With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 59 страница
в самом конце своего развития он трансформируется в су щество, способное охватить собою весь мир.
Чтобы понять происходящее, нам надо внимательнее рас смотреть момент превращения игрушек в живых существ. Начать следует с того, что под маской игрушечных животных скрывались инстинкты пациента. Для всех людей, относя-
116 Герхард Адлер
щихся к интуитивным интеллектуалам, характерно желание жить на более высоком уровне, чем уровень обычных быто вых потребностей. Это же относится и к основным требова ниям инстинктов и страстей. Пациент превозмог страх перед своими инстинктами и преодолел силу своих страстей, за ставлявшую его более десяти лет судорожно хвататься за воздушный призрак, что давало ему возможность эффектив но избегать, хотя и со страшной ценой для себя, осущес твления своих инстинктов и эмоциональных потребностей. Это означает, что с одной стороны его инстинкты оставались
|
|
|
|
в детском, зачаточном состоянии, слишком легко удовлетво ряющимися игрушечным миром выдумок и фантазий (откуда и возникли игрушечные звери), а с другой стороны, подавле ние истинной сути инстинктов заставило их отомстить паци енту своим повторным появлением в наиболее грубой и при митивной форме при помощи образа волка. Постепенно, шаг за шагом, сопровождаемая сверхъестественной логикой, трансформация животных из игрушек в живые существа вы свобождает всю их потенциальную энергию. Уже сам факт его прикосновения к ним вывел на поверхность, привел в движение их скрытую жизнь. Другими словами, чтобы ее об наружить, пациенту пришлось перейти на инстинктивный уровень и вместо того, чтобы заниматься безобидными, без ответными фантазиями, ему пришлось перенести настоящий взрыв неразрешенных проблем, угрожавших самому его су ществованию. Он как бы "случайно", нечаянно попал в состя зание не на жизнь, а на смерть со своими огромными фун даментальными проблемами*.
|
|
|
|
* Переход от состояния игрушки к живому существу является характе ристикой непрямого подхода, который так часто использует "природа". Она приманивает нас шутя, играя, но за этой игрой прячется вся серь езность существования, бытия. Это похоже на "дорожку-змейку", когда кажется, что нет четкого направления движения, но в конце пути всег да приходишь к цели. Прямой путь зачастую бывает слишком пугающим для пациента, но непрямой путь, со всеми его уловками и приманками, поданный в виде игры, представления, тем не менее обязательно при водит его к намеченной цели. Так поступает бессознательное. Этот процесс хорошо виден в самом начале анализа у многих пациентов. Ни кто из них не приходит ко мне из-за того, что испытывает необходи мость отыскать пути к миру и согласию со своим бессознательным, на йти решение проблемы всего их существования. Все они обращаются по поводу более-менее поверхностных симптомов. Они считают, что именно в этом симптоме и заключена вся их проблема. Но если бы они
Исследование сновидений | 117 |
Если бы эти животные не появились бы в виде игрушек, пациент никогда не преодолел бы свой страх перед ними
и уж совершенно точно не осмелился прикоснуться к ним. Но последствия этого поступка повергли его в состояния неприятного удивления, шока и в тоже время явились предпосылкой процесса роста и развития, единственного
знали с самого начала какой трудный и мучительный путь установления адекватного контакта со своим бессознательным придется преодолеть, то мало кто их них отважился бы на это. Но при помощи "непрямого подхода" сразу можно подойти к сути их проблем. Шаг за шагом, сно ва как бы нечаянно они погружаются в глубины своих проблем, что ока залось бы неосуществимым при другом подходе, осталось бы неприем лемым из-за возникшего страха. Существует странная египетская ле генда о рождении бога Анубиса. Эта легенда, в мифологических выра жениях, отражает психологическое состояние нашего пациента. (Я за имствовал этот пример из семинара, проведенного профессором HOh-гом в Е.Т.Н. в Цюрихе в 1936-37 гг. См. также Adolf Erman, Die Religion der Aegypter, de Gruyter. Berlin, 1934, pp.72, 86). В соответствии с этим мифом, шакалоголовый бог подземного царства Анубис был нечаянно порожден Осирисом и Нефтидой, женой Сета. Эти четверо - братья и сестры являются детьми бога земли Геба и богини неба Нут. Светлое мужское начало отражает бог света Осирис, а его соперник Сет пред ставляет собой темное мужское начало. Подобно этому, Исида и Не-фтида являются соответственно светлым и темным женским началом. Одно из предназначении Анубиса быть "Тем, Кто Отворяет Путь", то есть проводником в подземном мире. И замечательно здесь то, что проводник в подземном царстве (Царстве Мертвых) произошел от со единения светлого мужского начала с темным женским и что произош ло это "нечаянно". В психологическом смысле это означает, что доступ
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!