К мирским благам в свою эпоху 4 страница



Когда лекарь собрался отнять ногу 'Урвы, к нему подошли несколько человек.

'Урва спросил:

— Кто это такие?

Лекарь ответил:

— Их привели, чтобы они подержали тебя, ведь, почувствовав боль, ты можешь дёрнуть ногой и причинить вред самому себе.

'Урва сказал:

— Пусть они отойдут. Мне они не нужны. Поистине, я надеюсь, что поминание и прославление Аллаха заменит их мне.

Тогда лекарь подошёл к 'Урве и разрезал ножом плоть до самой кости, а потом стал распиливать кость. А 'Урва повторял:

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                      33

 

 


— Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик...

Лекарь делал своё дело, а 'Урва всё повторял эти слова.

Наконец лекарь отнял ногу. Затем в железном чане вскипятили масло и опустили туда ногу 'Урвы, чтобы остановить кровь. 'Урва лишился чувств и долго пролежал без сознания, что помешало ему прочитать в тот день свою обычную часть Корана. Это был единственный раз с ранней юности, когда 'Урва упустил это благо. Придя в сознание, 'Урва первым делом попросил принести ему его отрубленную ногу. Ему подали её. Он стал поворачивать её в руках со словами:

— Клянусь Тем, Кто помогал мне с помощью неё идти к мечети в темноте, поистине, Он знает, что никогда не шёл я с её помощью к запретному...

А потом он прочитал стихи Ма'на ибн Ауса:

 

Клянусь, ни разу я руки не протянул

К запретному, и ноги не несли меня к дурному,

Ни мысли, ни взор мой меня не толкали

К чему-то запретному, ни разум и сердце...

Знай же, что испытание от Аллаха, которое

Меня постигло, других до меня постигало...

 

 

 


Аль-Валида ибн 'Абд-аль-Малика огорчило то, что его дорогого гостя постигло столько бед: он потерял сына и лишился ноги, и всё это случилось за считанные дни. Он стал думать, как ему утешить 'Урву и помочь ему терпеливо перенести выпавшие на его долю испытания.

Случилось так, что как раз в это время во дворце халифа находилась  группа людей из бану 'Абс. Среди них был один слепой. Аль-Валид спросил его о причине его слепоты, и тот ответил:

 

34                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— О повелитель верующих! Не было среди бану 'Абс человека более богатого, чем я, и ни у кого не было такой большой семьи, как у меня. Я жил со своей семьёй на дне долины в тех местах, где селятся мои соплеменники. И однажды к нам пришёл такой поток, подобного которому мы раньше не видели. Этот поток лишил меня всего моего имущества, семьи и детей, оставив мне единственного верблюда да новорожденного ребёнка. Верблюд был норовистым, вырвался и убежал от меня. Я оставил ребёнка на земле, а сам побежал за верблюдом. Но стоило мне отбежать от того места, как я услышал позади себя крик ребёнка. Я повернулся и увидел, что волк уже хватает его за голову. Я бросился к нему, но было поздно. Я не смог спасти ребёнка, потому что волк уже загрыз его. Я догнал верблюда, но, когда я приблизился к нему, он лягнул меня прямо в лицо, повредив мне лоб, из-за чего я ослеп. Так за одну ночь я остался без семьи, без детей, без имущества и без зрения...

Аль-Валид сказал своему привратнику:

— Отведи этого человека к нашему гостю 'Урве ибн аз- Зубайру. Пусть он расскажет ему свою историю, дабы 'Урва знал, что есть люди, которых постигли более тяжкие испытания, чем его.

 

 

 


Когда 'Урву ибн аз-Зубайра доставили в Медину и привезли в его дом, он заговорил первым, сказав:

—Пусть вас не пугает то, что вы видите. Всевышний Аллах даровал мне четырёх сыновей, а потом забрал у меня одного, оставив троих. И Ему хвала... И Он даровал мне четыре конечности, а потом забрал одну из них, оставив три. И Ему хвала... Клянусь Аллахом, если даже Аллах забрал у меня немного, то при этом Он оставил мне

 

 

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                     35

 

 


много. И даже если Он подверг меня испытанию один раз, то ведь раньше я так долго жил благополучно...

