К мирским благам в свою эпоху 3 страница



— Поистине повелитель верующих, да сделает Аллах долгой его жизнь, велел мне спросить тебя о том, в чём тебя обвиняют.

'Амир сказал:

— Спрашивай, о чём пожелаешь.

Наместник спросил:

— Почему ты противишься Сунне Посланника Аллаха  и не желаешь жениться?

Амир ответил:

— Я отказался от женитьбы не потому, что не желаю следовать Сунне Пророка . И я свидетельствую, что в исламе нет монашества. Просто я человек, понимающий, что у него только одна душа, и посвятивший её Всевышнему Аллаху, и я побоялся, что жена завладеет ею.

 

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми                                                                                                23

 


Наместник спросил:

— А почему ты не ешь мяса?

Амир ответил:

— Я ем его, когда мне хочется и я могу достать его. А если мне не хочется или хочется, но нет возможности достать его, то я не ем его.

Наместник спросил:

— А сыр ты почему не ешь?

'Амр ответил:

— Я живу в квартале, где есть огнепоклонники, занимающиеся изготовлением сыра. А они не делают различий между мертвечиной и зарезанным животным. И я боюсь, что сычуг, который они используют, может оказаться взятым из овцы, которая не была подвергнута закланию. А тот сыр, относительно которого два человека могут засвидетельствовать, что при его изготовлении был использован сычуг из правильно зарезанной овцы, я ем...

Наместник спросил:

— А что мешает тебе приходить к правителям и посещать их собрания?

'Амир ответил:

— Поистине, у ваших дверей всегда много людей. Приглашайте же их к себе и давайте им то, о чём они просят, и оставьте в покое того, кому ничего от вас не нужно...

 

 

Его ответы передали повелителю верующих 'Усману ибн 'Аффану, и он не нашёл в них никаких намёков на неповиновение или отход от Сунны и общины. Однако это не погасило огонь зла. Пошли толки и сплетни об 'Амире ибн 'Абдаллахе и дошло до того, что его сторонники и противники чуть было не затеяли серьёзную ссору. Тогда 'Усман  велел отправить

 

 

24                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


'Амира в Шам* и поселиться там. И он велел своему наместнику в Шаме Му'авии ибн Абу Суфьяну встретить его достойно и позаботиться о нём.

 

 

В тот день, когда 'Амир ибн Абдаллах покидал Басру, на улицу вышло много его учеников и просто братьев по вере, чтобы попрощаться с ним. Они провожали его до самого Марбада. Там он сказал им:

— Я обращусь к Аллаху с мольбой, а вы говорите: «Амин!»

Люди внимательно смотрели на него. Движения прекратились. Все взоры были устремлены на него.

Он поднял руки и сказал:

— О Аллах! Тот, кто оклеветал меня и оболгал и стал причиной моего выдворения из моего города и моей разлуки с товарищами... О Аллах, я простил его, прости же его и Ты. И покрой и меня, и его, и остальных мусульман Своей милостью, прощением и благодеянием, о Милостивейший!

Потом он направил свою верблюдицу в сторону Шама и отправился в путь.

 

 

Остаток жизни 'Амир ибн 'Абдаллах провёл в Шаме.

Его новым домом стал Иерусалим. Наместник Шама My'авия ибн Абу Суфьян относился к нему с почтением и уважением, которые 'Амир вполне заслуживал.

В дни его предсмертной болезни его товарищи пришли навестить его и увидели, что он плачет.

Они спросили:


* Шам — историческая область; территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

 

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми                                                                                                25

 


— Почему ты плачешь? Ведь ты был таким-то, и таким- то, и таким-то...

'Амр сказал:

— Клянусь Аллахом, я плачу не потому, что жалею о мире этом или боюсь смерти. Я плачу потому, что путешествие предстоит долгое. А запасы так ничтожно малы... И вот теперь подъём и спуск, подъём и спуск... Я между Раем и Адом... И не знаю, куда попаду...

Сказав это, он поминал Аллаха до последнего вздоха.

Там, в месте, которое было первой киблой мусульман, третьей по важности заповедной земле, в месте, в котором побывал Посланник Аллаха  во время своего ночного путешествия, и был похоронен 'Амир ибн 'Абдаллах ат-Тамими.

 

 

Да наполнит Аллах могилу ' Амира светом и да сделает он лицо его сияющим и довольным в Садах вечности!

 

'УРВА ИБН АЗ-ЗУБАЙР

 

Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Рая, пусть посмотрит на 'Урву ибн аз-Зубанра.

'Абд-алъ-Малик ибн Мерван

 

Е два постепенно клонящееся к западу солнце позолотило своими лучами Заповедный дом Аллаха и свежий ветерок начал обдувать его пречистые просторы, как совершающие обход вокруг Каабы — дожившие до этого дня сподвижники и их старейшие последователи — наполнили воздух словами «Нет божества, кроме Аллаха». Тут и там раздавался такбир и возносились благие мольбы.

Люди собирались небольшими группами вокруг величественно возвышавшейся Каабы. Они не уставали смотреть на её благородное великолепие и вели беседы, в которых не было ни пустословия, ни чего-то греховного.

