With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 50 страница
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что метод активного во ображения нельзя рассматривать как панацею. Существуют случаи, когда его использовать опасно.
Большой ошибкой является применив любого метода, связанного с бессознательным к тем пациентам, кто неадек ватно к этому относятся. Более того, на поздних этапах ана лиза, когда фантазии (подобные только что приведенным) замещают сновидения из-за своей большей ясности, скон центрированности и интенсивности, использование этого метода следует ограничить.
|
|
Ну и, наконец, с течением времени в таких фантазиях и рисунках возрастает количество образов, эманированных из коллективного бессознательного (т.е. архетипов), что требу ет специальных знаний по этнологии, мифологии и психоло гии религии.
Завершая обсуждение данного метода аналитической пси хологии, необходимо подчеркнуть, что ни один метод не мо жет и не должен обладать правами истины в последней ин станции, поскольку каждый обобщающий метод игнорирует не только индивидуальность пациента, но еще более важный
|
|
в данной ситуации фактор - индивидуальность аналитика. Мы все начинаем с общих правил, но в течение работы каждый из нас развивает свои индивидуальные приемы и "методы". Каждый изберет себе метод, наиболее отвечающий его инди видуальности. И едва ли имеет смысл говорить, как тщатель но мы должны избегать влияния на пациентов наших со бственных предпочтений или склонностей.
|
|
Это совсем не означает, что аналитики не должны пол агаться на свой опыт и способности, рекомендуя пациенту тот или иной метод. Нелепо предполагать, что кто-то может полностью отрешится от своей личности.
|
|
Совсем наоборот: мы просто обязаны использовать все, что есть у нас индивидуального, чтобы помочь другому чело веку. А это означает, что вначале мы должны познать наше "персональное равновесие", подчеркивая этим еще раз не обходимость анализа самого психотерапевта.
Это вынуждает меня указать еще на один важный аспект
в выборе метода. Во время каждого анализа неизбежно на ступает момент, когда сам термин "метод" теряет смысл. Та кой момент наступает, когда мы общаемся с пациентом не
Сравнительное исследование | 101 |
как с больной, а как с индивидуальной личностью. Тогда сло ва "аналитик" и "пациент" утрачивают свое значение и ана лиз превращается в живой спор между двумя равными со беседниками. В это время на первый план выходит истинная личность аналитика и любая методика здесь бессильна. Ана литик превращается из "психотерапевта" в один из полюсов взаимного психологического процесса и, соответственно, принимает в себя ровно столько же, сколько и отдает. Вызов брошен уже всей его человеческой личности, поскольку проблемы "пациента" больше не являются отражением "па тологических феноменов", а требуют ответов и решений на человеческом уровне, общем для обоих партнеров, находя щихся в аналитической связи.
Теперь анализ приобретает черты "рецепторного взаимо действия двух психических систем"*.
В этой диалектической взаимосвязи, как отмечал Юнг, "врач должен выйти из своей анонимности и стать на свои лич ные позиции, точно также как требовал этого от пациента"**.
Тогда все изъяны в целостности личности аналитика бу дут безжалостно изобличены и никакой аналитик никогда не сможет по-настоящему помочь пациенту, не превзойдя уро вень своего собственного сознания, что, в свою очередь, потребует глубочайшего саморазвития личности самого па циента. Диалектическая взаимосвязь "требует не только трансформации пациента, но также и применение врачом к самому себе того метода, который он использует в данном случае. И, занимаясь собой, врач должен проявить столько же непреклонности, последовательности и упорства, как и в занятиях с пациентом"***.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!