Художественный фильм – от рождения до становления



1895 год вошел в историю человечества как дата рождения кино. Как это произошло? 19 век ознаменовался появлением синематографа братьев Огюста и Луи Люмьеров. Как известно, кино зарождалось намного раньше, но именно братья Люмьеры, усовершенствовав предшествующие аппараты, первыми показали кино публике. С тех пор велись нескончаемые разговоры о том, можно ли назвать кино искусством? 

С самого начала казалось, что кино все заимствовало у театра, литературы и живописи. Однако основное отличие искусства кино от других искусств – это движение. Кино, как и литература, говорит на одном языке - языке слов, однако слов живых и звучащих. Как и живопись, кино владеет композицией, линиями, светом, но все это живет в движении. Как театр, кино способно передать эмоцию, но еще и сохранить эту эмоцию на века.

Кинематограф сумел воплотить в себе стремления прочих искусств, преодолеть неподвижность, создать не иллюзию движения, а само движение. Это стало нечто новым, где образы были  многомерны, конкретны, ярки и предметны.

Любое искусство обращено к нашим чувствам, подсознанию, ощущениям и сознанию. И главная его задача  – оставить след в душе зрителя или читателя. Погружаясь в атмосферу идей, впечатлений и переживаний зритель не должен остаться равнодушным. Это бы значило, что автор не смог выразить задуманное полно и достоверно. Кино, как и другое искусство – это скорее о чувстве, интуиции и вдохновении, чем о четкой системе и алгоритмах.  Не каждый может выразить свою мысль или отобразить свое чувство в кино.

Со времен братьев Люмьеров киноискусство очень сильно продвинулось. Кино, помимо движения, обрело звук, цвет, раскадровку и многое другое.

Если вкратце, кино стало полноценной частью искусства во всем мире и обрело всеобщее признание.

«Как во всяком искусстве, в кинематографе есть два полюса – тяготение к документальному и стремление сделать убедительным вымысел и сказку. Он способен потрясти строгой правдой факта и необузданным полетом фантазии. Волшебство и магию экрана можно сделать праздником души. Можно заставить миллионы сидящих в зале людей пережить трагедию, драму, восторг. «Как в кино!» - говорят иногда, сталкиваясь в жизни с чем-то невероятным, удивительным, необычным. В этом есть и положительный оттенок: восхищает, удивляет, «как в кино». Но чаще за выражением «Это тебе не кино!» скрывается пренебрежительное отношение к кино, как к чему-то искусственному, лживому, как к обману, в котором можно делать все, что угодно, в котором нет законов, правил.» (1,с.110)

В своем исследовании я буду рассматривать только художественные фильмы, но также и с элементами документального. Например, рассматриваемый мною фильм будет основан на реальных событиях, но сама реализация идеи фильма, больше художественная, чем документальная.

И хотя бытует мнение, что кинематограф полностью исчерпал себя еще в начале 21 века, на сегодняшний день ни один человек не может представить себе жизнь, в которой не существовало бы визуального начала. Кино сосуществует в нашем бытии, и уйти от этого невозможно. «С наступлением эры цифровых технологий кино было обречено на кардинальные перемены, начиная с процесса производства и заканчивая зрительским восприятием..»(1,с.138)

«Кино перестает быть независимым источником информации и постепенно растворяется в общегигантском информационном поле». (1,с.143)

А. Тарковский, размышляя о кино, однажды сказал: «Зачем люди ходят в кино? Что приводит их в темный зал, где они в течение полутора часов наблюдают игру теней на полотне? Поиск развлечения? Потребность в наркотике?.... Я думаю, что нормальное стремление человека, идущего в кино, заключается в том, что он идет туда за временем — за потерянным ли, или за упущенным, или за необретенным доселе. Человек идет туда за жизненным опытом, потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, и при этом он его не просто обогащает, но делает длиннее, значительно длиннее, скажем так. Вот в чем действительная сила кино, а не в «звездах», не в шаблонных сюжетах, не в развлекательности.» (2,с.10)

 

Специфика кинообраза

Без чего современный человек не может представить себе кино? Конечно, без запоминающегося образа, вокруг которого и складывается кинофильм. Самое главное для автора в задумке своего фильма и успешной ее реализации является именно образ и его проработка. Образ задает атмосферу, атмосфера это уже часть монтажа. Первостепенен именно образ. Чем больше смысла вкладывает автор в кинематографический образ, тем больше работы предстоит ему над остальным фильмом. Образ как бы задает и ритм самого фильма, и построение кадра, и визуальные эффекты, и ракурс,  и музыкальные мотивы и. т.п. Образ как целое всегда больше, чем сумма его составляющих. Он одновременно и материальный и духовный, существует как в воображении, так и на экране.

«Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке. Нет! Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта.» (2,с.25)

 Каждый зритель, прогоняя образ сквозь призму своего восприятия и жизненного опыта, находит в нем что-то свое. Чаще всего мы запоминаем и чувствуем образы, которые знакомы нам в действительности. Ведь человек всегда ищет сходства. Образ выражает жизнь, а не понятие автора о жизни. Каждый образ уникален и неповторим.

В первой главе мы говорили о том, что основное отличие кинематографа от других искусств – это движение. В этой главе мы поговорим об образе. Образ в кино отличен от образа в живописи, литературе и театре. В литературе образ метафоричен за счет средств выразительности, это помогает зрителю представить этот образ. Кинообразу же это не нужно, он сам по себе метафоричен, потому что созерцаем. В живописи образ статичен, театральный образ в отличии от кинематографического не способен воспроизвести то, что неподвластно человеческому глазу, а было создано с помощью компьютерной графики. «Искусства пользуются приемами друг друга, но это не означает, что размыты границы между ними». (3,с.5)

Кинематографический образ интересен и значим потому, что восприятие и впечатление от фильма строится именно на его основе и взаимодействии.  

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!