Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 31 страница



золюцию приняли. На это собрание пришли (дверь не заперли!) без приглашения госпо­жа (Genossin Block (Bloch) приятельница Гримма и сплетница), Димка (тоже сплетница и приятельница Мартова) и т. п. Ясно, что оне «донесли» Гримму. Гримм и решил (по­верив глупому бабью), что «фактический автор» = Радек, и напечатал, что сей автор (Urheber) выступал «Vor einem anderen Forum»396. Харитонов печатает опровержение в «Volksrecht».

Я повел усиленную агитацию перед Платтеном и Нобсом об организации (вернее: сплочении) левых . Читаю о сем доклад им (Платтен обещал устроить). Посмотрю, слажу ли с языком и выйдет ли толк.

Радек обещал выступить прямо против Гримма в «Arbeiterpolitik»398 (советую Вам выписать этот еженедельный журнальчик, стоит 15 пфенн. = 20 сант. номер).

Посмотрим, выполнит ли?

Не хворайте.

(Статью в ЦО писал я .)

Жму руку. Ленин

P. S. Свои «тезы» послал для Вас в Берн (на адрес Григория), прося Вас перевести их на французский (для Женевы, Лозанны, Шо-де-Фона и пр.). Получили их? Ваше мне­ние о них?

Написано 7 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха                                                          Печатается впервые, по рукописи

в Зёренберг (Швейцария)

320 И. Ф. АРМАНД

Дорогой друг!

Конечно, я тоже хочу переписки, будемте продолжать ее.

И посмеялся же я над Вашей открыткой, за животики брался, как говорится. «Во Франции нет меры ha, a есть акр, и Вы не знаете, велик ли акр...» Умора, да и только!

О какой статье идет речь, не установлено. Ред.


324__________________________ В. И. ЛЕНИН

Метрическую систему ввела — imaginez-vous?-------- Франция. По метрической сис­
теме, принятой в большинстве стран мира, ha = hectare =100 ares. Acre мера не фран­
цузская, а английская, около 4/ю гектара.

Ну, Вы не обижайтесь, что я хохотал. Я не со зла. И чего тут удивительного, что Вы редко встречали слова hectare, ha и т. п.? Слова неинтересные, специальные.

За перевод тезисов большое спасибо399. Пошлю их Абрамовичу и Гильбо.

Переделать их для Франции? Едва ли стоит, там многое иначе.

Здесь было сегодня собрание левых: пришли не все, всего 2 швейцарца + 2 ино­странца немца + 3 рус.-евр.-польских ... Швах! Думаю, что сведется почти на нет: вто­рое собрание через 10 дней... Трудно им, ибо все дело именно в войне с Гриммом, а сил у них слишком мало. Поживем — увидим.

Насчет женщин согласен с Вашей прибавкой.

К тезису, что с.-д. (1) в Швейцарии (2) теперь не должны голосовать ни в коем слу­чае за военные кредиты, Вы придираетесь. Ведь в начале все время говорится о дан­ ной, империалистской войне. Только о ней речь.

«У рабочего нет отечества» — это значит, что (а) экономическое положение его (le salariat ) не национально, а интернационально; (β) его классовый враг интернациона­лен; (γ) условия его освобождения тоже; (δ) интернациональное единство рабочих важнее национального.

Значит ли это, вытекает ли отсюда, что не надо воевать, когда дело идет о свержении чуженационального ига?? Да или нет?

Война колоний за освобождение?

— Ирландии против Англии?

А восстание (национальное) разве не есть защита отечества?

Пришлю Вам свою статью против Киевского об этом

— представьте себе. Ред. И реферат не вышел, а лишь беседа. — система наемного труда. Ред.

См. «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»» (Сочинения, б изд., том 30, стр. 77—130). Ред.


___________________________ И. Ф. АРМАНД. 25 НОЯБРЯ 1916 г.________________________ 325

Если нужны будут еще книги — пишите. Достать здесь многое можно, и я все равно часто бываю в библиотеках.

Крепко жму руку. Ленин

Написано 20 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха в Зёренберг (Швейцария)

Впервые напечатано в 1949 г.                                                         Печатается по рукописи

в журнале «Большевик» № 1

321 И. Ф. АРМАНД

Дорогой друг! Насчет переделки для французов я не взялся бы . Попробуйте разве Вы?

Писано для швейцарцев: и «военная часть» здесь особая (для маленького государст­ва) и внутрипартийное положение иное и пр. и пр. Да и конкретного материала о Франции у меня не нашлось бы.