 

 

 


Узнав о возвращении их имама и учёного 'Урвы ибн аз-Зубайра, жители Медины поспешили к его дому, чтобы утешить его и при нести свои соболезнования. Одним из наилучших соболезнований стали слова Ибрахима ибн Мухаммада ибн Тальхи. Он сказал:

Радуйся, о Абу 'Абдаллах, ведь один из твоих органов и один из твоих сыновей опередили тебя, отправившись в Рай прежде тебя. А целое последует за своей частью с позволения Всевышнего Аллаха. Аллах оставил нам от тебя то, в чём мы нуждаемся и без чего не можем обойтись — твоё знание, пони мание религии и правильные мнения. Да принесёт Аллах пользу через них и тебе, и нам! А Аллах — Тот, Кто дарует тебе на граду и гарантирует тебе благой расчёт.

 

 

 


На протяжении всей своей жизни 'Урва ибн аз-Зубайр оставался для мусульман минбаром прямого пути. Он указывал на то, в чём преуспеяние, и призывал к благому.

'Урва уделял огромное внимание воспитанию детей мусульман — и, прежде всего, собственных. Он не упускал возможности дать им полезное наставление. Он побуждал своих сыновей к приобретению знания, говоря им:

Сыновья мои, приобретайте знание и отдавайте ему должное, ибо поистине, даже если вы будете самыми незначительными из людей, возможно, Аллах сделает вас велики ми через знание.

А потом он говорил:

Позор... Есть ли в этом мире что-нибудь более отвратительное, чем невежественный старик?

 

36                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

     
 

 


'Урва побуждал сыновей считать милостыню подарком, который они дарят Всевышнему Аллаху.

Он говорил:

— Сыновья мои! Пусть никто из вас не дарит Господу своему то, что он постыдился бы подарить знатному представителю своих соплеменников, ибо поистине Всевышний Аллах — Самый величественный и Самый щедрый. И Он более достоин того, чтобы выбирать для Него лучшее.

 

 

 


'Урва также просвещал своих сыновей относительно людей, помогая им понять человеческую сущность.

Так, он говорил им:

— Сыновья мои! Если увидите, что какой-то человек делает что-то хорошее, то надейтесь на благо для него, даже если люди считают его скверным человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела. И если увидите, что какой-то человек делает что-то скверное, то остерегайтесь его, даже если люди считают его благим человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела. И знайте, что благое деяние свидетельствует о том, что у человека есть и другие подобные ему, и скверное деяние свидетельствует о том, что у человека есть и другие подобные ему.

 

 

 


'Урва побуждал сыновей быть мягкими, говорить благие слова и сохранять приветливое и располагающее к себе выражение лица. Он говорил:

— Сыновья мои! Мудрые недаром говорили: пусть слова твои будут благими, и пусть лицо твоё будет приветливым, и тогда люди будут любить тебя больше, чем тех, кто даёт им что-то.

 

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                     37

     
 

 

 


Видя, что люди склоняются к роскоши и предаются удовольствиям, 'Урва напоминал им о том, какой скромной и суровой была жизнь Посланника Аллаха . Например, Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: «Однажды я встретил 'Урву ибн аз-Зубайра. Он взял меня за руку и сказал: "О Абу 'Абдаллах..." Я сказал в ответ: "Вот я перед тобой". Он сказал: "Как-то раз я зашёл к моей матери 'Аише* , и она сказала: <Сынок...> Я ответил: <Вот я перед тобой>. Она сказала: <Клянусь Аллахом, случалось, что в доме Посланника Аллаха  по сорок ночей не зажигали огонь — ни лампу, ни что- либо другое>. Я спросил: <Чем же вы питались?> Она ответила: <Финиками и водой>"».

