With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 53 страница
Сон пациента можно разделить условно на три эпизода:
1 ) вечеринка, где наш гость отчаянно скучает;
2) смежная комната, в которой он находит животных - ос новные события происходят именно здесь;
3) "внешний мир", где волчонок превращается в первобыт ного червя-змею-дракона.
Сновидения мы всегда рассматриваем как спонтанное са мооткровение в символической форме фактического состоя ния бессознательного видящего сон*. Для нас всегда сущес твует главная проблема: какую однобокую, а значит и не удовлетворительную позицию сознательной жизни, старает ся компенсировать сновидение поскольку мы считаем, что связь бессознательного с сознательной психе носит компен сационный характер. Вот почему очень важно знание реаль ной, фактической ситуации пациента. В ходе обсуждения сновидения стал более ясным образ скучной вечеринки - за
|
|
|
|
Jung, Ueber die Energetic der Seele, p. 157. CW vol. 8 p. 263
106 Герхард Адлер
ним в бессознательном скрывался компенсаторный фактор его безразличной социальной позиции. "Вечеринка" может символизировать либо хорошую приспособленность к соци альной и общественной жизни, либо, с другой стороны, пол ную беспомощность.
Но, кроме того, "вечеринка" может персонифицировать и повседневную жизнь, вернее, ту ее часть, которая полностью покрыта комплексами нашего эго, и, следовательно, симво лизирует эго. В психологическом отношении любому успеху сопутствует определенный этап в развитии эго-сознания, но добиваться успеха надо не за счет инстинктивных и естес твенных сил индивида. Ведь область эго - это только самый верхний пласт обширной сферы нереализованного бессо знательного, ассимилировать содержимое которого необхо димо с максимальной возможностью. Односторонняя иден тификация эго-комплекса, который отражает только часть личности, с целостной психе, должна была привести к про извольному ограничению цельной личности и подавлению самим эго всех воспринимаемых как возможный источник опасности тенденций, более того, отрезанных от подлинного эмоционального опыта. Нельзя же назвать полноценной жизнь, которая лишь идентифицируется с ограниченной сфе рой общественной жизни, или которую кто-то может назвать коллективным сознанием; и поэтому, сделанный бессозна тельным комментарий относительно односторонней позиции пациента находит очень точное и живое выражение в форме состояния скуки. Если ситуация не приносит нам ничего но вого, конструктивного и стимулирующего, то мы считаем ее скучной. Именно таковой и была повседневная жизнь наше го пациента, обязанностью которого было внесение измене ний в свою обыденность. Сон же не объясняется простым критическим разбором, он указывает путь к новому и живо му опыту.
|
|
|
|
Здесь нам пригодится богатый опыт толкования сновиде ний, аименно: сюжет снов можно разделить на три части, в соответствии с тройным временным паттерном, состоящи из прошлого, настоящего и будущего. И это разделение показано в нашем сне очень четко: вечеринка, смежная комната и внешний мир. Вечеринка - изначальные проблемы пациента, т.е. корни его невроза исходят из прошлого, еле-
Исследование сновидений | 107 |
дующий этап - вход в смежную комнату - отражает его те перешнюю критическую ситуацию; т.е. вопиющее фактичес кое состояние его проблем, требующее их разрешения. Мы вправе предположить, что третья часть происходит во внеш нем мире, и предвещает пациенту достижение в будущем нового видения, более зрелого отношения к жизни, посколь ку уже преодолены его теперешние трудности. Ведь решить ся сделать следующий шаг пациента заставило убеждение, что именно откровенно односторонняя жизненная позиция стала причиной его нервных расстройств.Что же несет в се бе следующий шаг? Из области социальной скуки, из своей интеллектуальной односторонности он выходит в смежную комнату, пустую, если не считать двух игрушечных животных, начавших с ним играться. Во время этой игры, вернее, если придать должную динамическую потенцию этому сну, в ре зультате этой игры, две игрушки оживают. Процесс оживле ния происходит как бы случайно и почти нечаянно: посколь ку благодаря "игре" эти объекты (игрушки) обеспечиваются психической энергией, они оживают. Активность фантазии стимулируется самой игрой, создавая таким образом новые потенциалии*.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!