Душой бы рад для французских левых что-либо сделать, да как-то связи не устанав­ливается. Гриша пишет длинные, но архибестолковые письма, льет водицу, жует ста­рое, ничего дельного, ничего точного о французских левых не сообщает, никакого, аб­солютно никакого контакта с ними не устанавливает.

Насчет отечества Вы установить хотите, видимо, противоречие между моими писа­ниями прежде (когда? 1913? где именно? что именно?) и теперь. Не думаю, чтобы были противоречия. Найдите точные тексты, тогда посмотрим еще.

Конечно, между ортодоксами и оппортунистами всегда были разногласия о понима­нии отечества (ср. Плеханов 1907 или 1910, Каутский 1905 и 1907 и Жорес «L'armée nouvelle» ). Я с этим вполне согласен: тут расхождение коренное. Чтобы я где-либо сказал что-либо против этого, не думаю.

Речь идет о тезисах В. И. Ленина «Задачи левых циммервальдистов в швейцарской с.-д. партии». Ред.

— «Новая армия». Ред.


326


В. И. ЛЕНИН


Что защита отечества допустима (когда допустима) лишь как защита демократии (в соответственную эпоху), это и мое тоже мнение.

«Слиться» с общедемократическим движением, конечно, пролетарии не должны ни­когда. Маркс и Энгельс не «сливались» с буржуазно-демократическим движением Гер­мании в 1848 г. Мы, большевики, не «сливались» с буржуазно-демократическим дви­жением в 1905 году.

За демократию мы, социал-демократы, стоим всегда не «во имя капитализма», а во имя расчистки пути нашему движению, каковая расчистка невозможна без развития ка­питализма.

Лучший привет. Ваш Ленин

P.S. Если нужны будут книги, пишите.

Написано 25 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха в Зёренберг (Швейцария)


Впервые напечатано в 1949 г. в журнале «Большевик» № 1


Печатается по рукописи


322 И. Ф. АРМАНД

400

Дорогой друг! Entre nous — приватно! — не советую посылать такого письма . С такой прямотой можно говорить только с ар χ г/надежными и архидружественными левыми.

Где они? Кто они? Или оне???

«Мы хотим взять в руки» — да это попадет в печать и Вас засмеют! !

Мой совет: так писать только архидрузьям (через Радека, например, если он возьмет на свою ответственность, что пошлет друзьям и только им).

Для публики с.-д. вообще переделать в архиосторожное.

Привет! Ленин


Написано ранее 26 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха в Зёренберг (Швейцария)


Печатается впервые, по рукописи


— между нами. Ред.


___________________________ И. Ф. АРМАНД. 28 НОЯБРЯ 1916 г.________________________ 327

323 И. Ф. АРМАНД

Дорогой друг! Насчет книги Delaisi должен, к сожалению, сказать, что у меня ее нет. Должно быть, оставил в Берне или «зачитал» кто-либо.

Насчет Вашего письма к женщинам Вы, кажись, обиделись на мои замечания? Не­множечко даже перетолковали их?

Я писал, что советовал бы удалить место, где говорится, что «мы хотим взять в ру­ки», ибо оно покажется смешным. Если не согласны удалить, тогда советую послать лишь ближайшим, надежнейшим друзьям, в Германию, например, через Радека.

Если же Вы согласны переделать неосторожные выражения (может ведь письмо при теперешних почтовых порядках, арестах в Германии и во Франции и т. д. попасть в другие руки), то и мой совет отпадает. Таков был смысл моих советов. Решительно ни­чего более. Ни тени «недовольства» письмом Вашим, ничего подобного.

Вы спросили мое мнение: я его сказал и только небольшие переделки только сове­товал.

Жму руку.

Ваш Ленин

Написано 26 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха                                                          Печатается впервые, по рукописи

в Зёренберг (Швейцария)

324 И. Ф. АРМАНД

Дорогой друг!

Очень буду рад, если Вы побываете в Женеве и потолкуете насчет редакции нового органа401. Право!

Бриллиант упредил нас и «зацепил» Гильбо. Обидно. Ой-ой, как обидно.


328__________________________ В. И. ЛЕНИН

Можно ли помочь? Пишу Ольге и Григорию, чтобы постараться провести хоть кого-либо из членов нашей партии в редакцию. Ольга думает, что это не невозможно. Очень бы надо.