 

 

 


'Урва ибн аз-Зубайр прожил семьдесят один год, и все эти годы были наполнены благом и благочестием и увенчаны богобоязненностью. И смерть пришла к нему, застав его постящимся. Его родные убеждали его прервать пост. Но он отказался.

Отказался потому, что надеялся разговеться глотком воды из райской реки Каусар из серебряной чаши, которую будет держать в руках райская гурия.

 

 


* Мать верующих 'Аиша была родной тётей 'Урвы; слово «мать» здесь употреблено в широком смысле (аналогичным образом арабы называли дядей любого старшего родственника, племянником — младшего и т. Д.).

 

 

АР-РАБИ' ИБН ХУСАЙМ

 

О Абу Зейд, если бы Посланник Аллаха  увидел тебя, он полюбил бы тебя.

'Абдаллах ибн Мас'уд

 

 

Хиляль ибн Исаф сказал своему гостю Мунзиру ас-Саури:

— Пойдём, о Мунзир, посвятим немного времени вере...

Мунзир ответил:

— Хорошо... Клянусь Аллахом, в Куфу меня привело только желание встретиться с твоим учителем ар-Раби' ибн Хусаймом и пожить хотя бы немного под сенью его веры. А ты попросил у него разрешения зайти к нему для нас? Мне сказали, что, с тех пор как его разбил паралич, он не выходит из дома, посвящает всё своё время Господу и редко встречается с людьми.

Хиляль сказал:

— Он такой с тех пор, как Куфа узнала его, и болезнь ничуть не изменила его.

Мунзир сказал:

— Что ж... Однако тебе известно, что характер у шейхов бывает разный. Как думаешь, мы можем прийти к нему и сами спрашивать о том, что хотим узнать? Или же мы должны молчать и слушать то, что он пожелает нам сказать?

Хиляль сказал:

— Если  бы  ты  сидел  с ар-Раби' ибн Хусаймом целый год, он не стал бы разговаривать с тобой, если ты не стал бы раз-

 

Ар-Раби' ибн Хусайм                                                                                                                   39

 


говаривать с ним, и он ничего тебе не скажет, если только ты сам не задашь ему вопрос. Он сделал слова свои поминанием, а молчание своё — размышлением.

Мунзир сказал:

— Тогда пошли к нему, с благословения Аллаха...

Они пошли к шейху. Они поприветствовали его и сказали:

— Как шейх встретил утро?

Он ответил:

— Встретил он его слабым и грешным. Ест он удел свой и ожидает часа своего.

Хиляль сказал ему:

— В Куфу приехал опытный лекарь. Разреши мне привести его к тебе.

Шейх ответил:

— О  Хиляль...  Поистине,  я  знаю,  что лекарство — истина. Но  я  размышлял  об  адитах,  самудянах,  жителях Расса* и многих других. Они были сильнее и величественнее нас, и среди них были лекари и были больные. А потом не осталось ни лекарей, ни больных.

Потом он тяжело вздохнул и сказал:

— Если бы это было болезнью, то мы лечились бы от неё.

Мунзир попросил разрешения и сказал:

— Что же тогда является болезнью, господин шейх?

Он ответил:

— Болезнь — это грехи.

Он спросил:

— А лекарство?

Шейх ответил:

— Лекарство — испрашивание прощения.

 

 


* Упомянутые в Коране древние, исчезнувшие народы, которые Всевышний Аллах покарал за неверие и грехи.

 

40                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он спросил:

— И как же происходит исцеление?

Шейх ответил:

— Ты  раскаиваешься  и не возвращаешься к этим грехам вновь.

Потом он внимательно посмотрел на нас и сказал:

— Души...  Души...  Заботьтесь о душах своих, которые сокрыты от людей, но не сокрыты от Аллаха. Ищите лекарства для них.

Мунзир спросил:

— А каково их лекарство?

Шейх ответил:

— Искреннее покаяние.

