоё имя». Я сказал ему: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, что доверил мне повелитель верующих». И он ушёл, ударяя рукой о руку и восклицая: «Кому же будет поручено это дело, если меня отодвинут в сторону? Неужели власть уйдёт от детей 'Абд-аль-Малика? Клянусь Аллахом, ведь я лучший из детей 'Абд-аль-Малика!» Потом я зашёл к халифу, который уже лежал при смерти. Как только мне начинало казаться, что душа вот-вот покинет его тело, я поворачивал его в сторону киблы. Но он говорил: «Ещё не время, Раджа'...» Я проделал это дважды, а на третий он сказал: «Сейчас, Раджа'... Если хочешь что-то сделать, то делай... Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Я повернул его в сторону киблы, и очень скоро он скончался.

Тогда  я  закрыл  ему  глаза, прикрыл его зелёным покрывалом и вышел, закрыв за собой дверь. Его жена послала ко мне кого-то, спрашивая о халифе и изъявляя желание увидеть его. Я приоткрыл дверь и сказал её посланцу: «Посмотри на него, он наконец-то уснул после долгого бодрствова-

 

Раджа' ибн Хайва                                                                                                              127

 

 


ния. Оставьте его». Посланец вернулся к ней и сообщил ей, и она поверила, что он действительно уснул.

После этого я запер дверь, посадил возле неё стражника, которому доверял, и велел ему не двигаться с места, пока я не вернусь, и никого не пускать к халифу.

Я вышел, и люди, встретив меня, спросили, как повелитель верующих. Я ответил: «Он никогда не был таким спокойным, как сейчас...» Они сказали: «Хвала Аллаху». Потом я послал к Ка'бу ибн Хамизу, начальнику стражи. Он собрал членов семьи повелителя верующих в мечети Дабика. Я сказал: «Присягайте тому, чьё имя упомянуто в послании повелителя верующих». Они сказали:  «Но мы уже присягнули один раз! Мы что, должны присягнуть ещё раз?» Я сказал: «Это веление повелителя верующих. Присягайте так, как он велел, тому, чьё имя упомянуто в этом запечатанном послании». И они присягнули один за другим. Увидев, что присяга окончена, я сказал: «Поистине, ваш товарищ умер. И поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». И я зачитал им послание, и когда я упомянул имя 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, Хишам ибн 'Абд-аль-Малик воскликнул: «Мы никогда не станем присягать ему!» Я сказал: «Тогда я, клянусь Аллахом, отрублю тебе голову! Встань и присягни». Он нехотя поднялся. Дойдя до 'Умара, он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он сказал это потому, что власть перешла к 'Умару, а не к братьям покойного халифа — сыновьям 'Абд-аль-Малика. 'Умар сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он произнёс эти слова, потому что власть перешла к нему, несмотря на то, что он не хотел этого.

Это была присяга, посредством которой Аллах вернул исламу его юность и возвысил Свою религию.

 

128               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Блажен халиф мусульман Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Он очистил совесть свою перед Аллахом, назначив своим преемником праведного человека. И блажен его искренний помощник — Раджа' ибн Хайва. Он был чистосердечен по отношению к Аллаху, Его Посланнику и предводителям мусульман. И да вознаградит Аллах благом его праведное окружение. Через сияние их мнения наилучшие из обладателей власти, которым Аллах оказывал содействие, находят правильный путь...

 

'АМИР ИБН ШУРАХБИЛЬ АШ-ША'БИ

 

Аш-Ша'би обладал обширными познаниями и был очень кратким... и в исламе он занимал достойное место.

Аль-Хасан аль-Басри

 

Череэ шесть лет после того, как 'Умар  стал халифом, в одной мусульманской семье на свет появился худенький мальчик. Он был таким потому, что в утробе матери он был вместе с братом, не оставившим ему места для роста. Но позже ни его брат, ни другие люди не могли опередить его в знании, кротости, заучивании наизусть, понимании и одарённости. Это был 'Амир ибн Шурахбиль аль-Химьяри, известный как аш-Ша'би. Это был один из самых выдающихся мусульман своей эпохи.

 

 


Аш-Ша'би родился и вырос в Куфе. Но сердце его стремилось в пресветлую Медину. Время от времени он приезжал туда, чтобы встретиться с благородными сподвижниками Посланника Аллаха  и перенять от них знание. Благородные сподвижники тоже приезжали в Куфу, чтобы отправляться оттуда в походы на пути Аллаха или просто жить там.

Аш-Ша'би посчастливилось встретить около пятисот благородных сподвижников. Он передавал хадисы от очень известных  сподвижников,  в  том  числе  от  'Али   ибн  Абу Талиба, С а'да ибн Абу Ваккаса, Зейда ибн Сабита, 'Убады ибн ас-Самита,  Абу Мусы  аль-Аш'ари,  Абу Са'ида  аль-АУдри, ан-Ну'мана ибн Башира, 'Абдаллаха ибн 'Умара,

 

 

130               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Ади ибн Хатима, Абу Хурайры, матери верующих 'Аиши и многих других.

 

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!