Насчет книги (которая у Вас) из библиотеки здешней. Я могу, кажись, удовлетворить Вас таким предложением:

когда будете уезжать из Кларана, оставляйте и на почте, и на телеграфе свой новый адрес (чтобы телеграмму переслали Вам тотчас) и берите библиотечную кни­гу (с бумагой оберточной и бечевкой) с собой.

По телеграмме: «Envoyez le livre» шлите ее первой почтой без единого часа промед­ления.

При таком условии Вы можете просрочить, я беру на себя риск. Риск очень не­большой, ибо 99% вероятности, что библиотекарь не потребует книги. Но я абсолютно должен быть гарантирован, что в случае требования верну на другой день (ибо иначе меня уличат в отсылке книги из Цюриха, а это невозможный скандал).

Думаю, что предосторожность, мной предложенная, совсем не трудная для Вас вещь. А необходима она безусловно.

Лучшие приветы!

Ваш Ленин

Написано 28 ноября 1916 г.

Послано из Цюриха                                                          Печатается впервые, по рукописи

в Кларан (Швейцария)

325 И. Ф. АРМАНД

Дорогой друг! Насчет «защиты отечества» я не знаю, есть ли между нами разногла­сия или нет. Вы находите противоречие между моей статьей в сборнике «Памяти Мар­кса» и моими теперешними заявлениями, не цити-

— «Пришлите книгу». Ред. См. «Марксизм и ревизионизм» (Сочинения, 5 изд., том 17, стр. 15—26). Ред.


__________________________ И. Ф. АРМАНД. 30 НОЯБРЯ 1916 г.________________________ 329

руя точно ни тех, ни других. Мне невозможно ответить на это указание. Сборника «Па­мяти Маркса» у меня нет. Запомнить буквально, что я там писал, я, конечно, не мог. Без точных цитат, тогдашней и теперешней, я не в состоянии ответить на такой аргумент с Вашей стороны.

Вообще же говоря, мне сдается, что Вы рассуждаете как-то немного односторонне и формалистично. Взяли одну цитату из «Коммунистического Манифеста» (рабочие не имеют отечества) и хотите как будто без оговорок применять ее, вплоть до отрицания национальных войн.

Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматри­вать лишь (а) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории.

Отечество понятие историческое. Иное дело отечество в эпоху или еще точнее: в момент борьбы за свержение национального гнета. Иное дело — в момент, когда на­циональные движения далеко позади. Для «3-х типов стран» (§ 6 наших тезисов о са­моопределении) не может быть одинаково применяемо при всех условиях положение об отечестве и его защите.

В «Коммунистическом Манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано еще, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое по­ложение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие кон­ституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чем же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом дви­жении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отка­заться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом Манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс

См. «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» (Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 260—261). Ред.


330__________________________ В. И. ЛЕНИН

звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его бро­шюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г., ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александра III против Германии, прямо признавал «защи­ту отечества»402.

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму. В 1891 г. немецкие социал-демократы действительно должны были бы за­щищать отечество в войне против Буланже + Александра III. Это был бы своеобразный вариант национальной войны.

Между прочим: говоря это, я повторяю сказанное в статье против Юрия . Вы поче­му-то молчите о ней. Мне сдается, что по поднятому здесь вопросу именно в данной статье есть ряд положений, выясняющих до конца (или почти) мое понимание мар­ксизма.

Об Радеке — о «ссоре» (???!! !) с Радеком. Я уже имел весной спор с Григорием, ко­торый совсем не понял тогдашнего политического положения и упрекал меня в разрыве с Циммервальдской левой. Это вздор.

Связь с Циммервальдской левой тоже условная вещь. Во-1-х, Радек не = Циммер-вальдская левая. Во-2-х, с Радеком не было «разрыва» вообще, а лишь в определенной сфере. В-З-х, связь с Радеком нелепо понимать так, чтобы нам связывали руки в необ­ходимой теоретической и практической борьбе.

Ad 1 (к пункту 1-му). Ни единого шага, ни тени не только к разрыву, но даже к ос­лаблению связи с «Циммервальдской левой» я никогда нигде не сделал. Никто мне не указал и не укажет его. Ни с Борхардтом, ни с шведами, ни с Knief ом и т. д. и т. д.

(Радек весьма подло выпер нас из редакции «Vorbote». Радек держит себя в политике как тышкинский торгаш, наглый, нахальный, глупый. Григорий писал

См. «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»» (Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 77—130). Ред.