Потом он заплакал так, что борода его намокла от слёз.

Мунзир спросил:

— Неужели ты плачешь, несмотря на то, кто ты?!

Шейх ответил:

— Увы... Как же мне не плакать? Ведь я застал людей, по сравнению с которыми мы просто разбойники.

Он имел в виду сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми).

В это время вошёл сын шейха и сказал:

— О отец, мать приготовила для тебя сладкий хабис и очень старалась. И она будет очень рада, если ты поешь. Принести тебе?

Шейх сказал:

— Неси.

Как только он вышел, в дверь постучался просящий подаяния.

Шейх сказал:

— Впустите его.

Когда он вошёл, я посмотрел на него и увидел перед собой немолодого уже человека в рваной одежде. Слюна текла на его подбородок. По лицу его было видно, что он слабоумный.

 

 

Ар-Раби' ибн Хусайм                                                                                                                   41

 

 


В эту минуту вернулся сын шейха с блюдом сладкого кушанья. Отец сделал ему знак поставить блюдо перед посетителем. Он так и сделал. Мужчина стал жадно глотать еду, и при этом слюна его капала в еду. Он ел, пока не съел всё.

Сын сказал шейху:

— Да  помилует  тебя  Аллах,  отец...  Мать  очень  старалась, готовя  для  тебя  этот  хабис,  и  мы  хотели,  чтобы  ты  поел  его. А ты отдал кушанье этому человеку, который сам не знает, что ест...

Шейх сказал:

— Сынок, даже если он не знает, что ест, то Аллах знает...

И он прочитал слова Всевышнего Аллаха «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).

После  этого к шейху зашёл один из его родственников и сказал:

— О Абу Язид! Убили Хусейна, сына Фатымы, мир ему и его матери..,

Шейх сказал:

— Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся...

И  он прочитал слова Всевышнего: «Скажи: "О Аллах, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное! Ты рассудишь Своих рабов в том, в чём они расходились во мнениях"» (39:46).

Но вошедшему этих слов показалось недостаточно, и он спросил:

— Что ты скажешь о его убийстве?

Шейх ответил:

— Я скажу, что к Аллаху им предстоит вернуться, и Аллах подвергнет их расчёту...

 

 

42                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Увидев, что время полуденной молитвы приблизилось, Хиляль сказал:

— Дай мне наставление.

Шейх сказал:

— Пусть не обольщает тебя, о Хиляль, то, что люди много хвалят тебя, ибо поистине, люди знают лишь твою внешнюю сторону. И знай, что участь твоя зависит от дел твоих, а любое дело, совершённое не из стремления к Лику Аллаха, окажется тщетным.

Мунзир сказал:

— Дай  наставление  и  мне,  и  да  воздастся  тебе за это благом.

Шейх сказал:

— О Мунзир, бойся Аллаха в том, что знаешь, а то, что сокрыто от тебя, оставь тому, кто знает его... О Мунзир, пусть никто из вас не говорит: «О Аллах, поистине, я каюсь перед Тобой!», не раскаиваясь после этого, из-за чего слова его становятся ложью. Но говори: «О Аллах! Прости меня!» И это будет мольба. И знай, о Мунзир, что нет блага в словах, кроме слов «Нет божества, кроме Аллаха», «Хвала Аллаху», «Аллах Велик», «Пречист Аллах» и тех слов, с помощью которых ты просишь у Него блага или испрашиваешь у Него защиты от зла, а также побуждаешь к одобряемому или удерживаешь от порицаемого. И ещё — чтение Корана.

Мунзир сказал:

— Мы сидели у тебя, но не слышали, чтобы ты читал стихи. При этом мы видели, как некоторые твои товарищи порой говорят стихами.

Шейх сказал:

— Всё, что ты произносишь здесь (в этом мире), непременно будет записано и прочитано тебе там (в мире вечном).

 

Ар-Раби' ибн Хусайм                                                                                                                   43


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!