With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 54 страница



 

"Игра" передает важнейшую идею, что нечто можно сделать просто и без напряжения, как бы попутно, играя. Но играть с чем-то означает пе­ редачу во власть объекту игрысамого играющего, он, так сказать, вли­ вает свое собственное либидо в предмет, с которым играет. Результа­ том такой игры становится вызванная в ввображении при помощи ма­ гических действий жизнь. Ведь давно уже известно, что игры детей и примитивных племен представляют собой магические действия - они обладают, как им кажется, абсолютной реальностью, хотя и пребываю­ щей на другом уровне, отличном от так называемого уровня "конкрет­ ной" реальности. Играть - значит устанавливать связь между фантазией

 

и реальностью, пусть даже при помощи магического воздействия свое­ го собственного либидо Таким образом игра становится rite d'entrйe. помогая найти путь для адаптации к реальным объектам Вот почему так серьезно относятся к играм примитивные люди. Всеп-римитивные племена, затевающие между собой военные игры, очень легко переходят к поединкам, во время которых люди ранят и даже убивают друг друга. См. например, Werner: Einfuhrung in die Entlwick-lungspsychologie, Barth, Leipzig, 1926, c.136ff.: На Цейлоне существуетодно из наиболее примитивных из известных нам племен ведды. Их иг­ ры - сцены сражения - часто приводят к настоящим поединкам так же просто, как сразу же после исполнения сцен охоты начинается насто­ ящая охота на диких животных (но в последнем случае эта сцена дей-ствуетуже в противоположном смысле, уже как rite de sortie, восстанав­ ливающей адаптацию к реальности повседневной жизни). Даже у ци-


108                                                                                     Герхард Адлер

 

Животные в сновидениях, это легко понять, отражают уровень инстинктов. Животное является "предчеловеком", в нем олицетворяется животная сторона нашей природы, - животные выражают инстинктивное либидо и бессознатель­ ное вообще.* Но все таки почему именно медведь, волк и змея? И вот тут, чтобы при отсутствии любых ассоциаций со стороны пациента ответить на этот вопрос, необходимо привлечь наши знания коллективного психического мате­ риала. Начнем с медведя. С древнейших времен в качестве символа материнства использовался образ медведя. Он иг­ рает огромную роль в античной Греции, но я хочу привести несколько характерных, отобранных из огромного количест­ ва, примеров. Например, медведь играет важную роль в культе Артемиды, богини, образ которой наиболее тесно ас­ социируется с основными функциями женского пола: боги­ ня деторождения и воспитания детей. Для всех молодых де­ вушек было традицией приносить ей в жертву драгоценнос­ ти или игрушки**. Артемиду и ее жриц очень часто пред­ ставляли в виде медведицы. Во время ежегодного обряда инициации в Афинах девочки в возрасте 5-10 лет выполня­ ли символический ритуал, связанный с именем Артемиды: они одевали медвежьи шкуры и назывались arktoi, или мед­ веди. Этот культ медведицы обнаруживался в древности во всех культурах, где, отражая этическую сторону материнст­ ва, существовал культ Великой Матери.

 

Совсем в другой части света также существовало покло­ нение богине-медведице: богиня Артио из кельтской культу­ ры, чья слава увековечена на гербовых щитах швейцарской

 

вилизованных до определенной степени племен довольно часто случа­ ется, что зрители вмешиваются в ход разворачивающейся перед ними драмы и тут же, на сцене, избивают изображающего злодея актера так, как будто события происходили на самом деле..."

А вот игры детей называются актом "непреднамеренного саморазви­ тия" (Groos. цитируется по C.W.Valentine, The Psychology of Early Childhood, Methuen, London, 1942, p..150). Это как бы бессознательноеи инстинктивное приготовление к будущей взрослой жизни, "серьез­ ной" деятельности. В играх отражаются не только взаимосвязь ребен­ ка сосвоими внутренними процессами, но также его связь с людьми и событиями, происходящими во внешнем мире" (M.Fordham, The Life of Childhood, Kegan Paul, London. 1944, с 11 Of).


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!