With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 56 страница
Для того, чтобы полностью охватить символизм медве дя и, особенно, волка, нам постоянно нужно не выпускать из внимания трансформацию в змею. Змея - наиболее плодородный символ бессознательного, причем настолько, что порой заменяет собой само бессознательное. Змеи очень часто встречаются в подземных пещерах и на боло тах и это дало основание считать их вышедшими из ада земными животными, божествами преисподней, а извест ный факт, что они сбрасывают свою кожу породил веру в их бессмертие. Всегда тайное и наводящее ужас появле ние превратило их в символ зловещего могущества ин стинктов, на самом деле - целостного бессознательного,
|
|
Волк играет сходную роль в Персидской Авесте, где сказано, чтопосле победы Ахурамазды - доброго начала - Время Волка пройдет, анаст-нет время Ягненка (См. Chantepie de la Saussaye. Lehrvbuch der Religionsgeschichte, Mohr. Tubingen, 1925, vol.2, p.253)
|
|
Исследование сновидений | 111 |
действующего во мраке, но поражающего с молниеносной быстротой. Представлением о них как о выразителях и но сителях демонической силы они обязаны своей ядовитой природе в той же мере, как и апотропейная сила исцеляю щей змеи Асклепия (Эскулапа). Например, в греческой ми фологии символом земли выступает бог подземного цар ства змей-гигант Пифон, олицетворяющий собой преис поднюю, которого убил Апполон, бог света, и для увекове чения памяти победы над драконом основал храм Пифона
|
|
в Дельфах, где пророчествовала Пифия.* Мрачный, недо брый характер змеи, обитательницы подземного мира, объясняет использование ее образа как символа Врага, который возникает во многих легендах и сагах: например, история о грехопадении человека, Вавилонском Тиамат, змее Мидгард, символизирующем еще и Потоп и так да лее. Дракон или змея, очень часто выступает в роли стра жа лежащих в тайниках сокровищ, овладеть которыми мож но, лишь убив дракона. С другой стороны, победа над дра коном или змеей, дарует удивительную мудрость и могу щество, что видно по самому имени, данному греческой жрице Пифии. В саге о Зигфриде речь идет о том, что только победив дракона и выпив его кровь, он смог свобо дно понимать язык птиц.** Эго - символ опыта, который человек может добыть, лишь "преодолев", то есть соединив силы "подземного мира" (то есть бессознательного, мощь инстинктов). Еще один пример того, какую роль играет змея, можно встретить в Элевсинских мистериях Демет-ры. Во время обряда посвящаемый должен поцеловать искусственную змею, что символизировало его ассимиля-
|
|
С культом змеи связано также и почитание богинь подземного царст ва - Эриний Относительно Пифии у Hans Leisegang, Die Gnosis, Kroner, Leipzig, 1924, p. 111 сказано: "Дракон из недр земли посылает дух рпеита к Пифии, вводящий ее в транс, сама же Пифия сидела на треножнике со змеей на коленях". Много подобных примеров можно встретить у Erwin Ronde's Psyche.
См. также легенду о Мелампе, чьи уши прочистили во время его сна две змеи, что сделало его способным понимать язык древесных чер вей и птиц (Bachofen, Urreligiori und antike Symbole (ed.by C.A.Bernoulli), Reclam, Leipzig, 1926, Vol.2, pp.57. 439) - это особенно удачный образ бессознательного как носителя мудрости. В японской мифологии ге рой Сусаноо убивает дракона, во чреве которого спрятан чудесный меч и женится на девушке - пленнице дракона (Chantepie de la Saussaye, Vol 1. p.281f)
112 Герхард Адлер
цию сил подземного мира.* Змея как холоднокровное жи вотное выражает в своем образе холодную нечеловеческую, неизъяснимую сторону инстинктов, то есть чисто рефлектор ные биологические поступки. Их внезапная атака** и опас ность, таящаяся в них, сделали змей символом страха. Це ремония целования змеи во время проведения ритуала мис терий олицетворяет победу над этим страшным зверем, по корение и ассимиляцию (=поцелуй) самых темных челове ческих инстинктов, приводящих тем самым к их соединению
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!