Возле йеменского угла Каабы сидели четверо юношей благородного происхождения, со светлыми лицами, и от них исходило благоухание. Они были подобны голубям, прилетавшим в мечеть, — так чисты и ослепительно-белы были их одежды, так прочны были узы, связывающие их сердца.

Это  были  'Абдаллах  ибн  аз-Зубайр,  его  брат  Мус'аб ибн аз-Зубайр, их брат 'Урва ибн аз-Зубайр и 'Абд-аль-Малик ибн Мерван.

 

 


Благочестивые юноши вели спокойную, неторопливую беседу. И вдруг один из них сказал:

 

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                     27

 

 


— Давайте помечтаем, и пусть каждый скажет, чего он желает получить от Аллаха.

Они дали волю своему воображению, и мысли унесли их далеко... Наконец 'Абдаллах ибн аз-Зубайр сказал:

— Я мечтаю стать правителем Хиджаза и сделаться халифом.

Его брат Мус'аб сказал:

— А я желал бы править двумя Ираками (Куфой и Басрой) и чтобы никто не оспаривал их у меня.

'Абд-аль-Малик ибн Мерван сказал:

— Вы ограничились этим, а я — нет. Я хочу править всей землёй и стать халифом после Му'авии ибн Абу Суфьяна.

А 'Урва молчал. Видя, что он ничего не говорит, остальные юноши посмотрели на него и спросили:

— А ты чего желаешь, 'Урва?

Он сказал:

— Да сделает Аллах благодатным для вас то мирское, о котором вы мечтаете... Я же мечтаю быть учёным, трудящимся (ради Аллаха), чтобы люди перенимали от меня Книгу их Господа, Сунну их Пророка и нормы своей религии... И ещё я желаю снискать довольство Аллаха в мире вечном и обрести Его Рай.

 

 


Прошли дни, и вот 'Абдаллаху ибн аз-Зубайру присягают как халифу после смерти Язида ибн Му'авии, и он правит Хиджазом, Египтом, Йеменом, Хорасаном... А позже его убили недалеко от того места, на котором он когда-то сидел, рассказывая о своём желании.

И вот Мус'аб ибн аз-Зубайр становится правителем Ирака — на эту должность его назначает его брат 'Абдаллах ибн аз-Зубайр. Он также гибнет из-за обретённой власти.

 

28                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


И вот 'Абд-аль-Малик ибн Мерван становится халифом после смерти своего отца и после убийства 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра и его брата Мус'аба его солдатами: люди единодушно избирают его своим правителем, а потом он становится величайшим правителем своей эпохи.

А что же 'Урва?

Давайте расскажем его историю с самого начала.

 

 

 


'Урва ибн аз-Зубайр родился за год до конца правления 'Умара ибн аль-Хаттаба  в одном из самых достойных и благородных домов мусульман.

Его отец — аз-Зубайр ибн аль-'Аввам, апостол Посланника Аллаха , первый, кто вынул меч из ножен в исламе, и один из десяти обрадованных при жизни благой вестью об ожидающем их Рае.

А мать 'Урвы — Асма бинт Абу Бакр, прозванная обладательницей двух поясов*.

Его дедом со стороны матери был Абу Бакр ас-Сыддик, преемник Посланника Аллаха  и его сподвижник, сидевший вместе с ним в пещере во время переселения.

А его бабушкой со стороны отца была Сафийя бинт 'Абд-аль-Мутталиб, тётя Посланника Аллаха  со стороны отца.

Тётей 'Урвы со стороны матери была мать верующих 'Аиша . Когда её хоронили, 'Урва спустился в могилу, сам уложил туда её тело и разровнял землю на её могиле.

 

 


* Её прозвали так потому, что в своё время она собрала для Посланника Аллаха  и своего отца Абу Бакра еду, когда они переселялись в Медину, но у неё нечем было перевязать свёрток, и тогда она разорвала пополам свой пояс и одной частью перевязала припасы, а второй подпоясалась сама.

 

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                     29

 


Можно ли представить более благородное происхождение? И можно ли представить себе больший почёт, чем почёт веры и величие ислама?

 

 

 


Чтобы осуществить свою мечту, о воплощении которой он просил Аллаха у благословенной Каабы, 'Урва занялся приобретением знания и посвятил этому всё своё время. Он воспользовался тем, что в то время ещё жили многие сподвижники Посланника Аллаха . Он постоянно посещал их дома, совершал молитву под их руководством, присутствовал на их собраниях. Со временем он стал передавать хадисы от 'Али ибн Абу Талиба, 'Абд-ар- Рахмана ибн 'Ауфа, Зейда ибн Сабита, Абу Айюба аль-Ансари, Усамы ибн Зейда, Са'ида ибн Зейда, Абу Хурайры, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, ан-Ну'мана ибн Башира и других.

'Урва перенял много знаний от своей тёти — матери верующих 'Аиши. В конце концов он стал одним из семи главных факихов Медины, к которым обращались мусульмане по религиозным вопросам и к помощи которых прибегали праведные правители, желавшие править рабами Аллаха и вверенными им областями должным образом.