___________________________ И. Ф. АРМАНД. 30 НОЯБРЯ 1916 г.________________________ 331

мне весной 1916 г., когда я был уже в Цюрихе, что у него нет никакой «коллегиальной работы» с Радеком. Радек отодвинулся — вот факт. Отодвинулся он из-за «Vorbote» и от меня, и от Григория. Из-за наглости и торгашеской подлости одного лица Циммервальдская левая не перестала быть левой, и ее тут впутывать не стоит, не умно, не правильно.

«Gazeta Robotnicza» № от февраля 1916 г. образец такой тышкинской (Радек по его стопам идет) гнусно-лакейской «игры». Кто прощает такие вещи в политике, того я считаю дурачком или негодяем. Я их никогда не прощу. За это бьют по морде или отворачиваются.

Я сделал, конечно, второе. И не раскаиваюсь. Связи с немецкими левыми мы ни на волос не утеряли. Когда встала задача на деле идти вместе с Радеком (цюрихский съезд 4—5. XI. 1916403), мы пошли вместе. Все григорьевские глупенькие фразы о моем разрыве с Циммервальдской левой оказались глупостью, чем они всегда и были.)

Ad 2 — «сферой» разрыва с Радеком были значит (а) русские и польские дела. Резо­люция КЗО подтвердила это. (β) История с Юрием и К . Радек и сейчас пишет (могу прислать Вам, коли хотите) пренаглые письма ко мне (и Григорию) на тему о том, что-де «мы» (он + Бухарин + Юрий с К ) «смотрим» так-то! ! Так может писать только ду­рачок и мерзавец, желающий «интригу» сочинить, пролезая в щель разногласий между нами и Юрием с К0. Если Радек не понимал, чтд on делает, тогда он дурачок. Если понимал, тогда мерзавец.

Политическая задача нашей партии была ясна: связать себе руки равенством в редакции с Н. И. + Юрий + Е. Б. мы не могли (Григорий этого не понял и довел меня до прямого ультиматума: я заявил, — что я уйду из «Коммуниста», если мы не порвем с ним. «Коммунист» был хорош, пока не было особой программы у тройки, состав­лявшей /г редакции). Дать равенство группе из Бухарина + Юрия + Е. Б. было бы идиотизмом и порчей всей работы. Ни капли


332__________________________ В. И. ЛЕНИН

мозгов ни у Юрия, совсем поросеночка, ни у Е. Б. нет, и если они дали себя довести до групповой глупости с Бухариным, тогда надо было с ними, точнее: с «Коммунистом», рвать. Это и сделано.

Полемика из-за самоопределения еще только начинается. Тут каша у них полная — и во всем вопросе об отношении к демократии. Тут дать «равенство» поросятам и глуп­цам — никогда! Не хотели учиться мирно и товарищески, так пеняйте на себя. (Я к ним приставал, вызывая беседы об этом в Берне: воротили нос прочь! я писал им письма в десятки страниц в Стокгольм — воротили нос прочь! Ну, если так, проваливайте к дьяволу. Я сделал все возможное для мирного исхода. Не хотите — так я вам набью морду и ошельмую вас, как дурачков, перед всем светом. Так и только так надо дейст­вовать.) При чем тут Радек? может быть спросите Вы.

При том, что он был «тяжелой артиллерией» этой «группы», артиллерией, спрятан­ной в кустах в сторонке. Юрий и К0 рассчитывали недурно (Е. Б. имеет интриганские способности, она, оказалось, не Юрия вела к нам, а создавала группу против нас). Они рассчитывали: мы откроем войну, а воевать-то будет за нас Радек! ! За нас-де будет вое­вать Радек, а Ленин будет связан.

Не тут-то было, милейшие поросята! Связать себя в политике я не дам. Хотите вое­вать? идите открыто. А роль Радека — исподтишка натравливать молоденьких поросят, а самому прятаться за «Циммервальдскую левую» — верх подлости. Самый паршивый ... из тышкинского болота не мог бы подлее торгашествовать, лакействовать и интриго­вать за спиной.

Ad 3 — уже сказано ясно. Вопрос об отношении империализма к демократии и про-грамме-минимум встает все ш up е (см. голландскую программу в № 3 бюллетеня ; американские S. L. Р. выбросили всю программу-minimum. Entwaffnungsfrage ). У Ра­дека тут абсолютная каша в голове (это ясно из его тези-

* — Socialist Labour Party — Социалистическая рабочая партия. Ред. " — Вопрос о разоружении. Ред.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!