With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 57 страница



 

и достижению психологического освобождения и психичес­ кой завершенности.

В раннем христианском гностицизме мы найдем прямое продолжение нашего символизма. Особенно хорошо это видно в проведении празднования обряда Причастия гнос­ тической сектой Офитов. Они помещали на столе свален­ ные в кучу хлеба и заставляли змей взбираться на верхний хлеб, после чего они целовали рот змеи и падали перед ней ниц. Именуемая Naas или Ophis эта змея была для них сим­ волом nous, знанием и мудростью, сотворившим мир и да­ ровавшим избавление. Для них змея символизирует образ самого Спасителя. С верой в сокровенную мудрость змеи связано использование ее как символа темных, инстинктив­ ных уровней. Вот почему, например, змея была выбрана Асклепием в качестве символа, и также потому, что она не­ сет яд.

В храме Асклепия в Эпидавросе*** содержалось мно­ жество змей. С психологической точки зрения интересно вспомнить известный факт, что Асклепий пользовался уни-

 

* Останки большой терракотовой змеи были обнаружены в Элевсине (Preller, Vol. 1, p.797, note 1). Деметра - богиня земли и мать Персе-фоны - богини подземного царства.

 

Манера захватывать врасплох придает змее важность, значимость молнии или бури (см Danzel. Mexico, I. Folkwang, Hagen, 1923, pp.38, 45) и потопа ( что четко показано в скандинавских сагах в образе змея Мидгарда, см. Edda Voluspa), отражая также образ "молниеподобной", "сокрушающей" сущности бессознательного инстинктивного уровня (Jung, Psychologe of the Unconscious, Kegan Paul. London, 1921, pp.266 and 333f).

 

*** Во время чумы в 293 году до н.э. римляне послали экспедицию на Эпидаврос для того, чтобы привезти оттуда с собой змею, считав­ шуюся воплощением самого бога. (Chantepie de la Saussaye, Vol.II. p.462)


Исследование сновидений 113

 

кальным методом исцеления пациентов во сне и использо­ вал их сны в качестве исцеляющего внушения, которым он затем воздействовал на пациентов.

 

Все это является ясным и убедительным примером того, что змея использовалась как воплощение бессознательного, несущего в себе зачатки новой и до сих пор неведомой ис­ целяющей силы. Благодаря этому змея стала известной еще

 

и как символ возрождения. Эта идея поддерживается верой

в ее бессмертие, основанной на знании факта ежегодной смены кожи* у змей. Именно из-за этой идеи о бессмертии змеи, образ змеи стал рассматриваться как символ души в целом. Вот почему в Африке умершие возвращаются в виде змей, а в Греции в змеях видят вышедшие из могил души ге­ роев. Греки считали, что змеи и птицы наделены душой,** но если у змей она по сути земная, то у птиц - духовная, и змеи

и птицы почитались в древних Афинах***

Для римлян змея была инкарнацией Гения и Юноны****. Именно порожденная землей душа наделяет человека маги­ ческой силой*****. В Дионисиево-Сабазиевых мистериях Малой Азии золотая змея пропускалась через одежды пос­ вящаемого, поскольку змея здесь отождествлялась с божес­ твом, даровавшем избавление и бессмертие душе******.

 

И приводить подобные примеры можно бесконечно, особенно для египтян*, но индийская мифология просто

 

См. примеры у Frazer, Folklore in the Old Testament, Macmillan. London, 1919, Vol.I., p.50, 66ff., 75f

Chantepie de la Saussaye, Vol.II,ρ 298

*** Там же с.317

 

***" Там же с.433. Первоначально Гений и НОйона были не богами с опре­ деленными функциями, а всего лишь олицетворением индивидуальной душевной силы каждого человека, причем Гений представлял собой мощь мужского начала, а НС4юна - женскую функцию зачатия и рожде­ ния (Там же с.436)

 

***** В качестве примера возьмите легенду об Эрехфее и Кекропе (Preller, Voll, p. 198). У литовцев, например, одним и тем же словом обознача­ ется "жизнь" и "змея". а именно gyvata. (Chantepie de la Saussaye, Vol.Il p.529)


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!