Когда 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз приехал в Медину после того, как аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик назначил его правителем города, люди пришли поприветствовать его. Совершив полуденную молитву, 'Умар вызвал к себе десять факихов Медины, среди которых был и 'Урва ибн аз-Зубайр.

Когда они собрались у него, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз радушно принял их и оказал им почёт, после чего восхвалил Всевышнего Аллаха самым достойным образом и сказал:

— Поистине, я позвал вас ради дела, за которое вы получите награду, дабы вы были моими помощниками в утверждении истины. Я не хочу принимать решения, не выслушав ваши

 

30                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


мнения или, по меньшей мере, мнения присутствующих из вашего числа. Если увидите, что кто-то покушается на кого-то или вам станет известно о том, что кто-то из назначенных мною поступает несправедливо, то я прошу вас ради Аллаха: сообщите мне об этом.

И 'Урва ибн аз-Зубайр обратился к Аллаху с благой мольбой за него, попросив для него у Аллаха благоразумия и следования прямым путём.

 

 

 


'Урва ибн аз-Зубайр не только приобретал знание, но и успешно применял его и претворял в жизнь. Он постился днём и простаивал ночи в молитве, и язык его постоянно поминал Всевышнего.

К тому же он почти не расставался с Книгой Аллаха и много читал её. Каждый день он прочитывал из мусхафа четверть Корана, а ночью повторял заученные наизусть аяты в дополнительных молитвах.

Известно, что он жил так с юных лет и до самой своей кончины и только один раз пропустил своё чтение — в тот день, когда его постигло испытание, о котором пойдёт речь далее.

 

 


'Урва ибн аз-Зубайр находил отдохновение в молитве. Она была усладой очей его и его раем на земле, и он совершал её самым безупречным образом, тщательно исполняя все положенные действия, и совершал её долго.

Рассказывают, что однажды он увидел человека, который совершал молитву очень быстро. После молитвы он подозвал его и сказал ему:

— О сын брата моего! Разве тебе совсем ничего не нужно от твоего Всевышнего Господа? Поистине, я прошу у Всевышнего Аллаха в молитве всё, даже соль.

 

'Урва ибн аз-Зубайр                                                                                                                     31

     
 

 

 


'Урва ибн аз-Зубайр  был щедрым, снисходительным и великодушным человеком. Рассказывают, что ему принадлежал один из самых больших садов Медины. Там была чистая вода, приятная тень и множество пальм. В течение всего года сад был окружён забором, чтобы скотина и озорная ребятня не портила сад. А когда появлялись свежие финики и их уже можно было есть и всем как раз хотелось свежих плодов, забор по его велению частично убирали, чтобы люди могли входить в сад и есть. И люди приходили в сад, наедались плодами вдоволь и уносили с собой столько, сколько им хотелось. А сам 'Урва каждый раз, входя в свой сад, повторял слова Всевышнего: «Отчего же, войдя в свой сад, ты не сказал: "Так пожелал Аллах! Нет силы ни у кого, кроме как от Аллаха!"» (18:39).

 

 

 


В один год в период правления халифа аль-Валида ибн 'Абд-аль-Малика*, Всевышний Аллах пожелал подвергнуть 'Урву испытанию, выдержать которое способны лишь обладатели сердец, в которых живёт вера и твёрдая убеждённость.

Халиф пригласил 'Урву ибн аз-Зубайра посетить его в Дамаске. 'Урва принял приглашение и, взяв с собой старшего сына, отправился в путь.

Когда 'Урва прибыл к халифу, тот встретил его очень радушно, оказал ему почёт и прекрасный приём.

Но потом Всевышний Аллах пожелал, чтобы ветер подул не туда, куда желают корабли.

Сын 'Урвы отправился на конюшни аль-Валида, чтобы поглядеть на его скакунов, и там одно из животных лягнуло его так сильно, что он скончался.

 


* Шестой халиф из бану Умайя.

 

32                Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Но не успел скорбящий отец отряхнуть с рук землю после похорон  сына,  как  у  него самого началась гангрена на одной ноге.

Нога у него распухла. Опухоль увеличивалась и распространялась всё дальше с ужасающей быстротой. Халиф созвал для гостя лекарей со всех областей и велел им спасать больного любыми средствами. Но все они в один голос сказали, что выход только один — отнять больную ногу, и 'Урве пришлось согласиться.

Когда пришёл лекарь со специальным ножом для рассечения плоти и пилой для распиливания кости, другой лекарь сказал 'Урве:

— Я считаю, что мы должны напоить тебя вином, чтобы ты не чувствовал боль, ибо она будет очень сильной.

'Урва сказал:

— Ни в коем случае. Я не стану прибегать к запретному средству ради исцеления, на которое я надеюсь.

Лекарь сказал:

— Тогда мы напоим тебя притупляющим боль средством.

'Урва сказал:

— Я не хочу лишиться одного из своих органов, не почувствовав при этом боли. Я буду терпеть и надеяться на награду от Аллаха.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!